Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (596) 02 июля 2007 г. Личный вкус

Умные книги

02.07.2007
 

Александр ГРИЦАНОВ

№ 26 [596] от 02.07.07 - * В.В. Бибихин, «А.Ф.Лосев. С.С.Аверинцев» * «Философия вождизма. Хрестоматия по вождеведению под ред. В.Б. Авдеева»

В.В. БИБИХИН, «А.Ф.ЛОСЕВ. С.С.АВЕРИНЦЕВ». - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006

Эта книга посвящена тем фигурам советской философии, которые только и были способны сберечь ее честь на интеллектуальной арене мира второй половины ХХ в. После отбытия из большевистской России «философского парохода» в стране практически не осталось ученых-гуманитариев, которые могли бы хотя бы сохранить профессиональную квалификацию в условиях стремительного карьерного роста разномастной верноподданной шпаны.

Текст выдержан в жанре дневниковых заметок-воспоминаний о людях, учеником которых посчастливилось быть автору. Лосев всеми вменяемыми коллегами без исключения воспринимался как специалист международного калибра по эстетике и античной философии, виртуозно владевший древними языками. Сам же он четко осознавал принципиальную ограниченность собственных творческих возможностей: информационная и издательская несвобода в СССР, внутренняя цензура (для самосохранения) и отсутствие нормальных каналов коммуникации с мировыми интеллектуальными центрами. Бибихин приводит такие его высказывания: «Никто не знает тех страданий, тех унижений и тех оплеваний, которые я претерпел. А еще завидуют, что я много напечатал. Не может быть, чтобы переводчика (!!! - Авт.) не били, не мучили и не мурыжили… У Кроче (итальянский философ, творивший во времена Муссолини. - Авт.) было 60 тысяч томов, библиотека в несколько этажей. Смотрите, читайте!».

Лосев вспоминал и эпоху бесплатного военного коммунизма: «Вся революция делается по бумажкам. В 1919-20гг. для проезда нужны были десятки документов… Справка от домоуправления, на тифозность, справка на съестное, без нее отбирали картошку… После XXIV съезда и вообще дохнуть без бумажки нельзя… Гитлер сказал: «Русский народ потому держит у себя советскую власть, что он не имеет никаких потребностей». И о временах Сталина: «Тогда сразу становилось все известно как по волшебству. Ты не знаешь, что значило встретиться вдвоем-втроем. Я чудом выжил тогда».

Бибихин, одно время дистанцировавшийся от Лосева в сторону новой генерации (Аверинцев и К), признается в тексте: «Теперь я выше оцениваю трезвость А.Ф. (Лосева. - Авт.), предсказывавшего еще 300 или как минимум 100 лет большевизма в России… Не забывается одна передовица многомиллионных «Известий» в 1990 г. Там предупреждалось об армии некомпетентных деятелей, готовых занять любые должности в обновляющемся государстве. Подпись была: С.С. Аверинцев, депутат Верховного Совета СССР» (выделено Бибихиным. - А.Г.).

«ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ВОЖДЕВЕДЕНИЮ ПОД РЕД. В.Б. АВДЕЕВА». - М.: «Белые альвы», 2006

После разгрома гитлеровской Германии советские теоретики предпочли надежно скрыть все свидетельства глубочайшей продуманности нацистского проекта. Это было обусловлено стремлением заретушировать принципиальное родство стратегий коммунизма и фашизма как преобразующих программ индустриальной эпохи.

«Вождеведение», сложившееся в начале XX в. как достаточно строгая научная дисциплина на базе синтеза социологии, педагогики, психологии, антропологии, психоанализа, физиологии и мн. др., было явно технологичнее «научного коммунизма» и всех прочих учебных курсов советских высших партшкол. По каким физическим кондициям надо различать истинного вождя? Какой должна быть психологическая иерархия начальников-подчиненных? Как формировать национально-государственный дух?

Авторы текстов, вошедших в книгу, - немецкие ученые, принявшие расовую теорию. Названия фрагментов говорят сами за себя: «Вождь и народное сообщество» (1941), «О принципе единоличия в юриспруденции. Должна ли быть основой приговора ответственная личность судьи или игра голосов» (1935), «Дисциплина и порядок» (1935), «Честь как идеал воспитания» (1942), «Психология вермахта и психология немецкой высшей школы» (1936) и др.

В сборнике, кроме всего прочего, осмысливается генезис понятия «фюрер», введенного в 1814г. для обозначения «персоны единого творца народной судьбы и внепарламентского диктатора», которого «народ должен почитать как Спасителя и доверяться ему».

Все исследователи СНГ признают неизбежность вождистского этапа в становлении переходных государств. По этой книге можно если не впрямую поучиться, то не изобретать четырехколесные велосипеды.
Добавить комментарий
Проверочный код