Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (602) 13 августа 2007 г. Экономика

Под бензиновым градусом

13.08.2007
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Источник из органов госуправления, пожелавший, как водится, остаться неназванным, сообщил «Интерфаксу», что в Беларуси подготовлен проект решения правительства об увеличении с 1 августа бюджетных субсидий при ввозе нефти железнодорожным транспортом до 127% от уровня специальной экспортной российской пошлины на нефть (с 1 августа $65,6 за 1 т). Эта мера продиктована необходимостью гарантировать хотя бы минимальную прибыль при нефтепереработке на условиях процессинга, и вернуть на белорусский рынок российских давальцев, успевших разочароваться и убежать из республики.

Сначала года это уже четвертая и, видимо, не последняя попытка правительства сформировать такие условия поставки нефти, которые обеспечили бы полноценную загрузку белорусских НПЗ. Но оптимальное решение пока не найдено. А время уходит, и вместе с ним тает надежда Александра Лукашенко, высказанная в начале года, что «найдутся желающие компании, которые поставят в Беларусь нефть». Не спешат сюда «другие компании, которые поставят нефть и продадут нефтепродукты». Не подтверждается пока и уверенность президента в том, что «в России и в бизнесе, и в политике здравый смысл возобладает, и РФ вернется в Беларусь на тех принципах сотрудничества, на которых оно строилось».

Хотя здравый смысл у российских нефтетрейдеров, безусловно, есть. Благодаря ему они и покинули некогда очень благодатный белорусский оффшор. Еще в марте «БелГазете» без особого труда удалось предположить, что проблема убытков не будет решена с помощью увеличения размера компенсации до 90% от уровня спецпошлины. Уже тогда наши расчеты показывали, что для обеспечения минимальной прибыли при процессинге «сумма компенсации должна опережать величину спецпошлины долларов эдак на 7 в расчете на тонну». Однако правительство, хоть и пришло к аналогичному выводу спустя некоторое время, но согласилось на увеличение суммы компенсации только для нефти, поставляемой железнодорожным транспортом. Зато сразу выше спецпошлины - на $17,7 за 1 т.

По информации «Интерфакса», на железнодорожный вид транспорта приходится 18% от общего объема поставок нефти в республику. И при использовании повышенной суммы компенсацииприбыль от реализации нефтепродуктов (с учетом убытков от продаж на внутреннем рынке), полученная в августе, будет колебаться в диапазоне от $14 до $18 за 1 т нефти. Но реализация нефтепродуктов, выработанных из нефти, транспортируемой по трубе, будет по-прежнему приносить убытки в размере от $12,8 до $13,3 за 1 т нефти. При этом убытки при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке составят $35-37 (по «трубной» нефти) и $45-46 (по «железнодорожной»). Таким образом, решение об увеличении размера компенсации позволит получать прибыль лишь от некоторой части нефтепродуктов, поставляемых на экспорт.

В то же время известен более эффективный способ повышения рентабельности продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке - путем снижения акцизов, формирующих половину розничной стоимости бензина. Пойдя этим путем, правительство убедилось, что в этом случае убытки НПЗ уменьшатся, причем вместе с доходами бюджета от экспортных пошлин и акцизов. Поэтому метод правительству не понравился, и оно не собирается решать проблему рентабельности нефтепереработки столь тривиальным способом. Все попытки найти более оригинальный выход из положения наверняка обречены на провал, поскольку российская система экспортных пошлин, используемая в Беларуси, нацеливает поставщиков нефти на обеспечение в первую очередь потребностей внутреннего рынка. А белорусские власти хотят с помощью компенсаций не только нейтрализовать действие российских экономических барьеров, но и добиться совсем иной цели - сделать доходным весь экспорт нефтепродуктов.

В итоге имеем бесполезные научные изыскания, оплаченные белорусскими налогоплательщиками. Проще говоря, мартышкин труд, в конечном счете нацеленный на сохранение традиционных источников пополнения бюджета, а значит, и дотирования наиболее убыточных отраслей белорусской экономики в целом, которые обходятся владельцам автотранспорта все дороже и дороже.

6 августа в Беларуси уже в третий раз с начала года повышены оптовые и розничные цены на нефтепродукты. Литр бензина АИ-92 теперь стоит почти $1 (Br2020), а АИ-95 - больше $1 (Br2310). Цитировать лепет официальных лиц, объясняющих причины очередного повышения цен, так же бессмысленно, как и вспоминать их заявления о гарантиях стабильности цен в течение года. Что бы они ни говорили, а результат всегда один и тот же. Это в мире цены на нефтепродукты колеблются вслед за конъюнктурными колебаниями, а в Беларуси цены на бензин всегда растут в темпе роста расходов госбюджета.

Республика до сих пор не живет по законам рынка, в чем не стоит упрекать ни одного из членов правительства. Ведь член белорусского Совмина получает почти такую же зарплату, как сотрудница Московского метрополитена, наблюдающая за эскалатором. Эти тети, дежуря через двое суток на третьи, получают RUR30 тыс. (или почти $1200 в эквиваленте), а машинист и того более - $2400 в эквиваленте. Наверное, это тоже тяжкие последствия неравных российских и белорусских условий хозяйствования. Или закономерный итог частичной унификации белорусско-российского законодательства, когда высокую зарплату получают члены правительства той страны, где пишутся законы.

Но с винегретом из российских законов, по-европейски высоких белорусских цен и низких зарплат пора что-то делать. Настала пора приводить в суверенную гармонию все компоненты интернациональной смеси на рынке нефтепродуктов. А то неизбежно ошалеем от дорогих бензиновых паров.
Добавить комментарий
Проверочный код