Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (598) 16 июля 2007 г. Экономика

Всемирный банк опустил

16.07.2007
Беларусь в конец второй сотни

Ярослав РОМАНЧУК

Институт Всемирного банка (ВБ) опубликовал доклад «Качество управления имеет значение. Показатели эффективности госуправления в странах мира за 1996-2006гг.». На основании анализа данных из 33 источников по 212 странам авторы доклада делают неутешительный вывод: «Суммарный объем взяток в мире оценивается примерно в $1 трлн., и коррупция ложится особенно тяжким бременем на миллиард беднейших жителей планеты». Беларусь по качеству госуправления находится в конце второй сотни стран.

ВСЕМИРНЫЙ БАНК НЕ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

Документ опровергает утверждение, будто«качество госуправления не поддается надежному измерению, а извлеченные уроки невозможно применять в деятельности правительств, сообщества организаций, содействующих развитию гражданского общества и средств массовой информации», говорит один из авторов доклада ВБ Джон Гитонго, специалист в области качества госуправления и должностной этики. Оказывается, можно посчитать и определить прогресс, но международной бюрократии и национальным правительствам трудно отказаться от коррупционных практик и интервенционизма в экономике.

Наверное, поэтому в пресс-релизе по случаю выхода доклада говорится, что его положения «не отражают официальных взглядов Всемирного банка, его исполнительных директоров, а также представляемых ими государств. Эти показатели не используются Всемирным банком при принятии решений о предоставлении ресурсов тем или иным странам и для каких-либо иных официальных целей». Это как если бы эксперты института при Минэкономики сделали анализ ситуации в Беларуси, но их начальство заявило, что они здесь ни при чем.

Порочная практика выделения кредитов и оказания помощи бедным странам с чрезвычайно коррумпированными правительствами продолжается. Чиновникам ВБ и МВФ доводят задания по финансированию проектов. Попробуй потрать $14 млрд. в год на проекты развития в бедных странах, чтобы в следующем году не урезали твой бюджет или не сократили твой отдел! Вот и стараются международные организации и агентства, часто поддерживая номенклатурные традиции кумовства.

Поведение белорусского правительства по отношению к госпредприятиям весьма схоже с этими практиками. Не устает рука дающего распределять кредиты, субсидии и дотации. В ответ - убытки, мошенничество и разбазаривание бюджетных средств. Коррупционные скандалы в 2007г. в значимых секторах экономики Беларуси убедительно это подтверждают. В стране воспроизведена худшая копия западных стандартов в области управления государством и экономикой: правительство взвалило на свои плечи груз распределения более половины ВВП и управления 80% активов.

Таблица

«НИ В ТУ, НИ В ДРУГУЮ СТОРОНУ…»

Несмотря на громкую риторику об интенсификации борьбы с коррупцией, о приверженности рынку и приоритете честной и открытой политики, за последние десять лет ни национальные правительства, ни международные организации не продемонстрировали реальных успехов в продвижении к этим целям. Так, «в ряде стран отмечаются перемены к лучшему, но примерно в таком же количестве стран (в Зимбабве, Кот Д’Ивуар, Беларуси и Венесуэле) ситуация ухудшилась. Во многих других странах не произошло существенных изменений ни в ту, ни в другую сторону».

Институт ВБ производит оценку по шести критериям. Первый - учет мнения населения и подотчетность госорганов. Он показывает,в какой степени граждане страны имеют возможность выбирать правительство, каков уровень фундаментальных прав и свобод.

СПРАВКА «БелГазеты». По шкале от минус 2,5 (нет никаких прав, свобод, полный негатив) до плюс 2,5 Беларусь за 2006г. получила минус 1,71, ухудшив свой показатель на 0,05 пункта (в 2005г. РБ выглядела предпочтительнее только 5,3% стран мира, в 2006г. она на 203-м месте из 212 стран. Для сравнения: Россия занимает 161-е место, Украина - 115-е, Польша - 149-е. Лидеры по данному и другим показателям - скандинавские и англосаксонские страны.

Второй критерий - политическая стабильность и отсутствие насилия. По нему определяется вероятность дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия. Здесь авторы Доклада констатируют усиление белорусского режима (0,16 балла - 102-е место) - это самый высокий балл Беларуси из всех шести категорий. Впрочем, не стоит забывать, что переходный период к новому качеству экономики у страны еще впереди.

Третий критерий - эффективность работы правительства. По данным ВБ, в 2006г. белорусское правительство ухудшило качество своей работы и получило рейтинг минус 1,24. Интересная тенденция: по мере увеличения энергетического гранта от России эффективность работы белорусского правительства падает. По данному показателю РБ занимает 190-е место (Россия - 132-е, Украина - 142-е, Польша - 65-е).

Четвертый критерий - качество госрегулирования или законодательства, т.е. способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и принимать правовые акты, стимулирующие развитие частного сектора. В 2006г. рейтинг РБ составил минус 1,6 балла (202-е), в то время как в России - минус 0,45 (141-е место), на Украине - минус 0,47 (143-е место).

Пятый критерий для оценки качества госуправления - верховенство закона. По нему оценивается степень уверенности различных субъектов в соблюдении государством закона и в эффективности принудительного исполнения договоров, работы полиции, судов, уровня преступности и пр. И по этому критерию Беларусь ухудшила свое и без того незавидное положение, скатившись на 187-е место. Россия оказалась на 172-м месте, Украина - на 155-м, Польша - на 87-м.

Шестой критерий - борьба с коррупцией - показывает, как активно государственную власть используют в корыстных целях. Судя по тому, что Беларусь заняла 167-е место, с коррупцией все нормально.

Результаты Доклада вновь доказывают, что любые попытки построить справедливое государство с большой долей ресурсов, распределяемых через бюджет, на постсоветском пространстве неизменно заканчиваются созданием мощных олигархических кланов, олигополий и отстранением граждан от участия в управлении страной.

СПРАВКА «БелГазеты».В рейтинге ВБ по качеству госуправления страны ранжированы по семибалльной шкале следующим образом: «1» - высшая оценка, рейтинг государства в данной категории составляет 90-100%; «7» - низшая (0%, государство является абсолютно худшим в данной категории). Вторая группа - оценки 75-90%; третья - 50-75%; четвертая - 25-50%; пятая - 10-25%; шестая - 0-10%. В первую группу попали Финляндия, Исландия, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария и Люксембург. Безусловные аутсайдеры - Конго, Ирак, Мьянма и Сомали. К ним вплотную приблизились Узбекистан и Туркменистан. Россия имеет две «пятерки» за «эффективность работы правительства» и «качество законодательства», остальные - «шестерки». Беларусь попала в самую низкую, седьмую группу по «учету мнения населения» и «качеству законодательства». В итоге - «шестерка» за «эффективность работы правительства», «верховенство закона» и «качество законодательства» и «тройка» - за «политическую стабильность». Украина имеет лишь «пятерки». Показатели стран Балтии сопоставимы с рейтингами стран Западной Европы. Данные последних десяти лет свидетельствуют о том, что рост благосостояния населения без повышения качества госуправления невозможен. Если рейтинг страны вырастает на 1 балл (к примеру, с «четверки» повышается до «тройки»), то уровень детской смертности в долгосрочном плане снижается на две трети, а доходы населения увеличиваются в 3 раза. Если бы с 1996г. Беларусь последовательно улучшала качество госуправления по всем шести категориям, то сегодня ее ВВП на душу населения составлял бы не $3 тыс., а $9 тыс.
Добавить комментарий
Проверочный код