Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№26 (596) 02 июля 2007 г. Личный вкус

Умные книги

02.07.2007
 

Александр ГРИЦАНОВ

№ 26 [596] от 02.07.07 - * В.В. Бибихин, «А.Ф.Лосев. С.С.Аверинцев» * «Философия вождизма. Хрестоматия по вождеведению под ред. В.Б. Авдеева»

В.В. БИБИХИН, «А.Ф.ЛОСЕВ. С.С.АВЕРИНЦЕВ». - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006

Эта книга посвящена тем фигурам советской философии, которые только и были способны сберечь ее честь на интеллектуальной арене мира второй половины ХХ в. После отбытия из большевистской России «философского парохода» в стране практически не осталось ученых-гуманитариев, которые могли бы хотя бы сохранить профессиональную квалификацию в условиях стремительного карьерного роста разномастной верноподданной шпаны.

Текст выдержан в жанре дневниковых заметок-воспоминаний о людях, учеником которых посчастливилось быть автору. Лосев всеми вменяемыми коллегами без исключения воспринимался как специалист международного калибра по эстетике и античной философии, виртуозно владевший древними языками. Сам же он четко осознавал принципиальную ограниченность собственных творческих возможностей: информационная и издательская несвобода в СССР, внутренняя цензура (для самосохранения) и отсутствие нормальных каналов коммуникации с мировыми интеллектуальными центрами. Бибихин приводит такие его высказывания: «Никто не знает тех страданий, тех унижений и тех оплеваний, которые я претерпел. А еще завидуют, что я много напечатал. Не может быть, чтобы переводчика (!!! - Авт.) не били, не мучили и не мурыжили… У Кроче (итальянский философ, творивший во времена Муссолини. - Авт.) было 60 тысяч томов, библиотека в несколько этажей. Смотрите, читайте!».

Лосев вспоминал и эпоху бесплатного военного коммунизма: «Вся революция делается по бумажкам. В 1919-20гг. для проезда нужны были десятки документов… Справка от домоуправления, на тифозность, справка на съестное, без нее отбирали картошку… После XXIV съезда и вообще дохнуть без бумажки нельзя… Гитлер сказал: «Русский народ потому держит у себя советскую власть, что он не имеет никаких потребностей». И о временах Сталина: «Тогда сразу становилось все известно как по волшебству. Ты не знаешь, что значило встретиться вдвоем-втроем. Я чудом выжил тогда».

Бибихин, одно время дистанцировавшийся от Лосева в сторону новой генерации (Аверинцев и К), признается в тексте: «Теперь я выше оцениваю трезвость А.Ф. (Лосева. - Авт.), предсказывавшего еще 300 или как минимум 100 лет большевизма в России… Не забывается одна передовица многомиллионных «Известий» в 1990 г. Там предупреждалось об армии некомпетентных деятелей, готовых занять любые должности в обновляющемся государстве. Подпись была: С.С. Аверинцев, депутат Верховного Совета СССР» (выделено Бибихиным. - А.Г.).

«ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ВОЖДЕВЕДЕНИЮ ПОД РЕД. В.Б. АВДЕЕВА». - М.: «Белые альвы», 2006

После разгрома гитлеровской Германии советские теоретики предпочли надежно скрыть все свидетельства глубочайшей продуманности нацистского проекта. Это было обусловлено стремлением заретушировать принципиальное родство стратегий коммунизма и фашизма как преобразующих программ индустриальной эпохи.

«Вождеведение», сложившееся в начале XX в. как достаточно строгая научная дисциплина на базе синтеза социологии, педагогики, психологии, антропологии, психоанализа, физиологии и мн. др., было явно технологичнее «научного коммунизма» и всех прочих учебных курсов советских высших партшкол. По каким физическим кондициям надо различать истинного вождя? Какой должна быть психологическая иерархия начальников-подчиненных? Как формировать национально-государственный дух?

Авторы текстов, вошедших в книгу, - немецкие ученые, принявшие расовую теорию. Названия фрагментов говорят сами за себя: «Вождь и народное сообщество» (1941), «О принципе единоличия в юриспруденции. Должна ли быть основой приговора ответственная личность судьи или игра голосов» (1935), «Дисциплина и порядок» (1935), «Честь как идеал воспитания» (1942), «Психология вермахта и психология немецкой высшей школы» (1936) и др.

В сборнике, кроме всего прочего, осмысливается генезис понятия «фюрер», введенного в 1814г. для обозначения «персоны единого творца народной судьбы и внепарламентского диктатора», которого «народ должен почитать как Спасителя и доверяться ему».

Все исследователи СНГ признают неизбежность вождистского этапа в становлении переходных государств. По этой книге можно если не впрямую поучиться, то не изобретать четырехколесные велосипеды.
Добавить комментарий
Проверочный код