Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№28 (598) 16 июля 2007 г. Экономика

Евроизация&демократизация

16.07.2007
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Мечта о равных ценах на энергоносители и, следовательно, унифицированных условиях хозяйствования в союзном российско-белорусском государстве скоро сбудется. Теперь об этом можно судить с большей степенью определенности, ссылаясь на заявление зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева о том, что с 2011г. российские потребители будут платить за газ столько же, сколько и зарубежные, за вычетом налогов и транспортных услуг.

Это не сенсация, поскольку свои планы выравнивания цен на энергоносители российское правительство связало с планами по вступлению в ВТО и давно оповестило об этом. Но очередное заявление представителя «Газпрома» вряд ли обрадует белорусских интеграторов. Они ведь хотели объединяться с Россией, используя конкурентные преимущества равных льготных цен, а не рыночных, доступных любому зарубежному приобретателю российского газа и нефти. И страны СНГ не исключение из этого правила. На них также распространяются рыночные условия, на основе которых Россия собирается строить будущие межгосударственные взаимоотношения.

Так или иначе, но любая идея равенства, в т.ч. касающаяся цен, на деле оборачивается тем, что одни клиенты оказываются равнее других, или, проще говоря, превращается в сплошное неравенство. Вот и на этот раз пресс-служба «Газпрома» сообщила газете «Новые Известия» о том, что заявление Александра Медведева перевели неточно: обычным российским гражданам повышение тарифов до уровня мировых не грозит даже к 2011г. - это затронет лишь промышленных потребителей. Однако и российским промпредприятиям не стоит пугаться намерений «Газпрома». Как известно, в ходе переговоров о вступлении в ВТО Россия не стала брать на себя обязательства, которые ограничат ее конкурентные преимущества при доступе к сырью и энергоносителям. Об этом напомнил глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков на заседании круглого стола в Совете Федерации.

В отношениях с зарубежными потребителями Россия тоже не склонна связывать себя очень жесткими обязательствами. Ссылки на рыночные цены или некие справедливые формулы ценообразования - слишком удобный инструмент внешней политики, чтобы отказываться от него в обозримой перспективе. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить цены на российский газ для Беларуси и Украины. Во втором случае они выше на $30 за 1 тыс. куб. м (хотя расстояние практически одинаковое), а экспортную пошлину на газ Беларусь не платит. Эти преференции республика не потеряет вплоть до полного выкупа «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза» (до 2011г.). К тому же при поставке нефти российская экспортная пошлина для Украины почти в 3,4 раза выше, чем для Беларуси.

России выгодно медленно приучать Беларусь к рыночным ценам на энергоносители. Транзит энергоносителей в Европу надежно гарантирован, а остаточная сумма российских преференций ($5,3 млрд.) настолько велика, что позволяет не опасаться втягивания Беларуси в сферу европейского и американского влияния. Более того, ужесточение условий поставок российских энергоносителей только усилило экономическую зависимость Беларуси от РФ. За январь-май 2007г. удельный вес доллара США в общем объеме валютной выручки республики снизился до 56% - с 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда ничто не нарушало интеграционную благодать в «союзном государстве». Зато доля российского рубля выросла - с 29% до 32%. Удельный вес России в белорусском экспорте также подскочил (на 5%) и вновь стал преобладать над долей экспорта в ЕС.

Эти показатели иллюстрируют укрепление экономических взаимосвязей с Россией значительно лучше, чем рост объема взаимного товарооборота. И чем больше эта зависимость, тем больше у Москвы шансов добиться желанных экономических перемен в хозяйственном механизме Беларуси. Так было уже не раз, например со стабилизацией курса белорусской валюты, обеспеченной с помощью российского давления и денег, в то время как Евросоюз продолжал вести свои бесконечные разговоры о демократии и экономических реформах в республике, но так и не решился на какие-нибудь значимые действия, поскольку сам зависел и зависит от белорусского транзита на сотни миллионов долларов. ЕС и сегодня не в состоянии предпринять ничего существенного против действующего руководства республики, кроме финансовой помощи в пределах $15 млн. - во имя демократизации - и смешных экономических санкций на $30 млн.

Понимают это и в ЕС, пытающемся нащупать новые подходы к взаимоотношениям со странами, расположенными на его восточных границах. С этой целью реализуется международный проект под названием «Транснациональная сеть по вопросам евроизации и демократизации на восточной границе ЕС», в рамках которого исследуется взаимосвязь между степенью использования евро в белорусской экономике (евроизации) и процессами демократизации и модернизации Беларуси. Однако результаты этого исследования вряд ли обрадуют его инициаторов, поскольку за первые пять месяцев т.г. доля евро в общем объеме валютной выручки республики увеличилась с 10% до 11,2%. С такими темпами евроизации до полной демократизации Беларуси еще очень далеко.
Добавить комментарий
Проверочный код