Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (596) 02 июля 2007 г. Экономика

Посадить на цепь

02.07.2007
«Белорусский ювелирный рынок подвергается массированному внешнему воздействию»

Марина ГУЛЯЕВА

После недавно завершенной проверки рынка ювелирных изделий Комитет госконтроля решил озолотить страну белорусскими драгметаллами. Председатель КГК Зенон Ломать настаивает на введении квоты в реализации ювелирных изделий с целью поддержки отечественного производителя и уменьшения объемов импорта. Операторы рынка заявляют, что и без квот реализуют белорусское золото и бриллианты, но в количестве, соответствующем спросу. На крупнейшем отечественном производителе ювелирных изделий ПО «Кристалл» (Гомель) полагают, что «конкуренция должна быть добросовестной», и предлагают установить для белорусских производителей квоту не менее 20% «в качестве существенного условия для субъектов хозяйствования при получении либо продлении действия соответствующих лицензий».

По оценке главы сети ювелирных магазинов «Мономах» Андрея Чайки, белорусский рынок ювелирных изделий ежегодно прирастает на 10-15%. Чайка не возражает против присутствия белорусского золота в «Мономахе», поскольку в каждом из магазинов сети оно уже продается: «Мы стоим на той позиции, что если работаем в Беларуси, то должны продавать белорусские ювелирные изделия, поэтому в каждом магазине открыли секцию Гомельского завода «Кристалл». Доля отечественных украшений составляет 15-20%, что соответствует спросу на эти изделия. Очевидно, что с ростом спроса мы готовы увеличить и предложение: это в наших интересах - продавать товар, пользующийся спросом».

Инициативу КГК поддерживает и глава «Белювелирторга» Владимир Мирголовский, заявивший «БелГазете», что «мы постоянно открываем секции гомельского «Кристалла» и будем делать это дальше».

Но, как полагают участники рынка, нынешняя ситуация не нуждается в тех изменениях, на которых настаивает КГК: «Существующий объем реализации белорусских ювелирных изделий регулирует рынок». Который, уверенно заявляют представители торговых предприятий, пока есть. В случае административного вмешательства нужно закрывать все магазины и оставить один, поскольку «с установлением квоты они будут предлагать одинаковый товар, а потребитель начнет ездить за украшениям в Россию. Один завод не может и не должен обеспечивать весь рынок».

На «Кристалле» убеждены, что ситуацию на рынке можно и нужно переломить, в т.ч. квотированием. Пока же, «учитывая открытость границ и возможности российских производителей, субъекты розничных продаж Беларуси выполняют функцию маркетингового управления ювелирной промышленности РФ сбыту ее продукции и, соответственно, ею стимулируются».

В каких золотых «цепях» нуждается белорусский ювелирный рынок, обозревателю «БелГазеты» рассказал гендиректор «Кристалла» Анатолий ГОЛИСЕВ.

БЛИСТАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

- Как вы оцениваете заявления председателя КГК о необходимости «кардинальных» изменений на ювелирном рынке - насколько они своевременны?

- Ювелирная промышленность Беларуси в прошлом году, несмотря на выполнение доведенных показателей с превышением, отставала в темпах роста производства от темпов ввоза ювелирных изделий зарубежного производства. Тенденция сохранится, поскольку для импортеров этот бизнес не требует вложений ни в оборотный, ни в основной капитал: товар поставляется на реализацию. В конечном итоге рост некачественного импорта приведет к затовариванию, замедлению реализации, обострению недобросовестной конкуренции.

Добросовестная конкуренция подразумевает равные условия на рынке между белорусскими производителями и российскими. Однако сегодня, если ввоз ювелирных изделий из России на белорусский рынок осуществляется беспрепятственно, то при экспорте белорусской ювелирной продукции на российский рынок необходимо производить полное таможенное оформление. Установлено семь таможенных постов, уполномоченных производить таможенное оформление. Естественно, о равных условиях говорить не приходится.

И получается, что сегодня в натуральном выражении около 30% внутреннего рынка занимают мастерские, 20% - белорусские производители, а половину рынка - зарубежные предприятия. За последние годы в России, на Украине, в Армении открыты сотни ювелирных предприятий различной мощности, поэтому белорусский ювелирный рынок подвергается массированному внешнему воздействию. Используя широкие возможности стимулирования, предприятия России, Украины, Польши, Турции, Италии сформировали из числа организаций розничной сети Беларуси свои товаропроводящие сети. И большинство субъектов розничной торговли республики ориентированы на импортный товар.

