Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (594) 18 июня 2007 г. Экономика

Принять на грудь

18.06.2007
Повышаются акцизы на слабоалкогольные коктейли

Марина ГУЛЯЕВА

По информации «БелГазеты», с июля т.г. в два раза увеличиваются акцизные ставки на слабоалкогольные коктейли. Комментируя грядущее повышение, крупнейшие производители говорят, что, скорее всего, вынуждены будут отказаться от этого продукта, если не произойдет соответствующего роста цены.

Сегодня акцизная ставка на слабоалкогольные коктейли из расчета на 1 л 100-процентного спирта в продукции составляет Br3,58 тыс. С III квартала акциз вырастет до Br6,64 тыс. В числе основных причин представители заинтересованных ведомств называют стремление избавить рынок от низкокачественной продукции и традиционную попытку государства пополнить бюджет за счет подакцизных товаров.

Производители не согласны с претензиями к качеству и имеют большие сомнения насчет выполнения планов по увеличению сборов в казну, ссылаясь на российский опыт: двукратное повышение акцизной ставки на слабоалкогольные коктейли с 1 января привело к обратной динамике объемов производства - падению в два раза.

Три года назад импортеры и производители оценивали отечественный рынок слабоалкогольных коктейлей как активно развивающийся. Статистика подтверждала: в 2002г. объем производства слабоалкогольных коктейлей составил 1,613 млн. дал, в 2003г. - 2,105 млн. дал, в 2004г. - 2,659 млн. дал. В позапрошлом году рынок прирос до 3,078 млн. дал и начал падать: объем производства в 2006г. составил 2,986 млн. дал.

На Минском заводе безалкогольных напитков (МЗБН), на долю слабоалкогольных коктейлей которого, по информации концерна «Белгоспищепром», приходится более половины рынка, падение объясняют выходом продукта из моды: «У каждого продукта свой жизненный цикл». «Немодность» коктейлей вызвана возросшей популярностью пива: производители слабоалкогольных коктейлей говорят о маркетинговой активности пивоваров, которая привела к росту потребления. Хотя, по официальной статистике, рост потребления крепких напитков в пересчете на абсолютный алкоголь все равно опережает пиво в два раза.

Производители слабоалкогольных коктейлей могли бы сделать ответный ход, попытавшись наконец заняться продвижением своего продукта, но последние изменения в рекламном законодательстве, касающиеся пива и слабоалкогольных напитков, делают такой шаг бесполезным.

Однако наблюдавшееся ранее отсутствие попыток продвигать этот продукт тоже говорит само за себя - в первую очередь о неудовлетворенном спросе и недостаточном предложении. На «Вейнянском роднике» (Могилевская обл.) признаются: «Мы не удовлетворяем спрос». Именно поэтому компания пока планирует продолжать выпуск слабоалкогольных коктейлей, даже если не удастся добиться повышения цены.

А повышение должно быть значительным. Если сегодня литровая бутылка коктейля в рознице стоит в среднем Br1,5-1,7 тыс., то после изменения акцизной ставки для сохранения рентабельности напиток должен подорожать до Br2,2 тыс. Как полагают на МЗБН, «рынок может эту цену не принять». На ОАО «Брестское пиво» соглашаются, что повышение серьезно ударит по спросу, но говорят и о необходимости регулирования потребления слабоалкогольных коктейлей, которое «становится нормой, когда сам напиток не воспринимается как алкогольный».

По мнению руководства МЗБН, после повышения ставки акциза в числе главных проигравших окажутся производители. Если государство не позволит адекватно поднять цену, «то мы, вероятно, вынуждены будем отказаться от этого продукта, несмотря на устойчивый спрос». Государство, соответственно, не получит дополнительных средств в бюджет. Потребитель вынужден будет перейти на российский или украинский продукт.

Один из импортеров российских слабоалкогольных коктейлей не согласен с последним предположением, поскольку российские и украинские напитки занимают практически неосвоенный белорусскими производителями премиальный сегмент, цены на котором начинаются от Br3 тыс. Это принципиально иной продукт, от упаковки до ингредиентов, и поэтому, убеждает импортер, «они не должны нас бояться». Как считает поставщик, импортный сегмент слабоалкогольных напитков, который и так минимален, с повышением акцизов станет еще меньше, а перспектива расширения ассортимента весьма неопределенна. «Следовательно, у белорусских производителей не будет стимула для создания нового продукта».

Несколько лет назад МЗБН выпустил новую линейку напитков на основе вина - «Винная феерия». Подобные продукты очень популярны в Европе и активно осваиваются на российском рынке. Но в Беларуси новое качество слабоалкогольного коктейля не было воспринято. Недавно МЗБН возобновил попытку расширить премиальное предложение и выпустил серию слабоалкогольных коктейлей на основе натурального сока в стеклянной таре - Aloha. Пока специалисты с удовлетворением оценивают спрос, но, каким он будет после повышения цены, прогнозы делать затрудняются.

Если попытаться сегментировать отечественный рынок слабоалкогольных коктейлей, максимальная доля придется на дешевый продукт, а минимальная – на дорогой, что характеризует степень развитости рынка. Однако, говоря о коктейлях нижней ценовой категории, производители категорически не согласны с претензиями к качеству: «Полная глупость! Мы все делаем в соответствии с утвержденными стандартами!»

«Устойчивый»
спрос на слабоалкогольные коктейли в этой категории наглядно демонстрирует уровень покупательной способности потребителей. И потому ориентироваться на западные тенденции по выпуску слабоалкогольных коктейлей на основе не ароматизаторов, а дорогого алкоголя, пока рано.

Еще один растущий сегмент этого рынка в Европе - напитки на основе пива. В Англии под натиском пива со вкусовыми добавками рынок коктейлей за последние два года сократился на 30%. Но, как рассказывают в ОАО «Брестское пиво», «мы изучали этот сегмент и пришли к выводу, что пока он очень незначительный».

Для структуры потребления алкогольных напитков последствия могут быть различными: при повышении цены рынок может качнуться как в сторону пива, с которым фактически сравняется в цене, так и в сторону более дешевых, действительно низкокачественных нелегально произведенных напитков.

По информации «БелГазеты», помимо повышения акцизной ставки производителей безалкогольных напитков ждет еще введение контрольного идентификационного знака на минеральную и питьевую воду и рост цены этой самой марки, которая пока обходится в Br20, что «на самом деле не так мало, как кажется». Как сказали на одном из предприятий, «нас опять ставят в интересное положение».
Добавить комментарий
Проверочный код