Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (594) 18 июня 2007 г. Тема недели

Полетели предохранители

18.06.2007
Об экономических последствиях директивы N3

Ярослав РОМАНЧУК

Пьянство. Расхлябанность. Тунеядство. С этими и многими другими пороками и грехами советская власть безуспешно боролась при помощи законов и запретов. Но ни выговоры, ни штрафы, ни тюрьма не сделали советского человека трудолюбивым, бережливым или непьющим. Директива N3 - копия горбачевского «сухого закона», только по отношению к энергоресурсам. В 1985г. советские вожди приказали людям меньше пить. В 2007г. белорусские власти распорядились ограничить потребление энергоресурсов.

ТРИУМФ МЕЧА НАД ОРАЛОМ

Проблемы начинаются с преамбулы. Посыл, будто «экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства », не соответствует действительности. Открытый конкурентный рынок электроэнергии внутри страны и интеграция во внешние, развитая инфраструктура ТЭК, диверсификация поставок энергоресурсов на рыночных условиях, устойчивое финансовое состояние производителей энергоресурсов и высокая платежная дисциплина - гораздо более важные факторы экономической безопасности.

Следом еще один спорный вывод: «В РБ за истекшее десятилетие создана эффективная и динамично развивающаяся экономика…» Если бы белорусская экономика была такой, она бы не зашаталась так сильно от плавного сокращения российского энергетического гранта. Эффективность - это способность производить много добавленной стоимости, продавать произведенные товары и услуги на максимально возможном количестве рынков с наименьшими затратами на сырье, электроэнергию и рабочую силу. Тот факт, что мы тратим в 2-3 раза больше энергии для производства такого же объема ВВП, как страны ЕС, говорит о том, что внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий у нас осталось на бумаге. Как и создание конкурентной экономики.

Можно согласиться с тем, что в Беларуси «не изжиты бесхозяйственность и расточительство », что люди не экономят воду, тепло, свет и газ. Зачем экономить, если большую часть затрат на их производство покрывает государство, т.е. налогоплательщики? Из-за сильно искаженной системы стимулов «государство несет громадные непроизводительные расходы по поддержанию в надлежащем состоянии объектов ЖКХ и социальной сферы ». Предлагаемые директивой меры не направлены на ликвидацию причин расхлябанности и бесхозяйственности. При помощи многочисленных кнутов документ в очередной раз предлагает контрольным органам бороться за торжество социализма в отдельно взятой стране.

Человек никогда не будет экономить товары и услуги, за которые он не платит по рыночным ценам из личных денег. Поскольку директива не предполагает создания этого единственно эффективного механизма экономии, ждать укрепления энергетической безопасности от нее нет оснований.

ПОЛИТИЧЕСКИ МОТИВИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ

Директива призывает «организовать жесткий контроль за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, снижением удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции при одновременном росте производства и его модернизации». Едва ли белорусские предприятия на старом оборудовании, технологиях, при советском менеджменте и рабочей силе смогут увеличить добавленную стоимость. «Нарисовать» - смогут. Написать инструкцию об интерпретации понятия «рациональное использование» - смогут. Но модернизировать экономику без иностранных инвестиций, уважения к частной собственности и благоприятного делового климата нельзя. А эти институты по приказу не формируются.

Директива закладывает основу для резкого увеличения тарифов на ЖКУ и энергоресурсы как для предприятий, так и для населения. Она предписывает «обеспечить в 2007-10гг. и на перспективу полное и надежное снабжение населения и экономики энергоресурсами по экономически обоснованным ценам (тарифам)…» До 2007г. цены на ЖКУ и общественный транспорт были политически мотивированными. Сегодня речь идет о переходе на экономически обоснованные цены. Населению еще предстоит узнать, что это такое. Преждевременно говорить, насколько повысятся цены и тарифы, но то, что это будет самое резкое повышение за последние 5 лет, не вызывает никаких сомнений.

В Совмине уже обсуждают возможность повышения оплаты ЖКУ на 20%, 30% и 40%. Но даже выкачав из населения и предприятий дополнительные $1,5-2 млрд., правительство не решит проблему финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

РМЕЖ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

Директива предписывает создать до 1 августа т.г. республиканскую межведомственную комиссию, которая будет контролировать экономию ресурсов и может превратиться в своеобразный энергетический КГК или КГБ. Комиссия будет иметь ячейки в отраслевых, областных, городских и районных структурах. Предполагается, что Республиканская межведомственная энергетическая комиссия (РМЕЖ) собирается опираться на «институт внештатных инспекторов по надзору за эффективным использованием ресурсов ».

Содержание РМЕЖ обойдется государству в копеечку. Понятно, что контролеры такого уровня нуждаются в достойных зарплатах. Придется стимулировать рублем и внештатных энергосберегателей. Плюс расходы на офисы, отчисления на пенсии, закупка техники слежения и контроля. Спрос на контролеров резко возрастет. На их содержание пойдет значимая часть сэкономленных ресурсов.

Энергетически неэффективные малые и средние госпредприятия, убыточные организации и объекты незавершенного строительства собираются продавать, но только «в установленном порядке». Поскольку этот самый порядок очень сложен, надеяться на большие поступления от приватизации не приходится. Александр Лукашенко понимает необходимость переноса новых цен на энергоресурсы на конечных потребителей. Он знает, что в бюджете денег на дотации такому же количеству предприятий не будет. Не от смены убеждений, а от нужды власти вынуждены будут начать приватизацию. В ситуации, когда права собственности не защищены, участвовать в процессе смогут лишь номенклатура и подконтрольный ей бизнес.

ЛАМПОЧКА ГОРЕЛА, СВЕТА НЕ ДАВАЛА

Президент приказывает снизить энергоемкость ВВП «в 2010г. не менее чем на 31%, в 2015г. не менее чем на 50%, в 2020г. не менее чем на 60% к уровню 2005г.». Чтобы выполнить это требование, нужно дополнительно найти $5-7 млрд. Таких денег ни в бюджете, ни на счетах предприятий нет.

К 2012г. не менее 25% электрической и тепловой энергии должно производиться за счет местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии. В 2015г. в топливный баланс страны должен быть вовлечен белорусский бурый уголь. Это и многое другое должно быть изложено в программе модернизации белорусской энергосистемы до 2010г.

Даже без учета экологических последствий такой политики перевод экономики с газа на торф и уголь явно не приведет к снижению цен на электроэнергию для предприятий. Уже сегодня тарифы на 1 кВтч превышают $0,09 - больше, чем во многих странах ЕС. Использование местного топлива едва ли снизит себестоимость продукции. А вот тарифы для населения увеличатся на 25-30%. Иначе выйти на коммерчески обоснованную цену невозможно.

Персональную ответственность за выполнение директивы глава государства возложил «на премьер-министра РБ, руководителей госорганов и других госорганизаций » и призвал к мобилизации административные, профсоюзные, образовательные и научные структуры. Распределив кнуты, власть вновь забыла о пряниках. Рост количества коррупционных дел в стране в последнее время показывает, что номенклатура не боится угроз и указов сверху. Она сама себе создает пряники. Директива N3 лишь добавит нервозности в среде номенклатуры и директората, но возмущение руководителей предприятий едва ли станет надежным возобновляемым источником энергии.
Добавить комментарий
Проверочный код