Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (600) 30 июля 2007 г. Радости жизни

«Народ - это мусор»

30.07.2007
 

Антон КАШЛИКОВ

Давно в российском кино не было фильма, который вызвал бы столько споров, критики и полярных мнений, как лента Алексея Балабанова «Груз 200». Спустя месяц после премьеры фильма в Москве в ограниченном прокате «Груз 200» прошел в минских кинотеатрах.

Очевидно, что история из 1984г. про маньяка-милиционера, истязающего дочь председателя райкома придуманного города Ленинска под простенькие советские шлягеры, как минимум смутила минского зрителя. На показе ленты в кинотеатре «Победа» зрители полфильма хихикали над традиционными балабановскими фишками (характерные образы, урбанистические пейзажи, продуманные диалоги), но после сцены с изнасилованием молодой девушки бутылкой из-под водки и до самых титров в зале стояла мертвая тишина.С продюсером фильма «Груз 200» Сергеем СЕЛЬЯНОВЫМ корреспондент «БелГазеты» говорил об эпатаже в кино, ностальгии по СССР и особенностях работы с режиссером Балабановым.

- Какую реакцию на «Груз 200» вы ожидали?

- Еще до выхода ленты в прокат мы показывали ее разным группам людей. Реакция была примерно такой, какую мы ожидали. Фильм производит сильное шоковое впечатление. Со знаком плюс или со знаком минус. Но это было прогнозируемо.

- Многие критики упрекают фильм в чрезмерном эпатаже…

- Кино не может делаться ради эпатажа. Слишком много средств и нервной энергии. Проще штаны снять на Красной площади или где-то у вас там, в Минске. И дешево, и сердито. А кино делается по той же логике, что и другие художественные произведения. Художнику хочется что-то сказать. Кто-то не хочет его услышать, а кто-то хочет, но это уже другой вопрос.

- Вы спорили с Балабановым по поводу «Груза 200»? Или вы полностью доверяли его вкусу и чувству меры?

- Мы всегда обсуждаем фильмы, иногда спорим. Естественно, он выдающийся режиссер, и глупо смотреть за каждой мелочью, но есть вопросы, которые у меня возникали. И «Груз 200» - не исключение. Вообще этому проекту двадцать лет. Это давняя идея Балабанова, мы давно ее обсуждали, фактически с самого знакомства с Алексеем. Это едва ли не первая его идея, о которой он мне рассказал. Но в самом начале снять ее не было никакой возможности: это был 1987г. Да и Балабанов был еще не вполне режиссером. Он им уже был, но еще не вышел на профессиональную режиссерскую орбиту. Да и у меня не было кинокомпании. Второй раз мы вернулись к этой идее лет десять назад, уже собирались снимать, но опять что-то не дозрело, и мы снова отложили этот проект. Сейчас все получилось.

- Балабанов говорил, что «это просто кино про 1984г., каким я его помню, каким я его представляю и вижу». У вас от СССР остались примерно такие же воспоминания?

- Да. Я не люблю советский социализм - такой, каким он был у нас. Это лживая лицемерная система общественных отношений. О главном спорить с Балабановым не пришлось.

- Один из самых частых эпитетов по поводу «Груза 200» - «страшный» фильм. Вы не опасались, что не пустят в прокат?

- Всерьез не опасались, хотя прокат мог быть слишком ограниченным. Но Россия - свободная страна. Как мы видим, Беларусь тоже. Были обычные ограничения по возрасту, как и во всех странах. Причем мы сами на плакатах написали ограничение «до 21 года», чтобы зритель был, насколько это возможно, готов к тому, что это шокирующее кино. Мы не гнались за случайным зрителем. На картинах для широких зрительских масс необходимо каждого потенциального зрителя затащить в кино. Такой задачи у нас не было. Скорее была противоположная: чтобы зритель представлял, куда он идет. Поэтому и копий мы сделали всего 60, хотя могли бы и все 150 сделать.



- Почему, по информации СМИ, картину «отвергли» Берлинский и Каннский фестивали?

- Берлинский ее не отверг - она еще не была готова. А Канн отверг, да. И что? Будет Венецианский фестиваль. «Груз 200» будет открывать программу «Венецианские дни», которая существует внутри самого фестиваля. Это несколько альтернативная, очень популярная, престижная программа. И к фильму Балабанова там относятся с исключительным интересом. Хотя «Груз 200», конечно, не в формате больших конкурсов…

- Быстро ли согласился Юрий Лоза на то, чтобы его песня звучала в «Грузе 200»?

