Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (596) 02 июля 2007 г. Тема недели

Что футболисту хорошо…

02.07.2007
 

Евгений КЕЧКО

Спорт в Беларуси куда более гуманный и справедливый, чем во всем мире. С недавних пор эксперты опасаются, что в ближайшем будущем Олимпийские игры утратят свое первоочередное значение: весь мир едет на Олимпиаду не за участием, а за победой. Исходя из многих факторов, коммерция в спорте давно вышла на первый план, и некоторые специалисты иронизируют, что через несколько десятилетий вместо стран на Играх будут представлены самоокупаемые спортивные общества: вместо России и США - «Урожай», вместо Германии и Франции - «Спартак», вместо Японии и Китая - «Трудовые резервы».

Беларуси такой подход чужд. В спорте частного капитала практически нет - локальные и международные задачи решаются на госуровне, а некоторые федерации и даже отдельные клубы закреплены за влиятельными чиновниками. В минувшем хоккейном сезоне болельщики во время столичного дерби даже шутили: играют не «Динамо» с «Юностью», а Владимир Наумов с Михаилом Павловым - негласные патроны клубов.

Тот же Наумов, председатель федерации, подключил к хоккею мощный административный ресурс, вследствие чего денежные обороты выросли в разы. Поэтому руководители команд с нетерпением ждали пролонгации указа о помощи хоккейным клубам, ведь без госфинансирования любая команда из внутреннего чемпионата - выброшенная на берег рыба. Однако пока нет гарантии, что и в комфортных условиях она начнет «нереститься». На недавнем заседании исполкома федерации и.о. гендиректора «Динамо» Олег Иванов так расценил ситуацию: «За год государство инвестировало в белорусский хоккей Br93 млрд., тогда как на весь спорт высших достижений - Br103 млрд. Хоккеисты думают не о профессиональном росте, а о том, в каком клубе побольше урвать. Поэтому ходят кругами, занимаются едва ли не шантажом».

БУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В белорусском футболе не до жиру, хотя еще в 2003г. был издан президентский указ «О дополнительных мерах господдержки футбольным клубам». Суть документа сводилась к тому, что предприятия должны оказывать безвозмездную помощь футбольным клубам. В то время для участников чемпионата это было глотком свежего воздуха, т.к. федерация проводила лицензирование, и футбольным подразделением приходилось изыскивать дополнительные средства на развитие инфраструктуры, реконструкцию стадионов, создание юношеских команд.

В конце прошлого года ФК «Сквич» едва не инициировал революцию, когда собрал подписи всех участников чемпионата с целью расширить высшую лигу с четырнадцати команд до шестнадцати. Причина бурной деятельности - на поверхности: по итогам прошлого чемпионата столичный «Локомотив» (подразделение ФК «Сквич») выбыл из высшей лиги в первую, а, согласно указу, на финансовую помощь могут рассчитывать только представители элиты.

Состояние дел в белорусском футболе резко контрастирует с положением на Украине и в России - там сила команд зависит от частного капитала, а не от госпредприятий региона. В начале прошлого года минское «Динамо» тренировал украинский специалист Александр Рябоконь, который тогда в интервью «БелГазете» отметил разницу подходов: «На Украине помощь государства не такая существенная, как в Беларуси, почти каждый клуб ассоциируется или с влиятельным человеком, или с концерном. Все знают, что киевское «Динамо» - это Суркис, «Шахтер» - Ахметов, донецкий «Металлург» - Индустриальный союз Донбасса. Возможно, это и правильный подход. В Беларуси, насколько я успел понять, по такому пути идут «Динамо» и БАТЭ».

«НА МНЕ ЕЩЁ ПОДШЕФНЫЙ КОЛХОЗ ВИСИТ»

В белорусском футболе частный капитал - разрушительная сила. По окончании прошлого сезона из-за финансовых трудностей снялся с чемпионата один из старожилов - столичное «Торпедо». Несколько лет назад от команды отказался основной спонсор - американский инвестор, а реанимировать «Торпедо» президентский указ не смог. В итоге после проведенного сезона во второй лиге клуб стал историей белорусских чемпионатов.

