Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (596) 02 июля 2007 г. Дом

За черту городскую

02.07.2007
«В Минске промышленных зданий в два-три раза больше, чем во всех столицах мира»

Татьяна КАРЮХИНА

№ 26 [596] от 02.07.07 - Архитектурным течением под названием «новая жизнь в старом панцире», когда старые фабричные и заводские корпуса переоборудуют под офисные здания и элитные жилые квартиры (естественно с сохранением элементов промышленной архитектуры, специфических перекрытий, фрагментов металлоконструкций или дизайна) или выносятся за черту города, еще недавно «невозможным» и «неперспективным в белорусских условиях», по мнению авторитетного белорусского архитектора Леонтия Зданевича, всерьез заинтересовались отечественные градостроители.

Еще зимой в Минске был объявлен конкурс на лучший проект застройки промышленного района, ограниченного ул. Ульяновская, Пулихова, Аранская и Маяковского. В нем, по словам московского архитектора Анастасии НИКИФОРОВОЙ, живо интересующейся этой темой, приняли участие многие проектные организации столицы. И почти все они сходились в одном: в своих решениях они выносили все промышленные здания, расположенные в этом районе, за черту Минска.

Мастерская ABD architects, в которой работает Анастасия, в конкурсе не участвовала, однако сама архитектор из интереса составила свой, альтернативный проект по примеру известных московских планов реконструкций. Корреспонденту «БелГазеты» она рассказала, почему ее проект, на разработку которого ушел без малого год, вряд ли будет реализован. В красках поведала о его особенностях. И убедила в необходимости вынесения промышленных зданий за городскую черту.

- Ваш проект предполагает перенос почти всех промышленных здений с ул. Октябрьской. Меж тем некоторые из них представляют историческую ценность. Ничего не пощадите?

- Почему же? Здание XIX в., которое сейчас стоит в самом конце ул. Октябрьской рядом с железнодорожными путями, я в своем проекте оставила: по-моему, оно там очень уместно. Но я бы реорганизовала его под офисное строение с творческими мастерскими на первом этаже по подобию «Арт-Плея», который был создан на базе фабрики «Красная роза» в Москве.

- Что собой представляют остальные здания?

- Границами разработки градостроительного предложения являются ул. Ульяновская, Пулихова, Аранская и Маяковского. На этой территории находится к/з «Минск» - единственное на сегодняшний день здание культурного назначения. Есть и жилые постройки. Но их не очень много и находятся они в основном вдоль ул. Красноармейской, которая заканчивается тупиком и упирается в реку (там раньше был деревянный мост, но он разрушен). Кроме того, в этом районе очень много промышленных зданий, которые согласно проекту выносятся за пределы города, чтобы можно было реорганизовать территорию под жилую и общественную.

- Какие задачи вы ставили, разрабатывая проект?

- Для себя я определила их следущим образом: наладить эффективные пешеходные связи на территории участка, развить транспортную инфраструктуру, вывести промышленные и складские помещения из этой зоны и создать единое городское пространство с четкой планировочной структурой. И еще. Поскольку это центральная часть города, то хорошо было бы сохранить типологию облика центральной части - оставить малоэтажную застройку и чередование застроенных и зеленых пространств, которые поддерживали бы идею водно-зеленого диаметра Минска.

- Как можно вписать единственное промышленное здание, которое вы оставляете, в жилой комплекс? Вы собираетесь стилизовать все под историческую застройку?

- Нет, я не делаю этого. Это здание чудесно вписывается в линейный общественный центр, который может быть построен вдоль ул.Октябрьской.

- Что за центр?

- Проектом предлагается разместить в нем многофункциональный комплекс со спортзалами, катком, бассейном, боулингом, бильярдом, торговыми площадями… Второй комплекс - центр танца. И наконец, следующий за ним комплекс и есть собственно наш реконструированный заводик. Кроме того, на выходе со станции м. «Первомайская» проект предусматривает реконструкцию к/з «Минск» и создание на его базе Дома музыки. А рядом просто просится киноплекс.

