Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№30 (600) 30 июля 2007 г. Архив БГ

Цензура в БССР: у последней черты

30.07.2007
«Зачем советскому человеку рация? Он что, шпион?»

Василий МАТОХ

«Совершенно секретно. ЦК КПСС. 16 декабря 1988г. Постановлением ЦК КПСС N177/77гс от 7 марта 1961г. на Главлит СССР возложено осуществление негласного контроля за информацией, передаваемой иностранными корреспондентами за границу для получения необходимых сведений и своевременной организации контрпропаганды. В этих целях спецслужба Главлита СССР параллельно подключена к линиям связи ряда иностранных корреспондентов. В последнее время в связи с переходом все большего числа западных информационных агентств на передачу материалов с помощью быстродействующей компьютерной техники и других современных средств связи (например, «телефакс») работа спецслужбы Главлита СССР, оснащенной устаревшей аппаратурой (телетайпами), значительно осложняется. Без соответствующего обновления технической базы эта спецслужба вскоре не сможет в полном объеме выполнять возложенные на нее функции. Зав. идеологическим отделом ЦК КПСС А. Капто».



ВИА ПОЮТ ПО-СОВЕТСКИ

В начале 80-х гг. в связи с нарастанием социально-экономического кризиса в СССР и неспособностью справиться с ним партийные идеологи кинулись крепить пропагандистскую работу. Об этом свидетельствует ряд постановлений ЦК КПСС: «О мерах по усилению защиты населения от антисоветского радиовещания» (декабрь 1983г.); «О дальнейшем развитии и усовершенствовании периодической печати для детей и юношества» (октябрь 1985г.); «О работе с кадрами в ТАСС» (декабрь 1985г.).

Кидаясь из крайности в крайность, советские идеологи взялись даже за рок-музыку. В 1983г. ЦК КПСС издал постановление «О регламентации деятельности вокально-инструментальных ансамблей и дискотек». На дискотеках не должно было звучать более 20% иностранных песен, остальные 80% должны были быть произведениями членов Союза писателей. Все ВИА также должны были исполнять советские песни. Первым отчитался по этому указанию Минкульт БССР. Результатом стало расформирование первой успешной белорусской рок-группы «Сузор’е», имевшей к тому времени статус филармонической.

ОТ БЫКОВА ДО СКОБЕЛЕВА

Деятельность органов цензуры этого периода можно рассматривать как часть механизма торможения общественного развития, пытавшегося хотя бы внешне сохранить лакировочно-благополучный стиль СМИ и официальной культуры. Это требовало все больших усилий - число замечаний, сделанных цензорами по содержанию просмотренных материалов, к середине 80-х гг. возросло в несколько раз.

При подготовке к печати через предварительную цензуру Главлитбела в 1981-86гг. проходило в среднем 41.540 учетно-издательских листов в год. Ежегодно просматривалось на экране в среднем 104.100 м кинопленки, 9320 единиц печатных экземпляров, отправляемых за рубеж по почте. По результатам проверок в среднем более чем 1000 (тысяча) раз в году снимались сведения, запрещенные к открытому опубликованию. За 1981-86гг. Главлит БССР отклонил 473 материала, уже подготовленных к печати, и 2549 раз вмешался в материалы белорусских издательств, редакций газет, журналов и радиостудий.

Расширение издательской деятельности в республике в первой половине 80-х гг. только увеличивало объем работы Главлитбела. Многие литературные произведения после рецензирования задерживались и возвращались на доработку. Наиболее характерные обвинения цензоров - неверное освещение авторами явлений советской действительности; искажение правды о партизанском движении на территории БССР в годы Великой Отечественной войны, одностороннее освещение колхозной деревни и т.п.

