Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (596) 02 июля 2007 г. Тема недели

Рыночный социализм: попытка перезагрузки

02.07.2007
через конфликт с номенклатурой

Ярослав РОМАНЧУК

В течение последних тринадцати лет тезис об эффективности госинвестиций и разного рода помощи реальному сектору экономики входил в Tор-5 приоритетов любой программы правительства. Это не мешало чиновникам распылять бюджетные ресурсы и, по меткому замечанию главы государства, «поддерживать на плаву бездельников». В следующем году «все имеющиеся средства должны быть сконцентрированы на прорывных направлениях, обеспечивающих повышение конкурентоспособности нашей экономики». Видимо, речь идет о 888 инновационных приоритетах, утвержденных соответствующей программой.

Совмин действует строго в рамках программы третьей пятилетки. Пищепром, экспорт, строительство были и остаются главными реципиентами бюджетных средств. Правда, до сих пор они шли в ногу с линией вертикали, а тут ее глава говорит, что ему «не нужны самоотчеты о том, как правительство или местные органы власти, выбив господдержку, контролировали либо не контролировали эффективность ее использования».

Президент весьма точно определил суть проводимой инвестиционной политики. Деньги власти собирают «с эффективно работающих предприятий» и отдают тем, «кто работает нерентабельно, перебивается с ноги на ногу, кувыркается». Власти уже тринадцать лет надеются, что эти хозяйствующие акробаты начнут работать эффективно, но, по признанию главы государства, «в основном мы поддерживаем на плаву бездельников». Лучшую характеристику качества экономической политики трудно себе представить.

Президент убеждает: директорат и номенклатура не должны на него обижаться. Он не устроил шоковую терапию, он дал время адаптироваться к новым условиям, оберегал от внутренней и внешней конкуренции. Более мягкое вхождение в рынок трудно себе представить. Власти хотели научить предприятия плавать в бурной реке конкуренции, проводя упражнения в ароматизированном джакузи. Естественно, хозяйствующие субъекты расслабились и решили, что так будет всегда. И тут вдруг откровение: «Правительство разбазаривает бюджет, правительство за счет бюджета старается скрыть свою бездеятельность и неполноценность». Еще один точный диагноз проводимой политики.

Таблица

Конфликт между интересами руководителя страны и номенклатурой набирает остроту. Потери неизбежны. Они выражаются в массовых чистках министерств и концернов, в тюремных заключениях бизнесменов и чиновников. Лукашенко прав по поводу невыносимых условий хозяйствования для предприятий: если они перестанут получать бюджетную помощь, то одновременно должны почувствовать экономическую свободу, снижение налогового бремени, дебюрократизацию и либерализацию. Однако этого пока никто не предлагает. Наоборот, система госуправления становится все более неповоротливой и неадекватной.

Внешний долг страны существенно превысил $8 млрд. К концу 2007г. он преодолеет объем 25% ВВП, а ведь в начале 2007г. было только 18,6% ВВП. Если темпы роста долга не остановить, то уже в 2008г. платежи по его обслуживанию и возврату (речь идет о корпоративном и госсекторе) составят около $9 млрд. В 2007г. на эти цели потребуется около $7 млрд.

В январе-апреле 2007г. реальная прибыль от продажи товаров и услуг сократилась. Запасы готовой продукции с начала года в фактических ценах выросли на 41% и составили Br3,6 трлн. Из-за снижения экспорта нефтепродуктов бюджет потерял $200 млн. За четыре месяца импорт газа обошелся Беларуси на $458 млн. больше. Из-за неадекватных действий правительства рентабельность нефтепереработки, основного донора страны, в январе-апреле снизилась до критически низкой величины 1% при прогнозе более 25%. Внешнее сальдо торговли товарами за четыре месяца вплотную приблизилось к $1 млрд.

После победоносной битвы за урожай в 2006г. Беларусь в январе-апреле 2007г. увеличила импорт зерновых на 83,8% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. При этом цена импортного зерна оказались на 12,6% выше, чем годом раньше.

Правительство запланировало субсидии нефтепереработчикам в объеме Br1,5-1,6 трлн. Доходы бюджета от повышения экспортных пошлин на нефтепродукты вырастут примерно на такую же сумму. Кому нужно это перекладывание из одного кармана в другой, понять трудно. Выжать больше с калийных удобрений, черной металлургии и автомобилестроения уже нельзя. Угроза кризиса текущего счета платежного баланса никуда не ушла. Новые источники генерации добавленной стоимости не появились. Зато объявлен крестовый поход против бесхозяйственности, расхлябанности и разгильдяйства. Если он возьмется за новый курс по-серьезному, то сопротивление номенклатуры и более широких слоев электората в лице сокращенной рабочей силы с заводов-«бездельников» гарантировано.
Добавить комментарий
Проверочный код