Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№24 (594) 18 июня 2007 г. Тема недели

Бережливого бог бережёт

18.06.2007
согласно директиве N3 главы государства

Янка ГРЫЛЬ

14 июня Александр Лукашенко подписал директиву N3 с назидательным названием «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства».

По президентским директивам можно писать новейшую историю РБ. В 2004г. родилась директива N1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»: на фоне симптомов экономического роста страна потихоньку отъедалась, опивалась и втягивалась в массовое потребление. В конце 2006г. обнародована директива N2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации госаппарата» - нагуляв пузо, на фоне неминуемой торгово-энергетической войны с РФ Беларусь ощутила потребность в поиске виноватых и скрытых резервов. Директива N3 демонстрирует, где эти резервы искать.

Александр Лукашенко выступил самым радикальным критиком существующей экономической модели, нащупав в директивах три ее болевые точки: недостаточная мотивация кадров, неспособность госаппарата ни справляться с полномочиями, ни делегировать их, а также высокие издержки как следствие управленческой и технологической деградации механизмов производства и распределения.

Директива N3 - это не белорусская «Хартия энергетической безопасности». Это, как справедливо оговорился диктор ОНТ, «программа энергетической зависимости». Зависимости от неизбежной альтернативы - или проводить реформы, или сокращать потребление.

В ЛИФТЕ БОЛЬШЕ НЕ МОЧИСЬ - БЕРЕЖЛИВОСТИ УЧИСЬ

А пока «создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни»; «осуществляется курс на инновационное развитие»; «проведена большая работа по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий». Так что преамбула во многом перечеркивает содержание документа.

Смело звучит утверждение, что «в 1997-2006гг. прирост ВВП обеспечен практически без увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов», что дало Беларуси возможность пережить предательский удар с Востока, смело показывая кремлевским супостатам фигу и одновременно ожидая от них кредита.

Но президент не обольщается: «В стране не создана целостная система экономии материальных ресурсов, что снижает конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования». Далее - цифры, знакомые не только по СМИ, но и по последнему посланию парламенту: и энергоемкость ВВП у нас в 1,5-2 раза выше, чем у соседей, и материалоемкость - дай бог конкурентам, и отходы не оприходуются.

Несколько абзацев, изобилующих пессимистическими «не», не оставляют сомнений в том, что на одном и том же географическом пространстве в одну и ту же эпоху сосуществуют две Беларуси - одна наращивает ВВП без льготных цен на энергию, другая забывает выключать свет после посещения дощатого сортира. «Руководители органов госуправления… не осуществляют должного контроля за бережным хранением и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов»; «на низком уровне… работа по вовлечению в хозоборот возобновляемых источников энергии»; «экономное расходование тепла, электроэнергии, природного газа, воды и других ресурсов не стало нормой жизни для каждой белорусской семьи». От взора главы государства не ускользнули даже бытовые мелочи - «факты вандализма в подъездах, лифтах, на лестничных площадках многоквартирных жилых домов, придомовых территориях и детских площадках».

А как же программы по развитию альтернативной энергетики? Телесюжеты про ветряки, безостаточно сгорающие на благо родины торфяные крошки и древесные опилки, наполняющий легкие уверенностью в завтрашнем дне биогаз? А стеклопакеты и термошубы? Короче, президенту пришлось опять вмешаться, иначе люди, не отличающие правой руки от левой, так и прикуривали бы от газовых горелок и мочились в лифтах.

ОТ ЭНЕРГОКАТАСТРОФ БИОГАЗ СПАСЁТ И ТОРФ

По мнению президента, для энергетической независимости необходим жесткий контроль «руководителей госорганов всех уровней управления» за использованием ресурсов. Совмин обязан в 2007-10гг. обеспечить «полное и надежное снабжение населения и экономики энергоресурсами по экономически обоснованным ценам» (интересно было бы скалькулировать эти цены), диверсификацию поставок энергоносителей (задача, с которой так до конца не справились даже в ЕС), создание «республиканской межведомственной комиссии по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов».

Ожидаются новые попытки распродажи откровенно убыточной госсобственности и доработка «Концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости» с пошаговым снижением энергоемкости ВВП. Бурый уголь, местные виды топлива, возобновляемые источники энергии, строительство АЭС… Здесь же - ритуальное импортозамещение.

Директива блуждает по кругам административной логики: довести показатели, разработать отраслевые программы, нормировать и контролировать, прописывать в бизнес-планах раздел «Энергосбережение», оснащать счетчиками, наращивать объемы наглядной агитации и пропаганды… В борьбу с энерго- и ресурсотранжирами вовлекаются ФПБ, МВД, КГК и даже Минобраза: педагоги призваны «до 1 сентября 2007г. разработать… программу занятий по интересам, факультативов, курсов по вопросам экономии и бережливости».

ВСЁ, ЧТО МОЖЕТ ГРЕТЬ И ТЕЧЬ, ДОЛЖЕН ГРАЖДАНИН СБЕРЕЧЬ

Цель директивы ничем не отличается от задач энергетических деклараций ЕС, занятого теми же проблемами. Только в Европе к решению этих проблем не подключают силовиков, не формируют чрезвычайки и не требуют от бургомистров отчетов о переводе отдельно взятой буржуйки на бурый уголь.

В рыночной экономике в сокращении издержек заинтересован сам собственник. Скажем, в 70-80-е гг. на Западе на фоне энергетического шока возникли компании, внедрявшие энергосберегающие технологии за свой счет, а затем получавшие прибыль из сэкономленных модернизированными предприятиями средств. Кто выполнит эту благородную миссию у нас - Госконтроль, МВД или профсоюзы?

В начале энергетической войны с Россией «БелГазета» предсказывала наиболее вероятную реакцию на нее внутри страны: 1) элиты сплотятся вокруг власти; 2) народ затянет пояса. Первую часть пророчества за власть выполнила оппозиция. Вторую внятно систематизировал президент, который теперь ждет от аппарата ее исполнения. Аппарат же будет консолидировано перекладывать друг на друга ответственность и списывать бюджетные средства на лабораторное изучение концентрации метана в фекалиях крупного рогатого скота. Потому что проблема энергосбережения - это не счетчик на трубе и не торфяная крошка в печурке, а права собственности на все перечисленное. Но в РБ за всех граждан отвечают вышестоящие инстанции: береженого бог бережет, неимущего - государство.

P.S. Дочитав эту статью, выкрутите лампочку из патрона, перекройте воду и не вздумайте заниматься в темноте вандализмом.
Добавить комментарий
Проверочный код