Советская цензура умудрялась разглядеть крамолу в произведениях писателей с диаметрально противоположными идеологическими взглядами: на доработку были возвращены и роман Эдуарда Скобелева «Шаги за твоей спиной», и повесть Василя Быкова «Круглянскі мост». Та же судьба постигла роман Ивана Чигринова «Апраўданне крыві», книги Владимира Колесника «Парусы Адысея. У.Жылка і рамантычныя традыцыі ў беларускай паэзіі», В.Коваленко «Агульнасць лёсаў і сэрцаў. Беларуская паэзія аб Вялікай Айчыннай вайне у кантэксце рускай і іншых літаратур». В книге

Н.Сташкевича «На защите идей Октября» правился текст, в котором содержались некритические, по мнению цензоров, оценки деятельности белорусских писателей, публицистов, национально-культурных деятелей Антона Луцкевича, Язэпа Лёсика, Алеся Гаруна, Вацлава Ластовского.

КРАСНО-ЗЕЛЁНЫЙ ЭКРАН

Очень тщательно проверялись материалы такого мощного средства пропаганды, как телевидение. Еще в 1960г. вышло постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения», в котором ТВ провозглашалось «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии».

Советское ТВ через трансляции бесчисленных партийных съездов, разных заседаний, награждений одними партийными бонзами других неожиданно для самих партийных руководителей правдиво показало все их убожество и отсталость, неумение вести себя. Этот эффект прямого телевещания не был сразу понят, поэтому советский телезритель довольно долго был обречен на просмотр видеостенограмм партийных и государственных событий, нередко служивших затем базой для народного фольклора и анекдотов.

К середине 80-х гг. технические возможности советского телевидения позволяли практически все передачи вести в записи, что упрощало предварительную цензуру. Прямые репортажи были сведены к минимуму. Наиболее массовые передачи - «Голубой огонек», «КВН», «Пресс-центр» и др. - выходили на экран после тщательного монтажа, в ходе которого все, что казалось сомнительным с точки зрения партийной цензуры, убиралось.

Передача «Эстафета новостей» вообще была закрыта. Структура информационных программ была сведена к шаблону и строго регламентирована определенными блоками сообщений: партийная «светская» хроника (выступления членов политбюро ЦК КПСС, их визиты, награждения и т.п.), экономическая парадная хроника, международные новости с тенденциозным подбором фактов (рассказ о событиях в странах соцлагеря, борьба рабочих на Западе за свои права и т.п.), спортивная информация и прогноз погоды.

ЦЕНЗУРА ПЕРЕСТРАИВАЕТСЯ

В феврале 1986г. прошел XVII съезд КПСС, на котором была принята программа перестройки, предусматривавшая, помимо прочего, расширение информирования населения по актуальным вопросам социально-экономического развития страны и усиление гласности в борьбе с бюрократизмом и другими негативными явлениями. В связи с этим Главлиту было поручено внести необходимые изменения в «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию», исключив из него сведения политического характера, а также ряд сведений по экономике и промышленности. Теперь Главлит должен был заниматься (по крайней мере, формально) исключительно своими прямыми обязанностями - охраной государственных и военных тайн в печати.

Но политическая цензура не исчезла. Ответственность за идейно-политическое содержание материалов печати должны были нести руководители органов печати, радио и телевидения, учреждений культуры и искусства. Теперь органы цензуры не вмешивались напрямую в материалы, а информировали о них соответствующие парткомы, причем количество информирований постепенно сокращалось - этому способствовали изменившиеся критерии оценки. Значительно сократилось число ограниченной для общего пользования литературы, почти вся научно-техническая, научно-популярная, справочная и др. литература была снята с контроля Главлита, начали рушиться спецхраны библиотек, музеев, архивов.

Однако старая машина еще продолжала работать в прежнем режиме: идеологическая цензура осуществлялась в СМИ, прежде всего на радио и телевидении, в спецхраны библиотек и на утилизацию отправлялись теперь уже произведения Л.Брежнева, К.Черненко и др.

Продолжалось глушение западных радиостанций, которое с начала «холодной войны» велось практически непрерывно. Но для сколько-нибудь эффективного подавления «вражеских голосов» мощностей советских радиоустановок уже не хватало, и поэтому в сентябре 1986г. секретарь ЦК КПСС Лигачев и председатель КГБ Чебриков внесли предложение сосредоточить все мощности советских «глушилок» лишь на наиболее «враждебных» радиостанциях - таких, как Радио «Свобода», которое с 1954г. вело регулярное радиовещание на белорусском языке. С 30 ноября 1988г. СССР прекратил радиоглушение всех западных радиостанций.

