Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Адреса и описания складов
rss-kaskad.ru
№32 (602) 13 августа 2007 г. События. Оценки

Fiat «продинамили»

13.08.2007
Cудят очередного автодилера

Елена АНКУДО

Жаркое лето 2007г. принесло богатый урожай на уголовные дела в отношении автодилеров. После приговора сотруднику «РиМи Авто», обвинения в адрес его руководителей, помещения под стражу трех должностных лиц компании «Эмир Моторс» на минувшей неделе Департамент финансовых расследований КГК по Минской области и Минску направил в суд уголовное дело должностных лиц ООО «АвтоДинамо» - импортера Fiat, Alfa Romeo и Lancia.

Правоохранители называют «дело «АвтоДинамо» первым в отношении белорусских автодилеров, в котором фигурирует статья УК «уклонение от уплаты таможенных платежей». Знакомые еще до начала массированных проверок белорусских автосалонов «серые схемы» снижения таможенных выплат в скором времени пополнятся классической версией, обкатанной на «АвтоДинамо». Прочие импортеры, призванные к ответственности, несколько видоизменили и усложнили схему, которой, по мнению ДФР КГК, с успехом пользовались в автосалоне, расположенном в Минске на ул. Монтажников, 7.

ЧЕТВЕРО В ДЕЛЕ

Неизвестно, на каких автомобилях подъедут к зданию суда бывшие должностные лица импортера Fiat Auto S.P.A. - директор «АвтоДинамо» Сергей П. и директор сервис-центра автомобилей Fiat - ИП «Италкар» Алексей Б. Двое обвиняемых успели уволиться из «АвтоДинамо»: бывший водитель Петр Г. и менеджер по продажам Кирилл М. Все четверо, как следует из обвинения, объединились в «устойчивую управляемую группу» с распределением обязанностей и ролей.

Предполагается, что, подчиняясь воле учредителя и собственника «АвтоДинамо» Андрея Малышева, к моменту возбуждения уголовного дела успевшего покинуть Беларусь, все четверо на протяжении 2002-03гг. уклонялись от уплаты таможенных платежей в крупном размере. В результате 118 автомобилей итальянского производствавъехали в страну, минуя белорусский бюджет. По подсчетам правоохранителей, «серая схема» поставки итальянских автомобилей в адрес «АвтоДинамо» позволяла оформлять Fiat, Alfa Romeo и Lancia не на импортера - юрлицо, а на физлиц, названных в обвинении подставными. Значительная разница в пошлинах для физ- и юрлиц, просуществовавшая до декабря 2005г., позволила сэкономить более чем Br1,4 млрд.; в уголовном деле эта сумма определена как ущерб.

«Дело «АвтоДинамо» инициировано еще весной 2005г. Длительный срок расследования объясняют большим объемом работы: после подключения к проверке сотрудников Государственного таможенного комитета (ГТК) число автомобилей, ввезенных по «серой схеме», стало расти как на дрожжах. Владельцы автотранспорта тоже придут в суд - в качестве свидетелей: они рассказали следствию о подробностях работы импортера Fiat, законность которой в настоящее время подвергается сомнению. Но прежде суд планирует допросить обвиняемых, которые не признают своей вины и полагают, что поставка автомобилей проходила на вполне законных основаниях.

ПОЕХАЛИ ПО СХЕМЕ

Как следует из обвинения, компания «АвтоДинамо» заключила с концерном Fiat Auto S.P.A. договор об импорте и продаже автомобилей. В соответствии с ним на территорию таможенного склада Autoverslas в Литве направились автовозы. Оказавшись на территории Литвы, представители «АвтоДинамо» не упоминали название белорусского автосалона. Вместо импортера за дальнейшее сопровождение автомобилей бралось предприятие Automainai. Уже после возбуждения уголовного дела следствию стало известно, что владельцем 10-процентного пакета акций Automainai являлся Андрей Малышев. Не исключено, что по его распоряжению предприятие оформляло на себя все автомобили, после чего автовозы, не разгружаясь, поворачивали в сторону Беларуси.

Следствие располагает доказательствами, что на белорусско-литовской границе итальянские автомобили оформлялись на неких физлиц, среди которых были знакомые обвиняемых и сотрудники «АвтоДинамо». Как выяснилось впоследствии, эти люди порой не располагали денежными средствами для покупки новых автомобилей. Из налоговых деклараций, поданных на транспортные средства, следовало: часть средств, на которые куплены автомобили, - заемные, причем многие физлица, фигурирующие в качестве собственников Fiat и Alfa Romeo, занимали деньги друг у друга.

Доставленные в Минск автомобили поступали в шоу-рум «АвтоДинамо» как принятые на комиссию. Итальянские автомобили привлекали внимание уважаемой публики: например, через комиссионный магазин «АвтоДинамо» новые автомобили Fiat Stilo и Fiat Punto приобрели жена и дочь бывшего замначальника УБЭП МВД Ивана Клименкова, ныне осужденного к 10 годам колонии за злоупотребление служебными полномочиями и получение взятки в крупном размере. Деньги покупателей сперва поступали на расчетный счет «АвтоДинамо», а затем - на счета физлиц, фигурирующих в документах как собственники автомобилей.

