Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (598) 16 июля 2007 г. Общество

«Когда мы копнули глубже…»

16.07.2007
 

Елена АНКУДО

№ 28 [598] от 16.07.07 - Очередное уголовное дело, рассматривающее нарушения в работе автодилера, внесло заметную сумятицу в среду операторов автомобильного рынка. Почему участились аресты сотрудников и руководителей компаний-импортеров, сколько еще они будут длиться и как избежать претензий со стороны правоохранительных органов? Об этом корреспонденту «БелГазеты» рассказал сотрудник ведомства, проверки которого позволили заговорить о недостатках в работе автодилеров, - начальник управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Андрей МИХАЛЬКЕВИЧ.

ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ…

- Чем объясните появление большого количества уголовных дел в отношении должностных лиц автодилеров - «РиМи Авто», «Минск-Лада», а теперь еще и «Эмир моторс»?

- Это результат проверок работы автодилеров, которые таможенные органы ведут на протяжении четырех лет. В период существования разницы между ставками таможенных пошлин для физических и юрлиц - от $3 тыс. до $10 тыс. и более за автомобиль - некоторые автодилеры допускали нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей. В настоящее время проверки подходят к концу, работа дилеров возвращается в законное русло.

- Вам не кажется, что разница в таможенных ставках провоцировала нарушения дилеров?

- Нельзя говорить о провокации, когда речь идет об условиях хозяйствования: величина таможенных ставок, налогов и пр. для определенных категорий граждан всегда отличалась, это мировая практика. Недобросовестные граждане быстро сориентировались в ситуации и предложили дилерам принять участие в минимизации затрат. Это не провокация, а нарушение закона.

- Какую роль сыграли проверки ГТК в уравнивании ввозных таможенных выплат на автомобили для физических и юрлиц?

- ГТК внес предложение изменить в этой части законодательство. Не могу утверждать, что нарушители пользовались одинаковыми схемами, но большинство попалось на желании сэкономить на ввозных таможенных платежах.

TOYOTA N53

- Поэтому возможные нарушения «Эмир моторс» можно сравнить с практикой, когда растаможка новых автомобилей оформлялась на подставных физлиц?

- Схемы нарушений автодилеров похожи: импортеры использовали льготный порядок таможенного обложения транспортных средств, ввозимых физлицами. Что касается фирм, входивших в концерн «Эмир», то в ходе проверок таможенные органы установили: с 2002г. по ноябрь 2005г. на комиссионную продажу принято и реализовано 53 иномарки. По документам автомобили не импортировались, а принимались на комиссионную продажу от физлиц. В ряде случаев ими оказались сотрудники концерна «Эмир» либо их ближайшие родственники.

По нашим данным, в большинстве случаев имел место спланированный ввоз автомобилей. Физлицо или организация, желавшие приобрести автомобиль Toyota, обращались к дилеру с заявкой и подписывали договор на приобретение транспортного средства.Спустя некоторое время в республику ввозился заказанный автомобиль. Его регистрировали на покупателя в качестве его личного имущества. А уже дней через десять Toyota попадала в комиссионный магазин. Когда мы копнули глубже, выяснилось, что у первых покупателей не было ни средств на приобретение автомобиля, ни желания его эксплуатировать. А владельцем зарубежной компании - поставщика автомобилей в Беларусь - выступал один из сотрудников компании «Эмир». Напрашивается очевидный вопрос: насколько законной была такая схема ввоза автомобилей?

- Разве автомобили Toyota в Беларусь поставлял не завод-производитель?

- Нет. Он направлял их в адрес упомянутой мной компании, расположенной в оффшорной зоне. Регистрируя на себя новые Toyota, сотрудники «Эмира» передавали их в комиссионный магазин, тоже, кстати, принадлежавший компании «Эмир».

- Владелец оффшорной компании находится под стражей?

- Этот вопрос лучше адресовать прокуратуре РБ - органу, который ведет уголовное расследование. Наше ведомство провело совместную с МВД проверку и выяснило, что оценке подлежит широкий круг вопросов, в частности законность получения ряда документов и уплата внутренних налогов.

- Если в схеме работы фигурирует оффшорная компания, можно ли сделать вывод, что деньги от реализации Toyota поступали на ее счета?