- Эта песня, кажется, принадлежит издательству. Не уверен, что он знал о том, что его песня будет в «Грузе 200». Думаю, это произошло без его участия.

- Не было идеи выпустить саунд-трэк к фильму?

- Это обсуждалось, но нет особого смысла. Потому что без изображения эти песни - просто песни, шлягеры советского времени, и перевыпускать их нет никакой нужды. Это сложная идея, чтобы зритель, слушая саунд-трэк, вспоминал кино. Без изображения эти песни не имеют никакого отношения к фильму.

- Многое ли изменилось в городе Ленинске с 1984г.? Как выглядит Ленинск образца 2007г.?

- В Череповце, где мы снимали фильм, как и во всей провинциальной России, не изменилось практически ничего. Хоть это и мощный город с большим металлургическим комбинатом, и там появились какие-то признаки цивилизации, но по существу ничего не изменилось. И сам металлургический комбинат не изменился.

- Нынешнюю Беларусь многие иностранцы называют «советским заповедником», власть не устает подчеркивать, что «старается брать все лучшее из СССР». Почему многие белорусы до сих пор ностальгируют по СССР?

- Ностальгируют не только белорусы. В России, на Украине, да и в других бывших республиках немало людей, которые тоже ностальгируют. В этом есть какое-то позитивное и понятное чувство. Многим кажется, что тогда было более простое время. Нынешние времена ведь непростые. Когда я говорю, что СССР - это плохо, это не значит, что сейчас все хорошо.

В последний раз я был в Беларуси лет семь назад. У меня было впечатление, что я попал немножко в прошлое. Сама система казалась мне уже ушедшей натурой. Чем-то таким, что даже странно и комично было наблюдать. Но это дело каждой страны - выбирать, что она там выбирает. Если она в состоянии это выбрать. Как правило, это навязывается, а люди ничего не выбирают. Мне кажется, что нынешняя российская ситуация, при всех ее минусах, для активных людей более естественна, чем белорусская.

- В рецензиях многие отмечают аллюзии на современную, путинскую Россию, присутствующие в фильме. Эти намеки действительно закладывались?

- У вас неправильное представление о том, как кино делается. Когда Балабанов говорит, что фильм про 1984г., он говорит как режиссер. Ему нужно сделать фильм про 1984г. Режиссеры не делают фильмы на все времена. Они конкретные люди. Это не агитка и не пропагандистский призыв. Это кино. Это проще. Нужны были одежда, машины, здания того времени. Но, как всякое сильное произведение, оно про все на свете. Оно не только про СССР, про Россию, оно и про другие страны. Везде человек может попасть под пресс. Везде существует своя система.

А что касается нынешней России… Конечно, многое не изменилось. Не только постройки, но и более существенные вещи. Личность, как и прежде, значит не очень много. И по-прежнему народ - это мусор. И милиция вряд ли стала лучше. Фильм-то делался сегодня.

- Согласны ли вы с тем, что российский зритель отворачивается от российского кино? После того как идет на российский блокбастер, как обещает реклама, а попадает на арт-хаус вроде «Меченосца»…

- Посмотрим. Российское жанровое кино еще молодо. Многие вещи делаются в первый раз. Важно то, что российское кино системно присутствует на нашем рынке и забрало довольно большую долю рынка у американцев. Есть провалы, потом опять подъемы, это зависит от фильмов. Сделайте три сильных фильма в год, которые цепляют. И опять будет взрыв интереса. Людям все-таки интересно смотреть про себя.

Какие-то жанры еще не делались в российском кино. Например, качественная мелодрама с большим бюджетом. Или мюзикл. Да и комедий выпускается катастрофически мало, хотя, как считается, зритель любит этот жанр…

- Некоторое время назад был брошен клич молодым режиссерам с предложением присылать пятиминутные ленты для участия в новом проекте Балабанова. Что с этим проектом?

- Сроки передвигаются, и уже ясно, что это не будет следующим проектом Балабанова. Не собралась критическая масса, не придумались какие-то ходы. Пока мы подвесили эту идею. Сейчас Балабанов работает над сценарием другого проекта, говорить о котором пока рано.

СПРАВКА «БелГазеты». Сергей Сельянов родился в Карелии в 1955г. Окончил сценарный факультет ВГИКа, Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Ролана Быкова). В 1992г. организовал и возглавил кинокомпанию «СТВ». Один из наиболее влиятельных и авторитетных российских кинопродюсеров. Продюсировал фильмы «Брат», «Брат-2», «Особенности национальной рыбалки», «Олигарх», «Мама, не горюй», «Бумер-2», «Меченосец» и др.
Добавить комментарий
Проверочный код