Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (594) 18 июня 2007 г. Личный вкус

CD-обзор

18.06.2007
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* Александр Ливер, «Песни заграничных композиторов» * Юрий Шевчук и ДДТ, «Прекрасная любовь»

Легенды русского рока продолжают радовать нас новыми релизами. Безумие конструктивистское и абсурдистское, издревле представляемое группой НОМ, в данном случае противопоставлено безумию неосознаваемому, мессианскому (представляемому еще одной группой из трех букв - ДДТ). Сольный альбом гиганта женевской оперы Александра Ливера, гениального воспевателя бессмысленности бытия, схлестывается на музыкальном ринге с диском Юры Шевчука, до сих пор пытающегося донести до народа некий глобальный мессадж.

АЛЕКСАНДР ЛИВЕР, «ПЕСНИ ЗАГРАНИЧНЫХ КОМПОЗИТОРОВ»

А. Ливер, 2007


Все уважающие себя музыканты когда-нибудь исполняют свою заветную мечту: перепеть хиты своего детства. «Такие далекие и непонятные, загадочные и заграничные, - рассуждает Александр Ливер, один из непостоянных, но почетных участников легендарного питерского коллектива НОМ. - Для облегчения усвоения подобных песен отечественным ухом, я взял на себя неблагодарную задачу художественного перевода некоторых композиций».

Ливер лукавит: поскольку музыкант давно живет в Швейцарии и профессионально поет в опере, создавать подобные эпические полотна его заставляет исключительно тоска по макабрической эстетике родного НОМа, а не желание устроить разухабистый КВН. Легковесное развлекалово - не его жанр; для этого у Ливера слишком монструозный вокал. Впрочем, исполнение безукоризненным тенором откровенно мракобесных музыкальных номеров - тоже развлечение, однако для натур более сложных.

По сути, Ливер никогда не покидал группы НОМ - как минимум раз в год он выбирается в Питер, чтобы дать с группой очередной концерт «в золотом составе». Его соло-работы, сделанные скорее для утоления творческого тщеславия, нежели с целью швырнуть мир к собственным ногам, выдержаны в классической юродиво-торжественной «ном-стилистике»: битловская «Hey Jude!» превращается в нравоучительный эпос «Еврей! Не делай зла! », а классическая баллада «старенького дедушки Элвиса» звучит по-советски строго: «Полный тендер загрузил юный кочегар».

Хватает тут и других заграничных хитов: к примеру, Иран представлен трэком под названием «Шоумаст гоуон» (да, Ливер любит постмодерн), исполненным на восточный манер с таблой и акустическими барабанами. Ливер играет с известными мелодиями так же легко, как ребенок с новеньким конструктором «Лего» - радует тувинским горловым пением, сюрреалистическим шведским джазом, африканским фолком, старинными рождественскими песнями («Мирная ночь», исполненная на старообрядческом немецком), драматичной цыганщиной («Романс немолодого мужчины») и совсем уж мюзикловыми вещами. Диск можно было бы рассматривать как изящную шутку, но для этого Ливер слишком безукоризненно звучит.

И даже финальная строчка «но сожженные шорты Володи все же снятся тебе по ночам» остается в памяти чем-то по-баховски монументальным и вечным: сила искусства, черт подери!

ЮРИЙ ШЕВЧУК И ДДТ, «ПРЕКРАСНАЯ ЛЮБОВЬ»

Navigator, 2007


Певец суровой правды бытия, истый революционер, автор миллиона песен про осень и строчки «Путин едет по стране, а мы по прежнему в г…» , наконец-то признал, что концептуальные мега-альбомы - это одно, а душевные песенки под гитару - другое. И, как ни странно, удающееся Шевчуку гораздо лучше, чем попытки в рамках 60-минутного диска рассказать всю истину о том, кому на Руси жить хорошо.

Вместо перегруженной смыслами некрасовщины ДДТ сделали очень добродушную вещь - собрали все шансонно-кухонные песенки Шевчука и перезаписали их в щадящем акустическом режиме, без индустриального грохота и слишком частого использования демонического народного хора.

Получилось тепло и душевно: песни про осень, дождь, любовь и войну, этакий шансон с человеческим лицом. Минус здесь только один - у Шевчука, к сожалению, лицо Мессии: даже когда слушаешь эти нехитрые песенки, хочется Юрия Юлиановича не то распять, не то броситься ему в ноги и начать просить прощения, не то и то и другое одновременно.

К тому же Шевчук даже околошансонные трэки умудрился нагрузить концептом: мол, чрезмерность аранжировок «не должна отвлекать от слова» (певцу давно пора выпустить томик стихов или написать какую-нибудь книжицу). В любом случае, работа в жанре Высоцкого и Окуджавы, как ни странно, ему чрезвычайно к лицу. Возможно, здесь и следует остановиться.
Добавить комментарий
Проверочный код