Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (600) 30 июля 2007 г. Экономика

Правила игры

30.07.2007
 

Отдел экономики

* «Тема не всплывает». А цемент? * Выше тарифам расти некуда * Важнейшее из искусств

«ТЕМА НЕ ВСПЛЫВАЕТ». А ЦЕМЕНТ?

На пресс-конференции, прошедшей две недели назад, министр торговли Александр Иванков бодро отрапортовал о блицкриге над цементным дефицитом. «Сейчас перебоев нет», «данная тема не всплывает» - такими фразами прокомментировал министр ситуацию на белорусском рынке цемента. Поразительный результат, если учесть, что вице-премьер Виктор Буря не обещал решения проблем обеспечения внутреннего рынка стройматериалами раньше 2009г.

Возникший парадокс разрешил президент, созвав на прошлой неделе совещание по вопросам развития цементной промышленности. Как оказалось, президент был очень раздосадован тем, что «самим цемента взять негде». Видимо, Лукашенко не догадался протелефонировать Иванкову, который наверняка «по звонку» решил бы проблемы главы государства, как в старые добрые советские времена. Однако что делать остальным гражданам, у которых нет знакомых в магазинах стройматериалов? Для них на рынке имеется импортный цемент, в два-три раза дороже отечественного, или строительные смеси, на которые не распространяются ценовые государственные ограничения.

Такая ситуация сложилась на рынке не вопреки, а благодаря мерам правительства по регулированию рынка стройматериалов. Отечественный цемент улетает на экспорт - туда, где не действуют ценовые ограничения, а местным потребителям предлагается продукт импортного происхождения. После этого очень трудно поверить в то, что правительство реализует программу замещения импортных товаров и решительно борется с ростом пассивного внешнеторгового сальдо. На совещании президент тоже не стал призывать сокращать импорт цемента, а предложил увеличить его производство в три раза за ближайшие три года. Поэтому остается надеяться, что к тому времени, когда наступит цементное изобилие, эти производственные мощности будут востребованы в полной мере.

Во всяком случае, президент и правительство исходят именно из этого. Но вера в дар предвидения белорусского руководства - слабая. Опыт последних трех лет, когда дефицит цемента возникает с завидной регулярностью, показывает, что пока учесть потребности рынка и увязать их с производственными мощностями правительству не удалось. В принципе, это обусловлено сравнительной дешевизной белорусского цемента на внешних рынках и абсолютной монополией на внутреннем рынке трех государственных цементных заводов.

В итоге президент обвинил правительство в том, что оно проспало «этот вопрос», призвал к наращиванию инвестиций в производство, но потребовал при обсуждении инвестиционных проектов исходить из необходимости «сохранения ведущей роли государства в управлении этими компаниями». Вот к ним-то, видимо, и потянутся иностранные инвесторы со своими деньгами, пристроить которые до сих пор было негде. Но теперь такая уникальная возможность появилась в белорусской цементной индустрии, развивающейся под чутким руководством Совмина и с учетом жестких предельных цен, установленных на внутреннем рынке. Лучших условий для приложения частного капитала и желать не стоит.

ВЫШЕ ТАРИФАМ РАСТИ НЕКУДА

1 июля правительство увеличило тарифы на электроэнергию для юрлиц и предпринимателей на 12,1%. Хотя на начало года эти тарифы уже находились на уровне, близком к тарифам стран Балтии. Но газ Беларусь покупает по ценам значительно более низким, чем эти страны. Эти данные приводит Елена Ракова, эксперт ИПМ.

Справедливо полагая, что цены на газ, поставляемый в республику, будут расти и дальше, эксперт обращает внимание на необходимость изменения тарифной политики Совмина во избежание дальнейшего роста тарифов и потери конкурентоспособности белорусских товаров. Но причины сложившейся практики формирования тарифов давно известны. Они кроются в перекрестном субсидировании, в то время как в рыночных условиях тарифы должны быть равными для всех потребителей и устанавливаться с учетом затрат, без исключений.

Если же отдельные потребители нуждаются в помощи, то она должна быть адресной и иметь вид прямых денежных компенсаций. Система энергоснабжения тоже должна претерпеть изменения и из центрально-планируемой превратиться в самостоятельно развивающийся рынок, на котором должны быть созданы стимулы к сокращению затрат на производство и потребление электроэнергии.

ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ

Видимо, в Беларуси важнейшим из искусств является не кино, а ТВ. Правительство, не утруждая белорусское телевидение поисками резервов повышения эффективности, просто подписывает постановление о повышении его сотрудникам должностных окладов более чем в два раза.

Как сообщает «Ежедневник», белорусское правительство сделало исключение из правила, разрешив Национальной государственной телерадиокомпании, ЗАО «Второй национальный телеканал» и ЗАО «Столичное телевидение» устанавливать тарифную ставку первого разряда выше допустимого предельного норматива. Раньше эти три белорусских телеканала не имели никаких привилегий, поскольку финансируются из бюджета. Но в августе ситуация изменится.

Согласно постановлению Совмина, теперь для данных компаний установлен коэффициент 2,2, что фактически означает увеличение в два раза должностных окладов. При этом для руководителей данных организаций сняты ограничения и в части начисления премиальных. Им, как другим, не нужно для этого быть безубыточными. Фактически телевизионщики теперь будут иметь один из самых высоких коэффициентов по стране, уступая только ЗАО «Белтехэкспорт» (2,6), которое является самой известной в Беларуси структурой, специализирующейся на экспорте и импорте вооружения и военной техники.
Добавить комментарий
Проверочный код