РОДИНА СЛЫШИТ

К концу 80-х гг. на организацию эффективного глушения «вражеского радио» СССР тратил ежегодно сотни миллионов долларов. Беларусь, как и другие страны социалистического блока, стала ареной ожесточенных эфирных войн. Специально для Беларуси вели белорусскоязычное вещание несколько западных радиостанций: радио Ватикана, Испанское Национальное Радио, Радио «Свобода». Белорусы могли слушать русскоязычные радиопередачи ВВС, «Голос Америки» и др. Если, конечно, им удавалось пробиться сквозь невидимый занавес радиопомех - электронный шум, продуцируемый специальными радиопередатчиками.

Иногда советское радио организовывало трансляции своих передач на частотах западных радиостанций, заглушая таким образом их сигнал. В конце 70-х гг. опробовали новинку - «речеподобный сигнал», смонтированный из коротких (0,5-5 сек.) и произвольно перемешанных фрагментов мужских и женских голосов дикторов Всесоюзного радио. Его звучание напоминало громкое невнятное бормотание или рокот толпы. По сравнению с монотонным ревом «глушилок» «речеподобный сигнал» сильнее раздражал слушателей и не поддавался отфильтровке.

В СССР все эфирные радиоприемники для населения конструировались таким образом, чтобы их нельзя было настроить на частоты «вражеских голосов». Вкладывались большие средства в развитие проводного радио, во всем мире считавшегося убыточным. Строились мощнейшие центры радиоподавления, насчитывавшие десятки передатчиков, объединенных в единую цепь.

В Минске на ул.Козлова были построены две радиовышки («радиостанция N3»), накрывавшие глушением город и его окрестности (одна из них сохранилась и используется для мобильной связи). Действовали они довольно эффективно - по свидетельству современников, поймать западные радиостанции в столице было очень трудно. Для людей эти вышки стали символом советской цензуры.

В 1963г. минчанин Сергей Ханженков с несколькими своими товарищами организовал антисоветскую группу и приступил к подготовке теракта: он хотел взорвать одну из радиовышек-глушилок, которые рассматривал как «символ советской власти», и тем самым показать, что в стране есть люди, желающие от этой власти избавиться, «пробудить общественное сознание». Но КГБ быстро арестовал Ханженкова и его товарищей, все они были приговорены к различным срокам заключения.

ВАНДЕЯ ПЕРЕСТРОЙКИ

С началом перестройки стали постепенно пересматриваться советские концепции истории Октябрьской революции, нэпа, индустриализации, репрессий, ведущей роли партии и т.д. Но процесс этот шел медленно: в советской идеологии продолжали существовать своего рода «священные коровы», посягательство на которых резко пресекалось. Вторая мировая война, партизанское движение, история Великого княжества Литовского - все это пересмотру не подлежало. В 80-е гг. не была издана отдельной книгой повесть Василя Быкова «Круглянский мост», которая в журнале «Полымя» публиковалась еще в 1968г. Герои этой повести - советские партизаны, которые для подрыва важного моста используют мальчика - сына полицая. Мальчик при взрыве погибает.

Редактор журнала «Полымя» Павел Ковалев предварительно заручился поддержкой ЦК КПБ - секретарь ЦК по пропаганде, бывший партизан Пилотович повесть одобрил. Редактор газеты «Літаратура і мастацтва», бывший политработник Леонид Прокша, даже опубликовал в своей газете хвалебную статью о повести. Но после выхода «Круглянского моста» на русском языке в журнале «Новый мир» на Быкова обрушился шквал критики со стороны чекистов и партизанских генералов. Главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский вскоре был вынужден покинуть место работы. Своих должностей лишились Пилотович, Прокша и Ковалев.