- Скажу только, что дивиденды от продажи получали не подставные покупатели, на которых оформлялись транспортные средства.

- Что мешало задействовать в оформлении автомобилей реальных, а не подставных покупателей?

- В ряде случаев автомобили Toyota приобретали белорусские предприятия, а это юрлица. Организаторы ввоза наверняка желали сохранить схему поставки в тайне, ведь нарушения закона в виде оформления неких фиктивных документов могли отпугнуть покупателей. Кроме того, сообщение, что автомобиль надо купить через комиссионный магазин, покупатель мог получить в последний момент.

«ДЕНЬГИ МОЖНО ВЕРНУТЬ»

- Усматриваются ли нарушения в действиях гражданина, который самостоятельно купил и пригнал в Беларусь новый автомобиль, поставил его в комиссионный магазин и отправился в поездку за еще одной машиной?

- Нет. Но с конца 2005г. для таких случаев предусмотрен отдельный порядок исчисления таможенных платежей: за второй и последующий автомобиль, пригнанный на одно лицо в течение года, придется заплатить больше. Препятствий для ввоза нет, но если покупатель, не зарегистрированный в качестве предпринимателя, будет получать от такой деятельности доход, налоговые органы или ДФР КГК могут предъявить ему претензии.

Недавно таможенные органы передали в департамент материалы в отношении нескольких граждан, занятых ввозом в Беларусь иномарок и не зарегистрированных в качестве предпринимателей. Закон трактует эти действия как незаконную предпринимательскую деятельность.

- Правда ли, что некоторые автодилеры, деятельность которых подверглась массированной проверке, погасили нанесенный их действиями ущерб и продолжили работать?

- Да. В прошлом году появилась статья УК о прекращении уголовного преследования в связи с погашением ущерба. Деньги можно вернуть, а заодно и подумать, выгодно ли играть с государством в неуплату налогов. Сперва дилер платит организаторам незаконных схем, а затем возвращает нанесенный в результате такой деятельности ущерб. Скупой платит дважды.

- Могут ли арестованные руководители «Эмир моторс» получить свободу после погашения ущерба, в причинении которого их обвиняет следствие?

- Решение этого вопроса - в компетенции следствия и суда.

БОЛЬШОЙ УЩЕРБ

- В разговоре с корреспондентом «БелГазеты» представитель одного из дилеров заметил, что претензии правоохранителей явно завышены. До конца 2005г. при расчете таможенных платежей сотрудники ГТК опирались на стоимость автомобиля, которую определяли в т.ч. с помощью зарубежных каталогов Super Schwacke и «Евротакс». Указанная там цена порой выше, чем у белорусских продавцов. Вам не кажется, что у дилеров просто нет денег, чтобы вернуть завышенный, по их мнению, ущерб?

- При оценке обстоятельств следствие опирается на всю собранную информацию. Если представители дилеров отказываются от сотрудничества, не сообщают, по какой цене продали автомобиль, пошлины, возможно, покажутся им излишне большими. Но кого в этом винить, как не самих себя? В ГТК есть специализированное подразделение, занятое таможенной оценкой товара. Оно работает на профессиональном уровне: не просто открывает каталог и выписывает из него цену, а получает информацию от завода-производителя, изучает ситуацию на зарубежных и отечественном рынках и пр. Вопросы, связанные с оценкой, решаются серьезно, опираться только на один источник никто не будет.

- В деле «Эмир моторс» фигурируют 53 автомобиля, проданных за несколько лет. Явно немного, учитывая, что дилер Toyota числился среди лидеров продаж?

- Автомобилей было ввезено больше. Я озвучил то, что удалось доказать.

- Как относитесь к мнению отдельных дилеров: уголовные дела возбуждаются якобы с целью запугивания игроков авторынка, которые начнут погашать ущерб в добровольном порядке?

- Как к несерьезным умозаключениям. У нас достаточно рычагов, чтобы разрешить ситуацию без запугивания. Возмещение ущерба, если он был нанесен, - обязанность дилера. Налоги и таможенные платежи надо платить своевременно, не утаивая их с помощью незаконных схем. Работа на рынке - не лотерея, играть в нее с государством не стоит.
Добавить комментарий
Проверочный код