Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (594) 18 июня 2007 г. Экономика

Галопом по Европам

18.06.2007
Получается не слишком хорошо

Ольга МИКША

Несмотря на выгодное географическое положение, Беларусь не в полной мере использует свои транзитные возможности. Прошедший недавно первый Транспортный конгресс определил меры, необходимые для увеличения объемов международных перевозок.

Ни для кого не секрет, что главными препятствиями на пути транзитных перевозчиков являются административные барьеры. Недавнее подписание президентского указа о свободе транзита в очередной раз это подтвердило: по данным Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП), по итогам I квартала 2007г. транзит грузов автотранспортом вырос более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Все просто: указ обязывает органы госуправления принимать все меры для снижения административных барьеров и продвижения международного транспорта по основным транзитным коридорам.

СВОБОДА ТРАНЗИТА - РОСТ ДОХОДА

В целом по итогам I квартала объем транзита увеличился на 24%. «Это нас радует, но не останавливает. Привлекательность белорусского транзита мы думаем обеспечить за счет снижения барьеров на границе и поддержания в должном состоянии белорусских участков международных транспортных коридоров, а также за счет развития транспортно-логистических центров», - сказал на конгрессе замминистра транспорта и коммуникаций Николай Верховец.

При этом, по оценке Верховца, возможности автотранспорта используются всего лишь на две трети: «Автомобиль требует определенного воздействия, технического обслуживания. Мы имеем возможность сокращать это воздействие и использовать автомобильный транспорт по его прямому назначению». В частности, при росте доходов от автотранспортных услуг в отрасли наблюдается устойчивое снижение количества подвижного состава. С одной стороны, это неплохо: растет оборачиваемость одного автомобиля - в среднем количество выполненных кругорейсов в месяц в 2006г. составило 1,53, а в 2005г. - 1,4. Однако увеличение автопарка при аналогичных темпах оборачиваемости могло бы принести больше выручки. Тем более что потенциал для увеличения транзитных перевозок есть.

Как отметил на конгрессе гендиректор БАМАП Александр Солощев, современные процессы глобализации требуют от Беларуси большего вовлечения ее в международную торговую систему. Мир расширяет хозяйственные связи и международную кооперацию, что способствует постоянному росту транснациональных грузопотоков, в т.ч. между странами Западной Европы и Азии, Северной Европы и странами Ближнего Востока. Объезжать Беларусь на этих направлениях экономически невыгодно, но задача стоит в том, чтобы еще более повысить привлекательность страны как транзитного государства.

ВРЕМЯ НЕ ЖДЁТ

Начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Минтранса Сергей Кучинский отметил, что Беларусь пока сохраняет свою транзитную привлекательность для международных перевозчиков, однако отстает в развитии от своих соседей: «Нужно учитывать, что в соседних странах - Литве и Латвии - сейчас идут большие вливания в транспортную систему. Украина идет по пути концессии и строит альтернативные белорусским пути транзита».

Он отметил: если Беларусь не будет привлекать в транспортную систему стратегические инвестиции, развивать логистику, она может лишиться своей транзитной привлекательности и потерять существующие объемы транзита. «Нужны коренные изменения в законодательстве, в т.ч. нам нужен закон о концессии. Наших средств хватает только на содержание автомобильных дорог и расширение подъездов к Минску. За бюджетные деньги мы строить новые дороги не сможем», - сказал Кучинский.

По его данным, в 2006г. через территорию Беларуси транзитом проследовало 580 тыс. иностранных автомобилей, причем за последние четыре года их количество увеличилось вдвое. Транзит остается экономически привлекательным видом экспортных услуг. «Каждый транзитный автомобиль оставляет в Беларуси такие суммы, которые дают отчисления в бюджет в размере $200, при этом только 5% от этой суммы составляют дорожные сборы, остальное - это заправка и сервисное обслуживание», - отметил Кучинский.

Солощев также подчеркнул, что ближайшие соседи Беларуси проводят скоординированную транзитную политику, направленную на увеличение грузопотока через собственные территории: «В результате значительное количество транзитных грузов, которые проходили через Беларусь, пошли в обход - через Украину и страны Балтии». В Беларуси принимаются определенные меры для увеличения транзита - например, в 2007г. отменено обязательное сопровождение автомобилей, перевозящих непищевую спиртосодержающую продукцию, которые выполняют перевозки с применением процедуры МДП; определены случаи, когда проводится таможенный досмотр; приняты нормативы по проведению таможенных процедур.