- Сколько подобных проектов реализовано сегодня в мире?

- Трудно сказать. В Москве уже завершена реконструкция завода «Красная роза», сейчас идет реализация масштабного проекта «Красный Октябрь». Цифры по всему миру я не назову, но могу сказать, что сейчас популярно выносить за черту города промышленные предприятия, поскольку это абсолютно логично. А в Минске вынесение это тем более логично, так как здесь промышленных зданий в два-три раза больше, чем во многих других столичных городах мира.

- Это статистические данные?

- Прежде чем начать работу над этим проектом, я проводила собственный анализ и пришла к таким выводам.

- Есть еще одна возможность использования промышленных зданий - не переносить, а реконструировать их, давать им «новую жизнь в старом панцире»…

- Минские заводы были построены в послевоенное время и не представляют особой архитектурной ценности. Почему мне захотелось оставить этот заводик? Потому что он очень милый, кирпичный. У него симпатичные окошки и есть фронтончик маленький. Остальные заводские и фабричные здания на этом участке, не считая завода «Кристалл», мертвы. И потом, я еще нигде не видела ни одного примера удачной реконструкции современных заводов. Да, конечно, в Нью-Йорке на Манхэттене творческие люди заняли многие бывшие промышленные здания, но это все-таки промышленные здания конца XIX - начала XX вв. А наши советские заводы подходят разве что для игры в сталкера, но не для жизни.

- Что привлекает вас в заводе «Кристалл»?

- В нем чувствуется история. Это ручная работа: видно, что его строили люди, не машины, и поэтому это как-то душевно. К тому же, это исторический центр Минска, а его и так мало осталось после войны. Хотелось бы что-то сохранить.

- Как скоро проект может быть реализован?

- Если честно, то он вряд ли может быть реализован: нужно очень много денег. Мы можем о многом мечтать, но если в Москве еще хоть как-то можно найти заказчика, который захочет профинансировать такой масштабный проект, то в Минске в ближайшее время на это трудно рассчитывать.

- Участок, с которым вы работали, очень разностилевой: старый заводик позапрошлого века, современные постройки в стиле модернизма (к/з «Минск»), дома хрущевской эпохи…

- Этих домов как раз немного, поэтому ничто не мешает разработать проект современной комфортабельной жилой застройки, невысокой и утопающей в зелени. Там есть еще большой школьниковский дом в четырнадцать этажей, который в народе называется «Титаником», но он стоит, окруженный очаровательными двух-, трех- и четырехэтажными «сталинками», и, как ни странно, не нарушает гармонию. В моем проекте представлены постройки от трех до восьми этажей.

- Как это согласуется с архитектурными тенденциями, согласно которым европейские дома растут вверх?

- Но ведь одной из задач было сохранение типологии и образа центральной части города. Тем более что Беларусь находится в центре Европы. А если это европейский город, то в его центре, на мой взгляд, должна преобладать малоэтажная застройка.

- А за счет чего вы экономите территорию?

- Подобная задача вообще не рассматривалась. У меня ведь не было конкретного задания, сколько людей должно разместиться на этой площади. То, что получилось, - 17 тыс. человек при жилищной обеспеченности 30 кв. м на человека и расчетной площади территории 60 га (хотя вся площадь участка составляет 195 га).

- Говорят, на этот участок были проведены конкурсы…

- Да, этой зимой.

- Вы видели проекты, подготовленные проектными организациями к конкурсу?

- Пару из них. Все они предполагали вынос всей промышленности за пределы города. Но это были конкурсные проекты, они не были проработаны до такой степени, как мой, потому что я работала над ним в течение полугода и еще полгода я вела подготовку и сбор информации по поводу этого места. А у участвовавших в конкурсе архитекторов было значительно меньше времени, к тому же они отталкивались от генерального плана места, я же могла позволить себе перенести одну из улиц, благодаря чему проект стал интереснее.
Добавить комментарий
Проверочный код