Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (598) 16 июля 2007 г. Радости жизни

Ноччу спяваем па-нашаму

16.07.2007
не более одной минуты

Наталья СКРЕБЕЦ

№ 28 [598] от 16.07.07 - Как известно, в целях поддержки белорусской музыки было принято решение, обязывающее все отечественные FM-радиостанции 75% своего музыкального эфира обеспечивать за счет исполнения произведений национальных кадров на «матчынай мове». Анализ эфира одной из популярных столичных радиостанций, проведенный 29 июня 2007г., вполне может тянуть на сенсацию. Стало ясно, каким именно образом отечественныйFM-эфир умудряется спасаться от разорения в ходе масштабного эксперимента «75%».

Эксперимент «75%» проходит под неусыпным контролем госорганов. Разумеется, скоропалительная реализация данного указания неумолимо привела бы к катастрофическому обвалу численности внимающей аудитории, сокращению доходов от рекламы и летальному результату для вещателей. Но, оказалось, и волки сыты, и овцы целы. Контролеры не имеют особых оснований для санкций, но при этом сами радиостанции кое-как удерживают свою прежнюю аудиторию и рекламодателей.

Согласно широко распространенной версии, основной технологией обхода дискриминационной культурной квоты выступает наличие белорусских корней у ряда раскрученных российских исполнителей (Алена Свиридова, Юрий Антонов, Игорь Корнелюк и др.). Впрочем, это далеко не самый эффективный прием.

Видимо, основным know-how вещателей сегодня является иная схема: предназначенные для отчетов в контролирующие инстанции песни исполняются в сокращенном варианте (по 1,5-2 мин.). Так, в интервале с 1.00 до 2.00 в эфире прозвучало 32 «музыкальные композиции». Примерно с 2.00 до 3.00 - уже 33 (темпы увеличиваются), а с 3.00 до 4.00 - 31.

Особенность ночного вещания в том, что за один час передается более 30 произведений, что означает звучание одного произведения менее 2 мин. Но подавляющее большинство музыкальных произведений современной эстрады звучат как раз не менее 2 мин., а во многих случаях - даже более трех. Проблема решена довольно просто: большинство произведений передается не целиком, а лишь фрагментами. Прежде всего такая участь уготована белорусской музыке. Так, в ночь на 29 июня менее 1 мин. звучали отрывки из песен на белорусском языке в исполнении Ирины Дорофеевой и дуэта «Александра и Константин». Вероятно, станции все равно, что передавать - песню целиком или ее отрывок, в отчетах «наверх» фигурирует 1 (одна) учетная единица.

Утром картина резко изменилась. С 8.00 до 9.00 практически целиком прозвучали всего 12 песен, из которых только две - из арсенала российской попсы, а остальные вообще на языках стран дальнего зарубежья. Снижение объема транслируемой музыки закономерно: в эфире появились ведущие, пошли новостные блоки, интерактивное общение в эфире со слушателями плюс реклама.

С 9.00 до 10.00 в эфире прозвучало тоже 12 песен, но уже все на языках стран дальнего зарубежья. Правда, среди исполнителей были белорус Дмитрий Колдун и «белорусская певица» Наталья Подольская, что явно будет зачтено радиостанции как трансляция белорусской музыки. С 10.00 до 11.00 прозвучало 14 песен. Процент несколько выше, поскольку в этот час в эфире, кроме новостей, рекламы и небольшого блока музыкальных европейских новостей, ничего не было, а с 8 до 11 утра не обнаружилось ни одной песни на белорусском языке.

Вероятно, статистика вещания в тот день была выдержана в надлежащем виде. Ночью, когда народ спит, передается большое количество музыкальных отрывков с высокой долей в них «белорусского формата», а днем - меньшее количество музыкальных произведений, из которых заметное большинство не белорусских, но уже в полном виде. В целом же за день процент белорусской музыки оказывается на нужном уровне. А тут еще есть и такой фактор, как рекламная музыка, процент которой в последнее время довольно велик. Вероятно, это обусловлено тем, что рекламная музыка не входит в общую статистику вещания.

Государство вроде ратует за национальное воспитание молодежи: этому уже была посвящена не одна передача на госканалах белорусского радио. В то же время в FM-диапазоне происходит обратный (и, надо сказать, естественный) процесс приобщения молодежи к ценностям вестернизации и глобализации. Так что то, что государство делает на бюджетном радио, успешно нейтрализуется частными FM-радиостанциями. Впрочем, с точки зрения вменяемой логики, такие ухищрения независимых вещателей (которые, естественно, не могли с кондачка столь радикально деформировать структуру музыкального эфира) вполне понятны: чтобы зарабатывать, нужны слушатели.
Добавить комментарий
Проверочный код