Что футболисту хорошо, то аграрнику или промышленнику - смерть. Еще пару лет назад спонсорская помощь могла ограничиться лишь предоставлением старого «Икаруса», и то в межсезонный период: в другую пору года автобус использовался в других целях.

Некоторым руководителям трудно было разорваться между выполнением различных предписаний сверху, вследствие чего директор одного из заводов жаловался: «На мне еще висит подшефный колхоз, которому также необходима помощь. Труженики села не понимают проблем спортсменов, и наоборот. К тому же, наблюдательный совет запретил оказывать какую-либо помощь на стороне, ведь у нас катастрофически не хватает оборотных средств. Мы получили указания из Минпрома, запрещающие какую-либо благотворительную помощь».

«ОЛИВАРИЯ» - НЕSAMSUNG

Сейчас смуты меньше: предприятия уже привыкли к предъявляемым требованиям. Во внутреннем чемпионате играют команды, напрямую зависящие от городского бюджета, их так и называют - «городские». Это в первую очередь ФК «Витебск» и ФК «Минск». В комментариях «БелГазете» председатель правления «Витебска» Александр Церах отметил, что никаких трудностей с финансированием не предвидится: «Нам оказывают безвозмездную помощь даже предприятия, не включенные в перечень указа. Недостатка в средствах нет, хотя часть крупных организаций оказывает поддержку хоккейному клубу «Витебск». Называть сумму инвестирования не рекомендуется правилами лицензирования, но отмечу, что благотворительных средств у нас достаточно. Помощь осуществляется только в денежном эквиваленте - по договорам, в которых могут оговариваться и определенные работы по развитию инфраструктуры».

ФК «Минск» пока не подпадает под указ президента, но, по словам председателя правления клуба Игоря Шлойдо, в скором времени клубу также будет оказываться дополнительная помощь: «Мы и ФК «Сморгонь» только в прошлом году вышли в высшую лигу, поэтому ожидаем включения в указ. Вся помощь оказывается из городского бюджета - официально клуб прикреплен к управлению по вопросам физкультуры, спорта и туризма Мингорисполкома. Наши футболисты получают ставку в размере чуть более $100, также им полагается все, что предусмотрено бюджетной организации: два комплекта формы, сборы в указанном количестве дней и т.д. Когда последует пролонгация указа, в который попадет команда, надеемся на дополнительную помощь от МАЗа, предприятий легпрома, завода «Оливария».

При всем уважении, МАЗ и «Оливария» - это не Samsung и ABN Amro (спонсоры «Челси» и «Аякса»). Хотя бывали примеры, когда на белорусский футбольный рынок попадали именитые бренды. В 2004г. минское «Динамо» на весь сезон заключило договор с Siemens Mobile, в то время - титульным спонсором мадридского «Реала». Тогда динамовское руководство отметило, что сотрудничество с Siemens Mobile подпадает под действие указа президента. Интересно, «Реал» также надеется на помощь короля Испании?

СПРАВКА «БелГазеты». Выдержки из указа президента «О дополнительных мерах государственной поддержки футбольных клубов». «1.1. под организациями, оказывающими систематическую поддержку футбольным клубам, понимаются организации (или их структурные подразделения), которые: предоставляют футбольным клубам помощь посредством безвозмездной передачи денежных средств, безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи им имущества; предоставляют такую помощь ежемесячно на плановой основе и в размере не менее 5% от финансовых и других средств, получаемых соответствующими клубами в месяц. Перечень таких организаций и футбольных клубов, которым они оказывают поддержку, утверждается президентом РБ; 1.3. организации, оказывающие систематическую поддержку футбольным клубам, имеют право включать в себестоимость продукции (работ, услуг), в т.ч. при определении прибыли, суммы денежных средств, безвозмездно переданных поддерживаемым футбольным клубам, а также стоимость безвозмездно оказанных им услуг (выполненных работ) и безвозмездно переданного этим футбольным клубам имущества; 1.4. суммы денежных средств, направленные организациями на рекламу, осуществляемую футбольными клубами, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) таких организаций, в т.ч. при определении прибыли, без учета нормативов расходования средств на эти цели».
Добавить комментарий
Проверочный код