РОГАТКИ НА ДОРОГАХ

Вместе с тем грузоотправители и грузополучатели выражают озабоченность тем, что Беларусь настаивает на обязательном сопровождении грузов, гарантийная сумма по которым превышает $50 тыс. Это увеличивает стоимость доставки товара и его конечную цену, а в целом снижает привлекательность таких перевозок. БАМАП предлагает повысить сумму гарантийного покрытия до 60 тыс. евро - это позволит повысить эффективность использования подвижного состава и значительно увеличить транзит международных грузов.

Досмотр на промежуточной таможне также ведет к срыву сроков поставок и потере товарного вида груза. Эту проблему могла бы решить компьютеризация документооборота, с тем чтобы грузоотправители могли передавать информацию о перевозчиках в электронном виде к месту назначения без переоформления на белорусской границе и без участия в этом процессе других госорганов. Это также снизит затраты перевозчиков, поможет ликвидировать задержки с доставкой товаров, уменьшить платежи по гарантиям и обеспечить сохранность и безопасность информации.

Еще один аспект, который негативно влияет на транзит, - ежегодное введение сезонных ограничений на международные перевозки грузов. Как отметил Солощев, практически невозможно соблюсти температурные ограничения, режим труда и отдыха водителей согласно требованиям международного соглашения о работе экипажей транспортных средств, которые выполняют международные автомобильные перевозки (ЕСТР ).

И одна из серьезнейших проблем, с которыми сталкиваются международные автоперевозчики, - сложности с открытием виз. В частности, страны Шенгенского соглашения ввели в отношении белорусских водителей-международников максимальные сроки действия виз в три и шесть месяцев. При этом сроки пребывания водителя в шенгенской зоне ограничены 45 днями по полугодовой визе. Ограниченный срок пребывания в стране, а также выдача посольствами более 40% виз сроком на три месяца приводит к простоям автотранспорта, снижению зарплаты и закономерному оттоку высококвалифицированных водителей.

КТО БЕЗ МОРЯ - ТОМУ ЛЬГОТЫ

Солощев заявил, что назрела настоятельная необходимость в создании системы, предусматривающей облегчение процедуры оформления визовых документов для профессиональных водителей со сроком действия не менее одного года: «Проблема виз водителей особенно актуальна для Беларуси как страны, не имеющей выхода к морю. Республика обладает большими запасами экспортных ресурсов, перевозимых с участием морского транспорта, и вынуждена транспортировать их до ближайших портов на Балтийском и Черном морях». При перевозках в порты водители сталкиваются с тем, что на границах взимают дополнительные платы за процедуры, связанные с различными видами контроля, ограничениями по ввозу топлива в баках, установленным в странах ЕС, сроков пребывания в стране, что не всегда позволяет найти обратную загрузку, предписанные маршруты движения для иностранных перевозчиков.

Он отметил, что наиболее ощутимой проблемой для Беларуси является проблема необходимости наличия разрешений на проезд по территории транзитных государств. Само требование наличия разрешения при доставке товара, следующего в страну назначения через морской порт другой страны, ограничивает свободу международной торговли для стран, не имеющих выхода к морю. Поэтому было бы целесообразно рассмотреть вопрос об отмене необходимости наличия разрешений на проезд транспортных средств иностранных государств, не имеющих выхода к морю при осуществлении перевозок в/из морские порты, а также инициировать принятие решения о применении повышающего коэффициента при начислении квот разрешений ЕКМТ для государств, не имеющих выхода к морю.

СПРАВКА «БелГазеты». По итогам 2006г. доля транспортных услуг в ВВП Беларуси составляет 6,7% (Br5,3 трлн.), что сопоставимо с вкладом таких отраслей, как строительство и сельское хозяйство. Экспорт услуг грузового автотранспорта занимает третье место после трубопроводного и железнодорожного грузового транспорта. С 1992г. поступления валюты в бюджет увеличились в 13 раз, с $26 млн. до $330 млн. По итогам 2006г. рост этого показателя составил 116% к 2005г., а в I квартале 2007г. - 138% к соответствующему периоду 2006г. Транзитные грузоперевозки автотранспортом в 2006г. составили 7,8 млн. т, что больше, чем перевозки на Украине (1,6 млн. т) и в Латвии (2,5 млн. т). В целом экспорт транспортных услуг составил $1,5 млрд. (68% от экспорта услуг), импорт - $484 млн. (31%). Общая сумма выручки от эксплуатации автотранспорта составила более $1 млрд.
Добавить комментарий
Проверочный код