Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№30 (600) 30 июля 2007 г. Мнения

Транзит мимо кассы

30.07.2007
Культпоход

Янка ГРЫЛЬ

Белорусы редко следят за нюансами взаимоотношений соседей. Между тем стране, которая с самого своего основания пыталась доказать своим внешнеполитическим партнерам, что она является «мостом между Западом и Востоком», по которому перемещаются особо ценные грузы (с платным эскортом, любезно предоставленным властями), стоило бы повнимательнее вглядываться в то, что творится в портовых терминалах соседних государств.

На прошлой неделе министр транспорта РФ Игорь Левитин открытым текстом подтвердил, что Россия прекращает транзит стратегических грузов через порты Балтии и Украины: «Мы не ставим задачи переваливать все идущие в Россию и из нее грузы через свои порты. Но стратегические грузы, в частности энергоносители, будем перекачивать через свои терминалы». Пресс-служба Минтранса РФ расшифровала: «стратегические грузы» - это «только» нефть и нефтепродукты, конечная цель - «возвращение перевалки внешнеторговых грузов через российские порты, которая была потеряна после распада Советского Союза».

Российский бизнес и сам уходит из чужих портов, теряя на этом $10-15 на тонне. Не полностью уходит. По расчетам Левитина, все равно пока «30% (200-250 млн. т) придется на порты Украины, стран Балтии». Но сладкий для транзитных стран сырьевой пирог будут изымать из их рациона. Грузоотправители уже массово пересматривают маршруты. Российский министр разводит руками: «Как бы мы ни пытались отделить бизнес от политики, он очень чутко реагирует на отношения между властями».

И Левитин, и его визави сознательно слегка путают понятия: вся политика в сфере транзита до сих пор была бизнесом и только бизнесом. Можно было крыть последними словами ветеранов эстонских дивизий СС и тамошние власти, но и российские, и прибалтийские газеты совершенно откровенно писали об особых интересах в регионе таких влиятельных российских бизнес-структур, как «Северсталь», о финансировании «дочками» российских сырьевых и энергетических концернов правых партий. После бучи в Таллинне бизнес-партнерам пришлось расстаться, доверив снятие идеологических дивидендов от гробокопания политикам.

В июне железнодорожная сеть Эстонии недосчиталась четверти российских грузов. Российская «Северстальтранс» продает свою эстонскую «дочку» E.O.S., переваливавшую около 20% всего объема российского экспорта мазута. Эксперты, на которых ссылается РБК, не исключают, что за политическим вытеснением российского транзита из балтийских портов стоят конкуренты: Shell, Glenkor, Royal Vopak, Vitol, а эксплуатация замерзающих российских портов увеличит издержки. Но, судя по тому, что позицию РФ озвучивает министр, решение принято.

Потери Балтии и Украины окажутся больше российских. В прошлом году РФ экспортировала через соседские порты 26,141 млн. т нефтепродуктов (31%), через Балтию проходило 23,796 млн. т (21,233 млн. - через Эстонию), 6,793 млн. т - через Одессу и Феодосию. По подсчетам Infranews, на перевалке 1 т обработанной нефти балты зарабатывали $4, украинцы - $2,5. Агентство скалькулировало сумму общих потерь Балтии от свертывания российского транзита - свыше $95,2 млн. «минусуют» порты и примерно столько же - железные дороги. Украинские портовики недополучат $16,8 млн., «Укрзализныця» - $70,9 млн. И это уже тенденция: тот же Левитин в ответ на вопросы о пробках на латвийско-российской границе прямо посылает своих собеседников к еврокомиссарам, намекая, что теперь РФ намерена договариваться только с ЕС в целом, минуя отдельных его членов.

За годы, прошедшие после распада СССР, транзитные страны со странным упорством повторяли одну и ту же ошибку: довеском к получаемым от географического положения экономическим выгодам стремились конвертировать в сугубо материальную прибыль свои политические претензии к России. Итог уже известен: РФ, которую не стоит ни демонизировать, ни идеализировать, стала не только сворачивать транзит, но и отдаляться от Европы и в идеологическом, ценностном плане. А это, в свою очередь, тоже сулит лимитрофам дополнительные убытки. Балтийский порт или белорусский нефтепровод - не суть важно: если очень долго дразнить партнера медведем, он и впрямь станет на четыре лапы и зарычит. И тогда - прощай, малина! Вместе с транзитом и «мостом между Востоком и Западом», почему-то построенным без всяких опор.
Добавить комментарий
Проверочный код