Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (594) 18 июня 2007 г. Мнения

Куда пойти учиться?

18.06.2007
Подальше от СНГ

Александр ГРИЦАНОВ

В преддверии очередного приема абитуриентов в эмигрировавший из Беларуси Европейский гуманитарный университет вновь обострилось противоборство на его счет в отечественных и зарубежных СМИ.

Чуть более недели назад комментарии на тему «политпромывочного вуза» обошли ряд госизданий. Основной пафос материалов был таков: данная образовательная структура стала кузницей оппозиционных политических кадров. По информации Минобразования, дипломы, выданные ЕГУ, не признаются в Беларуси, поэтому его выпускники могут столкнуться с проблемами при трудоустройстве. Одновременно местные власти обеспокоены тем, что «особого стремления к учебе эта молодежь не проявила: у студентов отмечена низкая мотивация к обретению знаний, они периодически злоупотребляют спиртными напитками, замечены в организации ночных дебошей».

Спустя неделю пресс-служба опального университета заявила, что данный проект «прежде всего образовательный, а не политический » и отличается «от других белорусских вузов свободой от идеологического контроля». Было также отмечено, что официальные белорусские СМИ «начали очередную кампанию по дискредитации» ЕГУ.

Озабоченность властей недостаточными нравственными и профессиональными качествами подрастающего поколения отечественной оппозиции умиляет, особенно на фоне поголовной воздержанности и целомудрия, а также приверженности монашескому распорядку дня, присущих студентам местных учебных заведений.

Тем не менее реально здесь присутствует несколько более широкий круг проблем, чем взаимная неприязнь администрации амбициозного приватного университета и министерских чиновников.

Для современного состояния высшего образования в постсоветских странах характерно то, что любые университеты сплошь и рядом действуют как частные предприятия (или ЗАО), ориентированные на извлечение максимально быстро прибыли на рынке образовательных услуг. Правила приема в вузы успешно конвертируются в доходы от репетиторства и взяток при поступлении, правила, контролирующие успеваемость студента, оборачиваются доходами от принятия зачетов и экзаменов. Введение же новых обезличенно-формальных правил (типа централизованного тестирования) уничтожает самое святое - принцип открытой конкуренции знаний молодых людей при поступлении. Время формирования постсоветских вузов пришлось на годы, когда соблазн быстро проесть все - даже былую корпоративную репутацию - оказывался слишком сильным.

Для стремительно размножающихся на пространстве СНГ университетов гуманитарного профиля экономически выигрышной стратегией до сих пор является не повышение, а понижение образовательных стандартов. В России, ушедшей от Беларуси по этому маршруту немного дальше, правда, уже начала сказываться «невидимая рука рынка»: на дверях престижных промышленных предприятий все чаще можно встретить капитально оформленные шильды: «Нам требуются такие-то и такие-то, но с дипломами таких-то университетов не обращаться» (иногда приводятся названия филиалов даже московских вузов).

Необходима автономия учебных заведений, а также длительная реальная конкуренция их выпускников в условиях открытой миру и не льготируемой извне экономики. Даже при условии абсолютно вменяемой политики государства на создание системы высшего образования, адекватной современным требованиям, потребуются десятилетия. Так, по международным экспертным оценкам, ни один вуз стран бывшего СССР сегодня не входит даже в сотню лучших университетов мира.

Все пикировки на данный счет имеют лишь минимальное отношение к проблеме реального качества образования в нашей стране. И вот этим стоит озаботиться.
Добавить комментарий
Проверочный код