Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (602) 13 августа 2007 г. Личный вкус

Ближе к почве

13.08.2007
Теледвижения

Иван БУГАЕВ

Для тех, кто наплевал на свои корни, закрыл уши наушниками mp3-плейера, глаза - солнцезащитными очками с иностранной надписью, предпочел продукции «Гомсельмаша» подержанный BMW и курит Winston One с красивым, но двусмысленным слоганом про свободу. Для тех, кто забыл, как пахнет по осени силос, как податливо мнется в руках поднятый с пашни комочек навоза, как победоносно грохочут комбайны на проселке… Вернитесь к почве! Вспомните, настоящий белорус - потомственный аграрник, а не городской брандахлыст, вяло сосущий коктейль у стойки гламурного бара в окружении сексуальных и социальных меньшинств.

Лучший способ вспомнить про корни - программа «Гаспадар» на телеканале «Лад». Словно отборное зерно в закромах родины, она бережет традицию - неизменность городских представлений о патриархальном укладе белорусской деревни. Собственно, деревня ни при чем. Рулит, как всегда, столица, настойчиво внушающая глубинке: ты, глубинка, в 2007г. живешь и будешь жить так же, как и в 1997-, 1987-, 1977-, 1967-м и т.п. Чтобы достичь еще большей степени жизнеподобия, «Гаспадар» делает это в стилистике 60-70-х.

Красит программу крайне «мiлагучны» белорусский язык - язык отечественного соцреализма, крепко привязанного к сельской околице, оснащенный множеством псевдопоэтических инверсий, притопываний-прихлопываний, пословиц-поговорок и заголовков газеты «Звязда» 70-х гг. Эталонная заставка - красное и зеленое, название программы на гигантском каравае. В рекламных паузах - гадания на картах таро и социальный ролик с выпрыгивающим из-за куста ряженым «медведом» с детского утренника. Маленькая патриархальная идиллия на стыке хрестоматии по фольклористике и «Сельского часа».

«Гаспадар» - действо фольклорное, ритуально-языческое. Симпатичный городской шаман с камерой и микрофоном выходит в поле, где горбатятся коричневые от загара мужики с заскорузлыми ладонями и такой же заскорузлой речью. Нет, он не будет спрашивать мужиков об их реальной, не лубочной жизни, - платят ли в СПК, свежий ли хлеб в автолавке, бил ли труженик села жену или, напротив, жена отметелила, добавляют ли куриный помет в самогон для крепости, в какой вуз собираются сбежать после окончания школы дети… Камлание тем и отличается от интервью, что ответ не важен - важна интонация, с которой задается вопрос.

Программа «для тых, хто ад расы да расы на хлебнай нiве працуе», строится на повторении заклинаний вроде «Жнiво - усяму вянец» и трафаретных штампов-буриме, которые, даже если ведущий забудет текст, без труда продолжит любой зритель: «Нiякi пах не заменiць хлебаробу водар…» Ясно, что не плодово-овощного вина, а тучнеющей нивы. «Рэдкi чалавек, ня тое што птах, ня спынiцца…» Понятно, что не перед придорожным кустом, где удобно справить нужду, а перед полем коллективной формы собственности.

Белорусские крестьяне, вопреки бытующим о них мифам, народ хитрый. Труд у них тяжелый, жизнь - не легче. И если прямо во время жатвы суют в кабину комбайна микрофон и спрашивают про что-нибудь умилительное, потомственный аграрник изо всех сил старается ответить городскому именно то, что тот хотел услышать, чтобы отвязался. Откуда, блин, у вас любовь к земле? Ну не скажешь же, что семью кормить надо. «К земле? Это или тяга… Или любовь… Или жилка такая… Или от родителей досталось…» Сушилки на местных видах топлива, в духе последней директивы? Да, пожалуйста: уже работают «на собственном торфУ и на собственном сырьИ». Ценят ли на Молодечненском хлебокомбинате труд аграрников? Еще бы! «Они выращивают, а мы пожинаем их плоды». Иные сердобольные женщины даже пытаются отвечать по-белорусски, но там, где ответ выходит за пределы содержащихся в вопросе соцреалистических клише, неизбежно снова перепрыгивают на трасянку.

В агротехнологии лучше глубоко не вникать - в центре должен находиться Прастой Чалавек и его безрезультатно дотируемый труд. Зато пофилософствовать у зерносушилки - отнюдь не грех: «Комбайн и сушилка, может, даже равнозначны. И комбайн, и сушилка - только в такой ситуации можно убрать урожай!» Третий зерноуборочный агрегат - телевидение, вдохновляющее на трудовой подвиг.

В промежутках лубочные хлеборобы слушают выступления фольклорных ансамблей, пляшут и поют сами, вкушают обеды за 30% стоимости и празднуют юбилей Пуховичского сельсовета. Потому, должно быть, и «праца спорыцца - толькi паспявай збожжа прынiмаць».

Этот деревенский ретромир 70-х ни в коем случае нельзя убирать из эфира. Пройдет 10, 20, 30 лет, и благодаря «Гаспадару» новые поколения белорусов смогут приобщиться к мифу об общинно-аграрной стране в центре Европы. Стране, где пашут и пляшут во имя умножения социалистической чарки и шкварки с последующим разделом на 10 млн. едоков.
Добавить комментарий
Проверочный код