Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (594) 18 июня 2007 г. Тема недели

Бережливого бог бережёт

18.06.2007
согласно директиве N3 главы государства

Янка ГРЫЛЬ

14 июня Александр Лукашенко подписал директиву N3 с назидательным названием «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства».

По президентским директивам можно писать новейшую историю РБ. В 2004г. родилась директива N1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»: на фоне симптомов экономического роста страна потихоньку отъедалась, опивалась и втягивалась в массовое потребление. В конце 2006г. обнародована директива N2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации госаппарата» - нагуляв пузо, на фоне неминуемой торгово-энергетической войны с РФ Беларусь ощутила потребность в поиске виноватых и скрытых резервов. Директива N3 демонстрирует, где эти резервы искать.

Александр Лукашенко выступил самым радикальным критиком существующей экономической модели, нащупав в директивах три ее болевые точки: недостаточная мотивация кадров, неспособность госаппарата ни справляться с полномочиями, ни делегировать их, а также высокие издержки как следствие управленческой и технологической деградации механизмов производства и распределения.

Директива N3 - это не белорусская «Хартия энергетической безопасности». Это, как справедливо оговорился диктор ОНТ, «программа энергетической зависимости». Зависимости от неизбежной альтернативы - или проводить реформы, или сокращать потребление.

В ЛИФТЕ БОЛЬШЕ НЕ МОЧИСЬ - БЕРЕЖЛИВОСТИ УЧИСЬ

А пока «создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни»; «осуществляется курс на инновационное развитие»; «проведена большая работа по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий». Так что преамбула во многом перечеркивает содержание документа.

Смело звучит утверждение, что «в 1997-2006гг. прирост ВВП обеспечен практически без увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов», что дало Беларуси возможность пережить предательский удар с Востока, смело показывая кремлевским супостатам фигу и одновременно ожидая от них кредита.

Но президент не обольщается: «В стране не создана целостная система экономии материальных ресурсов, что снижает конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования». Далее - цифры, знакомые не только по СМИ, но и по последнему посланию парламенту: и энергоемкость ВВП у нас в 1,5-2 раза выше, чем у соседей, и материалоемкость - дай бог конкурентам, и отходы не оприходуются.

Несколько абзацев, изобилующих пессимистическими «не», не оставляют сомнений в том, что на одном и том же географическом пространстве в одну и ту же эпоху сосуществуют две Беларуси - одна наращивает ВВП без льготных цен на энергию, другая забывает выключать свет после посещения дощатого сортира. «Руководители органов госуправления… не осуществляют должного контроля за бережным хранением и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов»; «на низком уровне… работа по вовлечению в хозоборот возобновляемых источников энергии»; «экономное расходование тепла, электроэнергии, природного газа, воды и других ресурсов не стало нормой жизни для каждой белорусской семьи». От взора главы государства не ускользнули даже бытовые мелочи - «факты вандализма в подъездах, лифтах, на лестничных площадках многоквартирных жилых домов, придомовых территориях и детских площадках».

А как же программы по развитию альтернативной энергетики? Телесюжеты про ветряки, безостаточно сгорающие на благо родины торфяные крошки и древесные опилки, наполняющий легкие уверенностью в завтрашнем дне биогаз? А стеклопакеты и термошубы? Короче, президенту пришлось опять вмешаться, иначе люди, не отличающие правой руки от левой, так и прикуривали бы от газовых горелок и мочились в лифтах.

ОТ ЭНЕРГОКАТАСТРОФ БИОГАЗ СПАСЁТ И ТОРФ

По мнению президента, для энергетической независимости необходим жесткий контроль «руководителей госорганов всех уровней управления» за использованием ресурсов. Совмин обязан в 2007-10гг. обеспечить «полное и надежное снабжение населения и экономики энергоресурсами по экономически обоснованным ценам» (интересно было бы скалькулировать эти цены), диверсификацию поставок энергоносителей (задача, с которой так до конца не справились даже в ЕС), создание «республиканской межведомственной комиссии по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов».

Ожидаются новые попытки распродажи откровенно убыточной госсобственности и доработка «Концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости» с пошаговым снижением энергоемкости ВВП. Бурый уголь, местные виды топлива, возобновляемые источники энергии, строительство АЭС… Здесь же - ритуальное импортозамещение.

Директива блуждает по кругам административной логики: довести показатели, разработать отраслевые программы, нормировать и контролировать, прописывать в бизнес-планах раздел «Энергосбережение», оснащать счетчиками, наращивать объемы наглядной агитации и пропаганды… В борьбу с энерго- и ресурсотранжирами вовлекаются ФПБ, МВД, КГК и даже Минобраза: педагоги призваны «до 1 сентября 2007г. разработать… программу занятий по интересам, факультативов, курсов по вопросам экономии и бережливости».

ВСЁ, ЧТО МОЖЕТ ГРЕТЬ И ТЕЧЬ, ДОЛЖЕН ГРАЖДАНИН СБЕРЕЧЬ

Цель директивы ничем не отличается от задач энергетических деклараций ЕС, занятого теми же проблемами. Только в Европе к решению этих проблем не подключают силовиков, не формируют чрезвычайки и не требуют от бургомистров отчетов о переводе отдельно взятой буржуйки на бурый уголь.

В рыночной экономике в сокращении издержек заинтересован сам собственник. Скажем, в 70-80-е гг. на Западе на фоне энергетического шока возникли компании, внедрявшие энергосберегающие технологии за свой счет, а затем получавшие прибыль из сэкономленных модернизированными предприятиями средств. Кто выполнит эту благородную миссию у нас - Госконтроль, МВД или профсоюзы?

В начале энергетической войны с Россией «БелГазета» предсказывала наиболее вероятную реакцию на нее внутри страны: 1) элиты сплотятся вокруг власти; 2) народ затянет пояса. Первую часть пророчества за власть выполнила оппозиция. Вторую внятно систематизировал президент, который теперь ждет от аппарата ее исполнения. Аппарат же будет консолидировано перекладывать друг на друга ответственность и списывать бюджетные средства на лабораторное изучение концентрации метана в фекалиях крупного рогатого скота. Потому что проблема энергосбережения - это не счетчик на трубе и не торфяная крошка в печурке, а права собственности на все перечисленное. Но в РБ за всех граждан отвечают вышестоящие инстанции: береженого бог бережет, неимущего - государство.

P.S. Дочитав эту статью, выкрутите лампочку из патрона, перекройте воду и не вздумайте заниматься в темноте вандализмом.
Добавить комментарий
Проверочный код