Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№24 (594) 18 июня 2007 г. Радости жизни

«Враги» хотели жить

18.06.2007
«Нина, ты есть плохо стирать»

Татьяна КАРЮХИНА

«Опять сожгли родную хату…» - коллега, куривший у входа в киностудию «Беларусьфильм», был настроен более чем скептически: очередной фильм про войну, партизан, немцев и «Бабка, курко яйко бистро!». «Партизанфильм» оправдывает свое название», - щурясь, то ли от солнца, то ли просто грустя по тем полутора часам, которые можно было бы «потратить с пользой» за пределами студии, он пускал вверх колечки дыма. Два часа спустя, когда на экране поползли титры совместного белорусско-российского фильма «Враги» режиссера Марии Можар, он развел руками: «Ладно-ладно, был не прав».

Действие картины «Враги», снятой выпускницей ВГИКа Марией Можар, разворачивается в белорусской деревеньке во время Великой Отечественной. В хатах немцы, на улицах танки. Танки проходят лишь однажды колонной (кстати, это Т-34, переделанные художниками киностудии под «тигры»). И иногда звучат выстрелы. Батальных сцен в ленте нет. Возможно, потому что немцы, в сущности, неплохие ребята. «Я добрый, я не люблю мучить, я не фашист», - уверяет главную героиню Наталью один из них.

Ну подерутся разве что разок с хозяйкой: «Нина, ты есть плохо стирать.Иди стирать снова». Так и она их мокрой тряпкой в ответ огреет: «Я хорошо стирала. Хорошо стирала!» (хотя «тетя Нина старается с немцами не ругаться, она старается все терпеть, потому что они знают про нее один секрет», как заговорщически шепчет голос деревенского мальчишки Гришки за кадром). А так они Гейне селянкам читают, в семечки с ними играют, в комплиментах рассыпаются: «Ты есть очень красиво работать, Наталья». Тетю Нину прикрывают, хотя она прячет в бане сбежавшего из плена дядю Володю, и им это известно. Даже полицай из соседней деревни признает: «Немцы с вами, как с детьми малыми - чуть ли не сопли вытирают. А вон в Филипповичах - тр-р-р с автоматом - и тишина. Но скоро и до ваших мест справедливость доберется».

Справедливость и вправду добирается быстро: «Главное немецкое начальство Отто выговор прислало, что он плохо работает. Из-за этого несколько немцев отправили прямо на войну», - продолжает свой рассказ мальчишка. И немцы сразу «от рук отбились: суровые стали», негодует дед Степан. Работать стали, партизан искать стали. А нашли мальчика. Он «взрывчатку у немцев украл, пошел в лес - партизанам отдать. А там никого не было. Решил сам рельсы взорвать».

Немцы и сами не рады, но в главный штаб уже доложили. Если отпустят сына Натальи, «тогда на фронт. А я там был, я не хочу!» «Кто родит меня опять? Чем твой сын лучше меня. Он же еще ничего не значит», - оправдывается добрый немец.

Это картина о нравственном выборе, говорят члены съемочной группы. «Вокруг ленты было много разговоров о том, что мы даем новый взгляд на войну, - комментирует второй режиссер Наталья Рыжавская. - Я вам скажу, у нас такой же взгляд на войну, как и у всех: это страшно, это больно, это разрыв между совестью и желанием жить».

Сценарий к фильму оригинальный. Еще четыре года назад он получил «Серебряного Витязя» на конкурсе сценариев кинофестиваля «Золотой Витязь». Но все тот же коллега с пеной у рта доказывал: «По Быкову!» В его голове не укладывалось, что кто-то еще способен написать «так жизненно».

Что до слухов и разговоров, то их вокруг картины ходило немало. На студии сравнивают «Враги» со «Знаком беды»: в 1986г. тоже был «шквал возмущений и недовольства». Как утверждает актер Геннадий Гарбук, Марию Можар трижды вызывали в Минкульт по поводу сценария. «Кто-то почему-то решил, что «Враги» - это любовная история белорусских женщин и немецких солдат», - говорит Наталья Рыжавская. Она вспоминает, что «уже шел съемочный процесс, когда нас попросили отснятый материал худо-бедно смонтировать и показать. На показе присутствовали высшие чины министерства, которые пытались понять, что же мы снимаем. Хотя сценарий читали не один раз и убирали все слова, которые могут быть неправильно истолкованы. И когда показывали сцену, где наша героиня приходит к коменданту и рвет на себе рубашку со словами «Кто мне даст другого сына?», кто-то из зала воскликнул: «Она хочет, чтобы немцы сделали ей ребенка».

«Но все же разум возобладал», - говорят члены съемочной группы. Худсовет и прокатчики, приглашенные на просмотр две недели назад, очень лестно отозвались о картине. «Они все говорили об адресности картины, об эмоциональной насыщенности, что меня порадовало», - замечает начальник отдела маркетинга и рекламы «Беларусьфильма» Надежда Горошевич. Журналисты тоже сошлись во мнении, что лента сделана добротно и смотрится на одном дыхании.

Последних, правда, живо интересовало, почему жители белорусской деревни говорят «на чистом русском» : «Когда снимали подобную картину «Франц и Полина», - приводили они пример из недавнего прошлого,- эти моменты были очень хорошо продуманы». «Это было категорическое требование российской стороны», - отвечал Геннадий Гарбук. Чтобы картина сделала кассу в России, нужно, чтобы речь ее героев понимал зритель. А планы на прокат у создателей картины амбициозные: скоро «Враги» поедут на международный кинофестиваль в польский Лагув. Будут участвовать в конкурсе на фестивале «Новое российское кино» в Москве, о чем «буквально на днях уведомил факсом» сотрудников студии продюсер и художественный руководитель картины Алексей Учитель. Белорусские кинопрокатные организации пожелали, чтобы картина стартовала 3 июля. 7 июля фильм будет представлен в рамках «Славянского базара». Но основная работа по продвижению «Врагов» начнется в сентябре, «когда закончится мертвый сезон», - замечает Надежда Горошевич. По ее словам, «возможности студии таковы, что не только кинотеатры смогут показать фильм зрителю: благодаря появлению DVD-техники, фильм может попасть в самый отдаленный уголок страны».

Точную сумму бюджета картины на киностудии не называют, ссылаясь на то, что могут ошибиться. Говорят только, если бы лента снималась в России, он был бы значительно выше: «Военная тема - самая тяжелая, и самая дешевая работа на эту тему только у нас, мы очень хорошо умеем снимать фильмы о войне».
Добавить комментарий
Проверочный код