Следствие предполагает, что, оказавшись на этих счетах, деньги обналичивались и передавались обвиняемым: согласно договору с Fiat Auto S.P.A., реальным владельцем новых автомобилей являлось «АвтоДинамо». Следствие предполагает, что в нарушение договоренностей с заводом-производителем автомобили переоформлялись в Литве на предприятие Automainai, а затем в документы вписывались имена подставных физлиц, чьи паспортные данные покупали в среднем за $50. Несложная схема позволяла декларировать автомобили как собственность физлиц, а не белорусского импортера, что автоматически уменьшало таможенные выплаты.

По мнению правоохранителей, каждому обвиняемому отводилась своя роль в организации поставок автомобилей: один договаривался с физлицами, покупая паспортные данные и оформляя налоговые декларации, признанные следствием сомнительными, другой занимался таможенным оформлением и регистрацией автомобилей в ГАИ. Один из обвиняемых сам изредка перегонял новые автомобили из Литвы в Беларусь, если того требовала необходимость. Роль организатора процесса отведена Малышеву, однако после возбуждения уголовного дела его следы в Беларуси потерялись. Уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство - Малышеву предъявлено заочное обвинение по той же статье УК, что и бывшим его подчиненным.

P.S. Прекратив импорт автомобилей в 2005г., «АвтоДинамо» продолжало работу, осуществляя сервисное обслуживание автомобилей, хотя исчезновение учредителя компании предрекало закат ее хозяйственной деятельности. За месяц до возбуждения уголовного дело в СМИ появилась информация о продаже имущества «АвтоДинамо», включая СТО и помещение предпродажной подготовки автомобилей. В ходе следствия часть имущества импортера реализовали приблизительно за Br813 млн. и направили на погашение ущерба (в т.ч. средства, находившиеся на расчетном счете).

После предъявления обвинения должностным лицам «АвтоДинамо» началась процедура банкротства предприятия: как выяснилось, импортер задолжал банкам, кредитовавшим приобретение автомобилей. По сведениям «БелГазеты», на экс-импортере до сих пор «висит» долг около 500 тыс. евро перед одним из белорусских банков. А по адресу ул. Монтажников, 7 сегодня находится совсем другой импортер.

ТАМОЖНЯ СЧИТАЕТ ДОБРО

Старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с контрабандой ГТК Дмитрий БОРДИЯН согласился прокомментировать «БелГазете» ситуацию вокруг обанкротившегося импортера.

- «Дело «АвтоДинамо» началось с плановой проверки хозяйственной деятельности?

- Это лучше спросить у финансовой милиции, которая попросила ГТК оценить ряд выявленных фактов, говорящих о «серых схемах» импортера. Изучив сведения ДФР, мы обнаружили факты нарушений при поставках автомобилей на территорию Беларуси: в действиях сотрудников «АвтоДинамо» имеются признаки нарушений, трактуемых статьей УК как «уклонение от уплаты таможенных платежей». «Дело «АвтоДинамо» стало первым уголовным делом, возбужденным в отношении автодилеров, где фигурирует эта статья уголовного закона.

- И продолжает оставаться единственным?

- Нет. Статья УК «уклонение от уплаты таможенных платежей» фигурировала в ряде уголовных дел других дилеров. Имеется она и в деле должностных лиц «Эмир Моторс».

- Почему при схожести формальных нарушений в деятельности дилеров, уклонявшихся от уплаты таможенных платежей, в каждом новом деле фигурируют различные статьи уголовного кодекса? К примеру, один из сотрудников «РиМи Авто» признан виновным в незаконной предпринимательской деятельности, а его руководство обвиняется в уклонении от уплаты налогов?

- Нарушения схожи, поскольку в свое время дилеры играли на разнице таможенных пошлин для юридических и физлиц. Однако каждый субъект хозяйствования пытался максимально усложнить схемы своей работы, чтобы сделать нарушения как можно более незаметными для правоохранительных органов. Как только появлялась информация о претензиях к деятельности некоего дилера, прочие тут же задумывались о новых усложнениях. Схема, описанная на примере «АвтоДинамо», - самая простая. Ее элементы встречаются в деятельности и других дилеров.

- Почему «АвтоДинамо» с 2004г. перестало оформлять автомобили на физлиц, занявшись поставкой для юрлиц?

- К тому времени начались проверки, и руководители импортера поняли, чем это для них обернется.

- Накладывался ли запрет на отчуждение автомобилей Fiat, Alfa Romeo и Lancia, приобретенных у «АвтоДинамо», во время расследования уголовного дела, как это в свое время произошло с клиентами «РиМи Авто»?

- Нет. Пять автомобилей по решению суда изъяли в доход государства как имущество, приобретенное незаконным путем, остальные автомобили остались в собственности их владельцев. Что же касается BMW, приобретенных через «РиМи Авто», то значительная их часть находится во временном ввозе на территории России. Не исключено, что они давно сменили своих владельцев.

-Далеко не все проверки работы автодилеров заканчивались обвинительным приговором. Что скажете, к примеру, о должностных лицах «Либерти Авто», которые перечислили государству около $1 млн. после возбуждения в отношении них уголовного дела, после чего были освобождены от уголовной ответственности?

- Освободить человека от уголовной ответственности может только суд. Дело должностных лиц «Либерти Авто» снова возбуждено, идет следствие.
Добавить комментарий
Проверочный код