Похожая судьба постигла и повесть Быкова «Знак беды», опубликованную на белорусском языке в журнале «Полымя» в 1983г. Это произведение обсуждалось на самом высоком уровне - в Политбюро ЦК КПСС. Бывший пресс-атташе генсека Горбачева в своих воспоминаниях писал, что на заседании Политбюро развернулась дискуссия между председателем КГБ СССР Чебриковым, который требовал повесть запретить как «подкоп под коллективизацию», и Горбачевым, считавшим повесть «знаком весны, обновления, демократизации». Повесть разрешили публиковать на русском языке в журнале «Дружба народов», но предварительно из нее были вычищены почти все острые места. Когда повесть была подготовлена к публикации отдельной книгой, Главлит по указанию секретаря ЦК КПСС Лигачева наложил на нее вето. Книга вышла лишь после того, как из нее вообще выкинули сцены раскулачивания. В 1986г. Лигачев потребовал переснять и фильм «Знак беды» Михаила Пташука, но режиссер отказался.

В Беларуси цензура медленнее сдавала позиции, чем в России. Во второй половине 80-х гг. журнал «Огонёк» становится одним из самых популярных изданий СССР, он публикует полемические и остросоциальные статьи. Именно в «Огоньке» в 1988г. году была опубликована статья Василя Быкова «Дубинки вместо перестройки», посвященная минским событиям 30 октября 1988г., когда местные власти с применением дубинок и слезоточивого газа разогнали на Восточном кладбище шествие, организованное национально-демократической оппозицией и приуроченное к Дзядам.

В Беларуси продолжали снимать с печати даже произведения нацдемов, например Алеся Гаруна. Недаром секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев ставил БССР в пример другим, не столь «стабильным» республикам, а Алесь Адамович с горечью называл Беларусь «Вандеей перестройки».

КОНЕЦ «ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ»

Закручивание гаек в одних сферах жизни в 80-е гг. компенсировалось послаблениями в других. Например, под патронажем комсомола организовываются многочисленные рок-фестивали. Еще в 70-е гг. комсомол пытался возглавить советское рок-движение, чтобы таким образом взять его под контроль - ведь подпольные рок-группы проконтролировать было невозможно. Кроме того, на рок-группах можно было заработать: организация концертов и фестивалей приносила неплохие доходы.

В 80-е гг. развернулась кампания по дискредитации музыкальных стилей, набиравших популярность в СССР: heavy metal, hard rock, new wave. В этой ситуации советские рокеры, которые не увлекались тяжелой музыкой, воспринимались комсомолом едва ли не как союзники в деле воспитания молодежи. В 1985г. в Минске под патронажем горкома комсомола был создан первый белорусский рок-клуб «Няміга», объединивший белорусскоязычные рок-группы «Бонда», «Блізьняты», «Магістрат», «Рэй». Правда, клуб просуществовал недолго: рокеры не вписывались в формат советской системы, в т.ч. цензурной.

Все рок-группы, выступавшие на официальных концертах, должны были проходить комиссию по литературной проверке текстов. Песни, не прошедшие «литовку», не разрешались к исполнению. Естественно, чиновники выискивали крамолу даже там, где ее не было. Например, на прослушивании песни группы «Бонда» «Тата мае рацыю» чиновники задали недоуменный вопрос: «Зачем советскому человеку рация? Он что, шпион?» После долгих объяснений значения слова «рацыя» комиссию все же удалось пройти. А вот «Мроя» ту же комиссию не прошла: ее песни были объявлены «слишком мрачными».

В июне 1990г. Верховный Совет СССР после продолжительных обсуждений принял закон СССР «О печати и других СМИ», который законодательно закрепил отсутствие какой бы то ни было предварительной цензуры. Один из последних руководителей Главлита СССР Владимир Солодин в своем интервью рассказывал, как еще в 1968г. рассматривался проект «Закона о печати», в котором предусматривалась отмена цензуры. При обсуждении проекта в Политбюро секретарь ЦК Михаил Суслов сказал: «От отмены цензуры в Чехословакии до ввода наших танков прошел год. Чьи танки и когда мы будем вводить в Москву?» Проект был похоронен. В июне 1990г. цензура в СССР была отменена. Спустя год в Москву вошли танки…
Добавить комментарий
Проверочный код