Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (602) 13 августа 2007 г. Sexus

Простые вещи Андрея Щукина

13.08.2007
«Они приносят удовольствие»

«Я герой ненашего времени», - шутит он, признаваясь, что ему комфортнее было бы в конце XIX века. Не просто фотограф, а «фотограф-художник» Андрей ЩУКИН ненавидит «общество потребления» и «эстетику века, погрязшего в рекламе», и считает, что искусство быть актуальным - это искусство быть собой. «Все, что мы признаем актуальным сегодня, было актуально на протяжении многих веков, даже тысячелетий…»

- Вы почему-то поместили себя в другое время…

- Не поместил, просто я бы сказал, что мне в этом времени некомфортно: мне ближе эстетика предыдущей эпохи.

- И, тем не менее, вы - современный фотограф?

- Я думаю, современным сегодня может быть художник: фотограф - ремесленник, художник напротив занимается творчеством. Если фотограф - сначала художник, а уж потом тот, кто отводит затвор и нажимает на кнопку, - только тогда он может считаться современным. Я чаще фотограф, а потом художник.

- Актуальность и современность - слова-синонимы для вас?

- Вовсе нет: актуальными были и остаются одни и те же вещи - то, что актуально для нас сегодня, было актуально для наших предшественников на протяжении многих лет, веков, тысячелетий.

- Оказавшись в XIX веке, чем бы вы занимались?

- Наверное, был бы ремесленником - столяром, плотником, работал руками, что я сейчас с удовольствием делаю. Это простые вещи, но они приносят большое удовольствие: ты понимаешь, что занимаешься чем-то основательным, чем занимались задолго до тебя предыдущие поколения, и тем же буду заниматься последующие. Собственно, фотография как ремесло тоже требует много ручного труда.

- Как вы относитесь к тому, что фотоаппарат сегодня может позволить себе каждый?

- Это здорово! Только парадокс в том, что снимков, настоящих, достойных того, чтобы их выставляли на суд публики, все рано - мало. В Англии как раз прошла недавно показательная выставка «Все мы фотографы». По условиям организаторов, любой человек мог принять в ней участие: достаточно было прислать фотографию, которую он посчитал интересной (даже если она снята на мобильный телефон), и она участвовала в экспозиции. Идея такова, что мы все - фотографы, но как оказалось, интересных выставочных фотографий, которые привносят в этот мир что-то новое, там немного.

- Чьим мнением вы руководствуетесь в своей работе?

- Своих друзей, публики. Хотя сейчас редко от кого услышишь… (задумывается).

- Комплимент?

-… Нет, хотя бы просто отзыв. Искусство в чистом виде не востребовано сегодня: самые интересные мероприятия, наделавшие много шума в прессе, как после, оказывается, проводятся крупными брендами в рамках их рекламной кампании.

- Кто для вас является безусловным авторитетом в фотографии?

- Я очень люблю Джоела-Питера Уиткина.

- Как вы относитесь к цитированию, подражанию?

- Буквально вчера у Борхеса прочел интересную мысль: «Плагиат начинается там, где есть место коммерции». Здорово сказано! Ведь о плагиате действительно начинают говорить лишь тогда, когда речь заходит о деньгах. В эпоху барокко человек не думал о том, совпадет ли его мотив с мотивом кумира и учителя, он просто творил, просто писал: творчество ради самого творчества. Тот же Иоганн-Себастьян Бах записывал все, что ему нравится в любимую нотную тетрадь, а потом творчески переосмысливал и выдавал нечто совершенно иное.

- А в чем тонкая грань между заимствованием и плагиатом?

- Нет никакой тонкой грани: между заимствованием и плагиатом пролегает граница, широкая, как китайская стена. Плагиатор передирает от начала до конца. А если он когда-то где-то видел, что-то ему нравится и вдохновило его, разве же это плагиат?
Добавить комментарий
Проверочный код