Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (602) 13 августа 2007 г. Личный вкус

CD-обзор

13.08.2007
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

  

PAUL MCCARTNEY, «MEMORY ALMOST FULL»

Hear Music, 2007


В негласном конкурсе на самый апокалиптический и патологический диск лета, как ни странно, победил сэр Пол Маккартни, от которого уже давно не ожидалось прозрений: живет себе, записывает какие-то песенки - и прекрасненько, лишь бы не умирал. А вот и нет - похоже, сэр решил устроить драматичный финал в стиле Фредди Меркьюри: провизжать лебединой песней, чтобы кровь горлом и песни потрагичнее, чем у Radiohead. Мы оказались так шокированы, что решили посвятить взбунтовавшемуся старичку целый выпуск CD-обзора.

Музыка сэра Пола всегда была удивительно интравертной: он редко уходил дальше изящной мелодичной поверхностности, пусть и гениальной. В глубины собственной души (там, ясное дело, потемки) слушателя он не пускал: поп-музыка - дело дурашливое. Впрочем, были и редкие случаи, когда сквозь музыку проглядывало что-то запредельное: например, на альбоме Flaming Pie (1997г.) - жена Пола Линда уже тогда серьезно болела, и баллады, посвященные ей, вызывали щемящее ощущение льда под кожей.

Теперь же, изможденный разводом с, как выяснилось, бешеной теткой Хизер Миллз (которая мало того что забрала внушительную часть состояния экс-супруга, так еще и поведала всем таблоидам о том, как ненормальный сэр отвратителен и даже опасен в быту, более того, собирается снимать мультсериал «Семейка Маккартни», чтобы и бывшим родственничкам, значит, отомстить за то, что не приняли в семью), Маккартни неожиданно изменился.

Правду говорят: страдания ведут к просветлению. Прошлый слоган «Линда была бы счастлива, что я не один», канул в Лету - теперь Полу стыдно. И вообще, альбом он посвятил светлой памяти Линды. Более того, кажется, он собрался с ней скоро, прости Господи, повидаться. Фарс с покаянием и отпущением грехов через рок-альбом может и не пройти, конечно, но не нам судить.

Диск называется «Память практически заполнена»: Пол уподобляет себя компьютеру. Компьютер можно «почистить», с человеком все сложнее. И Пол, отказавшись от услуг кудесника Найджела Годрича (превратившего его прошлый альбом «Хаос и созидание на заднем дворе» в звуковую феерию) и разорвав контракт с мега-лейблом Capitol (альбом вышел на новом, малоизвестном лейбле Hear Music), практически в одиночку (внимание, он снова сам сыграл на всех инструментах!) издает диск, страшный в своей прямолинейности и глубине.

Основные темы альбома - секс, смерть и прошлое. Под монотонный кантри-бит песни «Сегодня все танцуют» танцевать невозможно; распевая о героическом прошлом (Ever Present Past), Пол говорит о том, что на его долю досталось слишком много славы, поэтому, наверное, он не всегда хорошо обращался с женщинами. А ближе к финалу альбома всплывает песня-завещание The End Of The End, где Пол без малейшего смущения поет: «В день, когда я умру, я хочу, чтобы звучали шутки и чтобы старые истории разворачивались подобно коврам, на которых бы играли дети. Нет смысла плакать - я бы хотел, чтобы звенели колокольчики и чтобы песни, которые мы когда-то пели, были развешаны всюду подобно одеялам, на которых резвились любовники. Нет нужды грустить, когда все закончится». Более чем нетипичный ход для нашего бодрого старичка. Возможно, он решил записать свой Последний Альбом?

Впрочем, в качестве финального «прости» диск звучит весомо - с мощными рок-боевиками (Only Mama Knows), страстными блюзами (Gratitude, This Was Me) и насыщенной спецэффектами нео-психоделикой (Vintage Clothes). Симптоматично еще и то, что на склоне лет сэр Пол умудрился написать две песни уровня как минимум альбома Band On The Run. Mr. Bellamy - хай-тековая инкарнация дурака на холме, нервно-мечтательная песня про суицидника, забравшегося на крышу.

Под рваное фортепианное стаккато и монотонный хип-хопперский бит пресловутый «мистер Беллами» сообщает, что «не спустится вниз» и что «здесь, без вас, мне нравится гораздо больше». Возможно, это не послание полицейским, уговаривающим героя спуститься, а циничный мессадж бывшей жене. К тому же во второй части трэка, когда песня шизофренически разливается в «битловский» коллаж с колокольчиками, флейтами и эхом, сэр утверждает, что «ему еще нужно кое-что сделать, а здесь никто не заслоняет мне вид». Вторая песня - House Of Wax - по силе воздействия сравнимая разве что с Pink Floyd «Highhopes» или Queen «Who Wants To Live Forever”; леденящие апокалиптические литания о хрупкости и мгновенности бытия. Странно, что ужас полного исчезновения сэр Пол воспринимает спокойно, с какой-то уже нездешней мудростью - неудивительно, что после серии песен о смерти финальным трэком звучит вздорная блюзовая «кричалка» Nod Your Head.

Странно, что один из своих лучших альбомов Пол Маккартни записал именно сейчас. Впрочем, если вы битломан с тридцатилетним стажем, диск вызовет у вас в лучшем случае недоумение. И правильно, не стоит это слушать, это в общем-то уже давно не для вас.
Добавить комментарий
Проверочный код