Программой социально экономического развития РБ на 2006-2010гг. предусмотрено опережающее развитие наукоемких экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Импортозамещение в ювелирной промышленности позволяет почти в три раза увеличить прямые поступления в бюджет и внебюджетные фонды, кумулятивный эффект дальнейших налоговых поступлений для государства - еще в несколько раз выше. Кроме того, в соответствии с прогнозом развития РАУП «Гомельское ПО «Кристалл» на пятилетку предусмотрено, что результаты работы ювелирного производства станут источником финансового оздоровления предприятия.

В сложившихся условиях необходимо, используя опыт сопредельных государств, создать условия для развития сети ювелирных предприятий в республике, обеспечить им условия для выживания в конкурентной борьбе с набравшими ранее силу ювелирными предприятиями, работающими в более благоприятной среде. Поэтому заявление председателя КГК Зенона Ломатя о «кардинальном» изменении ситуации является своевременным и актуальным.

«УЗНАВАЕМОСТЬ БРЕНДА ПРЕВЫСИЛА НОРМАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ»

- Вы настаиваете на введении какой-то определенной квоты реализации белорусских ювелирных изделий?

-
Одним из вариантов решения проблемы должно стать установление для каждой организации, реализующей ювелирные изделия, доли продукции отечественных производителей не менее 20%. Крупнейший производитель ювелирных изделий в республике - филиал «Завод Ювелир» РАУП «Гомельское ПО «Кристалл» - представляет собой современное предприятие, способное вести подготовку производства и выпуск продукции на самом современном оборудовании с использованием новейших технологий, располагающее достаточным для розничной торговли ассортиментом товара. Реализуется инвестиционный бизнес-план, который позволит увеличить объемы переработки драгоценных металлов в 1,6 раза. В фирменных магазинах филиала «Завод Ювелир» среднедневная выручка составляет $3-6 тыс. Это свидетельствует о конкурентоспособности ювелирных изделий на рынке. Узнаваемость бренда в 2006г. превысила нормативный уровень на 30%.

В то же время эффективность работы предприятия сдерживает ряд факторов. Российские производители строят планы по выкупу торговых сетей, работающих в Беларуси, - это «Белювелирторг», крупные универмаги и т.д. Реализация этих замыслов приведет к еще большему сужению внутреннего рынка.

Далее, меры нетарифного регулирования: лицензии на экспорт, запутанность законодательных актов и многозначная их трактовка. Нужно сказать и о более высокой налоговой нагрузке в РБ, чем в соседних странах.

- Какие меры могут изменить ситуацию на рынке?

- Необходимо установить обязательность наличия в торговой сети республики ювелирных изделий отечественного производства не менее 20 % от имеющегося ассортимента в качестве существенного условия для субъектов хозяйствования при получении либо продлении действия соответствующих лицензий.

* * *

- Руководители торговых предприятий заявляют, что все отрегулирует рынок, что они уже имеют секции белорусских изделий, объемы их продаж диктуются спросом. Вы согласны?

- По данным КГК, в Беларуси розничную торговлю ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют 177 субъектов предпринимательской деятельности, из которых 104 (или 59%) ювелирные изделия отечественных производителей не реализуют. Доводы семи-восьмилетней давности о недостаточно широком ассортименте выпускаемых белорусскими заводами ювелирных изделий и об их невысоком качестве, которые приводят в оправдание своей позиции определенные торговые организации, мы можем легко парировать следующими фактами.

Парк освоенных к выпуску филиалом «Завод Ювелир» РАУП «Гомельское ПО «Кристалл» ювелирных изделий сегодня составляет более 4 тыс. артикулов. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована на соответствие требованиям международного сертификата ISO9001-2001. Постоянно проводится техническое и технологическое переоснащение производства. Приобретено оборудование для 3D-моделирования, соответствующее самым современным требованиям, которое позволит увеличить темпы сменяемости ассортиментного ряда с 60-80 моделей в месяц до 150-200. Наконец, достигнуты договоренности с рядом крупнейших мировых производителей цепей и браслетов машинной вязки о возможности производственной кооперации по совместному выпуску и продвижению на рынок высококачественной цепной продукции.

На протяжении последних четырех лет ТМ «Ювелир» является национальным ювелирным брендом-лидером, предприятием целенаправленно формируется лояльное отношение участников рынка и прямых покупателей к корпоративному бренду, его узнаваемости. Ведутся работы по созданию и выводу на рынок новой респектабельной ювелирной ТМ.
Добавить комментарий
Проверочный код