Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№32 (602) 13 августа 2007 г. Sexus

Простые вещи Андрея Щукина

13.08.2007
«Они приносят удовольствие»

«Я герой ненашего времени», - шутит он, признаваясь, что ему комфортнее было бы в конце XIX века. Не просто фотограф, а «фотограф-художник» Андрей ЩУКИН ненавидит «общество потребления» и «эстетику века, погрязшего в рекламе», и считает, что искусство быть актуальным - это искусство быть собой. «Все, что мы признаем актуальным сегодня, было актуально на протяжении многих веков, даже тысячелетий…»

- Вы почему-то поместили себя в другое время…

- Не поместил, просто я бы сказал, что мне в этом времени некомфортно: мне ближе эстетика предыдущей эпохи.

- И, тем не менее, вы - современный фотограф?

- Я думаю, современным сегодня может быть художник: фотограф - ремесленник, художник напротив занимается творчеством. Если фотограф - сначала художник, а уж потом тот, кто отводит затвор и нажимает на кнопку, - только тогда он может считаться современным. Я чаще фотограф, а потом художник.

- Актуальность и современность - слова-синонимы для вас?

- Вовсе нет: актуальными были и остаются одни и те же вещи - то, что актуально для нас сегодня, было актуально для наших предшественников на протяжении многих лет, веков, тысячелетий.

- Оказавшись в XIX веке, чем бы вы занимались?

- Наверное, был бы ремесленником - столяром, плотником, работал руками, что я сейчас с удовольствием делаю. Это простые вещи, но они приносят большое удовольствие: ты понимаешь, что занимаешься чем-то основательным, чем занимались задолго до тебя предыдущие поколения, и тем же буду заниматься последующие. Собственно, фотография как ремесло тоже требует много ручного труда.

- Как вы относитесь к тому, что фотоаппарат сегодня может позволить себе каждый?

- Это здорово! Только парадокс в том, что снимков, настоящих, достойных того, чтобы их выставляли на суд публики, все рано - мало. В Англии как раз прошла недавно показательная выставка «Все мы фотографы». По условиям организаторов, любой человек мог принять в ней участие: достаточно было прислать фотографию, которую он посчитал интересной (даже если она снята на мобильный телефон), и она участвовала в экспозиции. Идея такова, что мы все - фотографы, но как оказалось, интересных выставочных фотографий, которые привносят в этот мир что-то новое, там немного.

- Чьим мнением вы руководствуетесь в своей работе?

- Своих друзей, публики. Хотя сейчас редко от кого услышишь… (задумывается).

- Комплимент?

-… Нет, хотя бы просто отзыв. Искусство в чистом виде не востребовано сегодня: самые интересные мероприятия, наделавшие много шума в прессе, как после, оказывается, проводятся крупными брендами в рамках их рекламной кампании.

- Кто для вас является безусловным авторитетом в фотографии?

- Я очень люблю Джоела-Питера Уиткина.

- Как вы относитесь к цитированию, подражанию?

- Буквально вчера у Борхеса прочел интересную мысль: «Плагиат начинается там, где есть место коммерции». Здорово сказано! Ведь о плагиате действительно начинают говорить лишь тогда, когда речь заходит о деньгах. В эпоху барокко человек не думал о том, совпадет ли его мотив с мотивом кумира и учителя, он просто творил, просто писал: творчество ради самого творчества. Тот же Иоганн-Себастьян Бах записывал все, что ему нравится в любимую нотную тетрадь, а потом творчески переосмысливал и выдавал нечто совершенно иное.

- А в чем тонкая грань между заимствованием и плагиатом?

- Нет никакой тонкой грани: между заимствованием и плагиатом пролегает граница, широкая, как китайская стена. Плагиатор передирает от начала до конца. А если он когда-то где-то видел, что-то ему нравится и вдохновило его, разве же это плагиат?
Добавить комментарий
Проверочный код