Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№30 (600) 30 июля 2007 г. Личный вкус

Умные книги

30.07.2007
 

Александр ГРИЦАНОВ

* Быков Д.Л. «Борис Пастернак» * Тишков Л. «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта»

БЫКОВ Д.Л. «БОРИС ПАСТЕРНАК». - М.: «Молодая гвардия», 2006

Писатель, публицист, телеведущий Дмитрий Быков за год успевает создать и издать полдесятка полновесных томов стихов, публицистических статей и романов, а также наверняка сотню раз показаться на телеэкране. Но тем не менее он неизменно соразмерен масштабу того явления, за осмысление которого берется. Даже если это жизнеописание одного из «замечательных людей», принужденного в свое время отказаться от Нобелевской премии по литературе, - Бориса Пастернака.

Книга велика по объему (почти 900 стр.), но это настоящая энциклопедия жизни поэта. Не случайно - на зависть многим - за нее Быков был недавно удостоен российской премии «Национальный бестселлер». Он пишет о том, почему и как случилось, что именно автор диссидентского «Доктора Живаго» реально заложил традицию серии «Пламенные революционеры», опубликовав поэму о лейтенанте Шмидте: «Темой поэмы было заложничество интеллигента. Пастернака занимал именно примат морали над идеологией: предать матросов для Шмидта оказалось страшней, чем изменить присяге».

У Быкова действительно свой взгляд на творчество Пастернака. Время от времени отмечая «невнятный язык» поэта или «напыщенные строки в худшем пастернаковском духе», он акцентирует воистину метафизическую религиозность этого человека. По мнению автора, именно она одухотворила его дар и помогла подняться столь высоко и уйти столь достойно. Автор полемизирует с Цветаевой, считавшей Пастернака «чистым лириком», т.е. «поэтом без истории» (по Есенину, «Божьей дудкой».) Пастернак сам был творцом всех собственных достижений и неудач.

Вспоминая известный фрагмент из стихотворения Пастернака («Остались пересуды, а нас на свете нет»), Быков рисует словесный портрет героя в «отражениях» Маяковского, Цветаевой, Блока, Сталина, Мандельштама, Ахматовой, Вознесенского и других.

Есть в книге и просто новаторские оценки: «Ахматова - поэт по преимуществу ветхозаветный, Пастернак - новозаветный, и в этом их наиболее принципиальное несходство... Мир Ахматовой - мир страдания, ставшего источником великой лирики, мир Пастернака - мир страдания, преодоленного мучительным и благодатным усильем Воскресенья».

Некоторые московские критики, в принципе не приняв стилистику исследования, сравнили эффект от прочтения текста с «укусом тарантула». Что ж, сам Пастернак был убежден в том, что роль личности состоит не в том, чтобы делать историю, а в том, чтобы сохранить себя вопреки ей.

ТИШКОВ Л. «КАК СТАТЬ ГЕНИАЛЬНЫМ ХУДОЖНИКОМ, НЕ ИМЕЯ НИ КАПЛИ ТАЛАНТА». - М.: «Гаятри», 2007

Автор книги - успешный художник, фотограф, режиссер, книжный иллюстратор, скульптор и литератор - делится средствами нахождения и развития внутреннего гения, который, по его убеждению, обитает в каждом из нас. Биография самого Тишкова заставляет ему верить. Имея медицинское образование, он работал врачом, а также научным и художественным редактором в «Медицинской энциклопедии». В 70-е получил известность как карикатурист. В 1980г. подался в свободные художники. В 80-е был высоко оценен как книжный иллюстратор: трудно забыть оформление им антитоталитарной «Войны с саламандрами» Карела Чапека. Его выставки видели Музей современного искусства в венесуэльском Каракасе, Музей Дюкского университета в США, Центр современного искусства и архитектуры «Фаргфабрикен» в Стокгольме. Работы художника хранятся в Государственном центре современного искусства, Московском музее «Дом фотографии», Третьяковской галерее, Музее изящных искусств им. Пушкина.

Тридцать одна глава произведения посвящена тому, как именно человеку можно выдавить из себя бесталанность, осуществив наилучшее в собственной природе. Технологии в книге не представлены, кроме самых простых и доступных каждому: «Купите разные кисти, разную бумагу и внимательнее смотрите по сторонам». А далее каждому явится свой, присущий лишь ему талант: Тишков обращается к искусству каллиграфии, иллюстрированию книг, фото- и видеоискусству, к объемным инсталляциям и многому другому.

Книгу с удовольствием прочитают взрослые, хотя написана она скорее для детей. Возможно, толчком к написанию этого текста послужила мысль Сальвадора Дали: «Необходимо, чтобы рукой вашей водил ангел». Здесь это определенно присутствует.
Добавить комментарий
Проверочный код