Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (600) 30 июля 2007 г. Автостоп

Страна отложенного спроса

30.07.2007
Месячный отчет

Владимир ГУРЬЯНОВ

Долгие годы объем продаж новых легковых машин в Беларуси топтался на отметке 3-4 тыс. штук в год. Для мировых автопроизводителей - цифра мизерная, и маркетологи заклеймили нас как «рынок отложенного спроса».

Судя по всему, время «спросить» настало - в прошлом году после изменения таможенного законодательства белорусский автомобильный рынок вышел из многолетней комы и впервые показал существенный прирост. Однако одновременно с рынком вырос и интерес компетентных органов к нему. И понеслось… За последние годы в той или иной форме уже успели «спросить» с «Автодинамо», «Либерти Моторс», «Минск Лада», «РиМи Авто», «РМ-Маркет», «Энергия Гмбх».

Уходящий июль запомнится очередным громким уголовным делом. 6 июля, пока половина трудоспособной прессы фестивалила на «Славянском базаре», милиция арестовала троих сотрудников ЗАО СП «Эмир Моторс», официального дилера Toyota в РБ. Расследование ведет Генпропкуратура, арестованным инкриминируется уклонение от уплаты таможенных платежей. В 2003-05гг. из-за огромной разницы в стоимости «растаможки» для физических и юрлиц почти все автодилеры в шоу-румах вынуждены были торговать воздухом, а машины поставлялись по сложным схемам, через комиссионную продажу и частных лиц. Об этом знали все, но лишь сейчас эти схемы стали считаться незаконными. Спрос с виновных был отложен. Но ничто не приходит так скоро, как пора делиться.

Тем более что делиться вроде как даже есть чем. В начале июля по лентам новостей прошла таможенная статистика за январь-май 2007г. Импорт легковых автомобилей в Беларусь по сравнению с аналогичным периодом 2006г. увеличился на 37% - до 77 тыс. штук. При этом общая стоимость импортированных автомобилей возросла почти на две трети (до USD $441 млн.) - белорусы стали покупать более дорогие машины. Основной объем импорта по-прежнему обеспечивают физлица. Они ввезли 62 тыс. автомобилей (+23%) на $284 млн. (+47%). Юрлица нарастили поставки автомобилей в 2,7 раза - до 15 тыс.

Универсальная система отъема финсредств уже разработана и действует - недавно в УК появилась ст. 881, которая позволяет освобождать от ответственности лиц, совершивших экономическое преступление, если они возместят государству причиненный вред. В таких условиях особенно важно определить круг платежеспособных виновников и правильно подсчитать размер ущерба. Вопрос «Кто следующий?» напрашивается сам собой.

На фоне тревожных вестей с полей невидимого фронта почти незамеченными прошли другие события июля. Например, план производства легковых автомобилейSamand в очередной раз скорректирован. К 2010г. на ЗАО «Юнисон» должно собираться 20 тыс. автомобилей. Хотя еще недавно планировали выпускать втрое больше. Программа-минимум на 2007г., согласно перечню импортозамещающих товаров, - 2 тыс. легковушек. Однако в январе-июне успели собрать только 156 автомобилей…

И уж совсем незамеченными остались белорусские автошколы и транспортные перевозки, работники которых вот-вот начнут забастовки. Для абсолютного большинства белорусских перевозчиков трансформация из ИП в УП грозит катастрофическим снижением рентабельности. Из-за фиксированной стоимости обучения автошколы сокращают количество курсантов и по всей стране закрываются. Инструкторы отказываются работать за нищенскую зарплату.

Тем временем страна уже вовсю занята битвой за урожай. Вот-вот с юга на север и обратно в порядке шефской помощи потянутся караваны комбайнов, грузовиков, тракторов… По дорогам общего пользования. Самое время напомнить коллегам-водителям, что общее в нашей стране все, и лишь безопасность - сугубо личная. И спрос на нее пока отложен. Берегите себя и не рискуйте понапрасну.

автор - журналист «Автобизнес Weekly»
Добавить комментарий
Проверочный код