Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
zem-inform.ru
№24 (594) 18 июня 2007 г. Личный вкус

Книги по делу

18.06.2007
 

Леня КОШЕЛКИН

* Филип Котлер, «Основы маркетинга. Краткий курс» * Стивен Спинелли-мл. и др «Франчайзинг - путь к богатству».

ФИЛИП КОТЛЕР, «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. КРАТКИЙ КУРС». - М.-СПб.-Киев: ИД «Вильямс», 2007

Книжкина фишка. Есть миф: маркетинг придумал именно Котлер. На самом деле он оказался акушером рождавшейся в 50-70-е новой дисциплины. В 1953г. Борден и Каллитон ввели понятие marketing mix, в 1960-м Маккарти выдумал 4P, а в 1962-м… Нет-нет, хватит. Потому что потом появился Котлер, и к 80-м годам закрыл тему, которую по клочкам исследовали маркетологи 50-70-х.

О чем книжка. О маркетинге. Это те самые «Основы маркетинга», которые издал в 1990г. «Прогресс» и потом по-пиратски тиражировали все кому не лень. Можно сказать, что первое поколение постсоветских маркетологов выросло на этом издании (суммарный тираж достиг 0,5 млн. экз.). В начале 90-х продавать постсоветским людям было, по большому счету, нечего, и они торговали идеями. Ценность книги в том, что она доступно и внятно вводит в рынок вообще и в маркетинг как дисциплину, регулирующую рыночные коммуникации. В этом смысле не стоит путать «Краткий курс» с более поздними работами Котлера, написанными в соавторстве с Гарри Армстронгом, Кэмпбеллом Макконеллом, Вероникой Вонг и прочими коллегами: позднейшие труды адресованы достаточно продвинутым читателям, а это классика, «база», как говорят студенты. В общем-то, рецензируемое издание кое в чем все-таки дополнено и осовременено (интерактивный маркетинг), но классического статуса от этого не утратило. Недаром Котлер - единственный маркетолог, трижды удостоенный премии Alpha Kappa Psi за публикации в Journal of Marketing.

Цитата наугад. «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Можно подумать, что написал профессор БГЭУ, а не бизнес-школы Келлога при Северо-Западном университете США. Думается, если бы наши академические могикане начинали разговор о рынке, как дедушка Котлер, - с нужд, потребностей и запросов, процесс обмена в «государстве для народа» не ограничился бы зуботычинами, пустыми политслоганами и бесконечно условными единицами.

Зачем и кому читать. Считается, что студентам для сдачи маркетинге достаточно Котлера. У нас это правило не действует: Котлера читать не нужно, рекомендуются пособия асов белорусского директивно-сбытового маркетинга. А практикующему специалисту «Краткого курса» все равно недостаточно: с 50-70 гг. и потребитель, и рынок, и маркетинг заметно усложнились.

СТИВЕН СПИНЕЛЛИ-МЛ., РОБЕРТ М.РОЗЕНБЕРГ, СЬЮ БЕРЛИ, «ФРАНЧАЙЗИНГ - ПУТЬ К БОГАТСТВУ». - М.: ИД «Вильямс», 2007

Книжкина фишка. В Республике Беларусь есть Закон N316-3 «О внесении изменений и дополнений в ГК РБ по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)». Франчайзинга, в принципе, не так уж много (как и частной инициативы вообще), а закон есть. И это радует законопослушного потребителя.

О чем книжка. Самое обстоятельное и практичное издание последних лет на русском языке о франчайзинге. Когда склады начнут ломиться от запасов произведенного, но нераспроданного товара, родину рыночного социализма спасут не гипер- и не супермаркеты с контрольными госпакетами, а гибкие и динамичные франчайзинговые сети. Потому что в мире пока не придумано более дружелюбного и удобного механизма сотрудничества множества малых бизнесов с одним большим, особенно в ритейле и секторе услуг. Заслуга авторов в том, что они анализируют франчайзинг не с точки зрения какой-либо одной стороны, вовлеченной в этот вид хозяйственных отношений, а с точки зрения связки «франчайзи-франчайзер». И к финальной главе «Сбор урожая» приводят их обоих, проделав неблизкий путь от, например, французской кафе-пекарни до первого публичного выпуска акций. В этой книге продуктивные (и, между прочим, часто не слишком затратные) бизнес-идеи рассыпаны на каждой странице. Нужно лишь уметь читать, анализировать и адаптировать к реалиям родины рыночного социализма. Как утверждает президент Международной ассоциации франчайзинга Дон де Болт, «в этом издании собрана ценная информация, которую давно стоило опубликовать». Этой емкой фразой Болт, можно сказать, забил, а не просто закрыл, всю тему франчайзинга.

Цитата наугад. «На современном рынке действует 4,5 тыс. компаний, работающих на условиях франчайзинга и имеющих в своем составе около 600 тыс. торговых предприятий… На протяжении следующих 10 лет доля компаний, ведущих бизнес на условиях франчайзинга, составит не менее 40% объема розничных продаж в США».

Зачем и кому читать. Тем, кто хочет вложить деньги и добиться прибыли, т.е. как франчайзерам, так и франчайзи.
Добавить комментарий
Проверочный код