Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№22 (592) 04 июня 2007 г. Визави

Против тычинок и пестиков

04.06.2007
Церковь - против полового образования

Марина ГУЛЯЕВА

«Духовно-нравственным аспектам демографической безопасности» был посвящен круглый стол, прошедший на минувшей неделе. С резкой критикой полового воспитания в школах вновь выступил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси, заявивший о насилии над личностью ребенка, ведущем к растлению. Как об этом говорить с детьми и нужно ли вообще говорить, обозревателю «БелГазеты» рассказали главный специалист Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Виктор СУЩЕВИЧ и один из авторов одобренного Минобразования курса «Безопасное и ответственное поведение» Александр СИЗАНОВ.

Виктор СУЩЕВИЧ: «ЭТО РАЗВРАТ»

- Вы согласны с тем, что у нас неважно обстоят дела с демографической ситуацией?

-
Термин «демографическая безопасность страны» вполне может дополнить определение «национальная». Мы фактически решили проблему продовольственной безопасности, решаем вопросы энергобезопасности, но если проанализировать динамику численности населения, то возникает вопрос: для кого мы все это делаем? Не для своих детей, а для совершенно других людей, которые приедут из других государств, если мы не решим вопросы демографической безопасности. Рождаемость по-прежнему снижается. Правительство отмечает незначительное снижение смертности в этом году, но на самом деле правильнее было бы говорить всего лишь о некоей стабилизации на негативном уровне: сократился всего лишь темп прироста убыли населения, сама динамика убыли населения сохранилась.

Основные принципы Международной федерации планирования семьи, которая работает в нашей стране и которая, к сожалению, в основном и занимается половым воспитанием, основываются на решениях Каирской конференции (1994) об управлении народонаселением. Главная идея в том, что, поскольку ресурсы планеты ограничены и на всех людей в будущем их не хватит, рождаемость нужно ограничивать. Сейчас не то время, чтобы устраивать войны. Разработаны другие технологии, и одна из них - планирование семьи.

Планирование семьи преследует одну цель: как не родить детей. Один из инструментов ее достижения - половое воспитание. Хотя, вообще-то, это разврат. Есть книга «Половое воспитание, профилактика СПИДа среди младших школьников». Если вы откроете 130-ю страницу, то прочитаете о различных формах секса, в т.ч. о технике извращенных сексуальных отношений.

- Это каких?

- Не помню всех названий. Используются латинские термины, что, вероятно, придает большую научность всей этой грязи… Главное, что для младших школьников описана техника этих сексуальных извращений! И ни слова не сказано о целомудрии, о семейных ценностях, о любви к детям. Это не только в данной книге, но и вообще в программах по планированию семьи: есть только безопасный секс, а вся профилактика СПИДа сводится лишь к овладению техникой безопасного секса. Такие идеи влекут за собой развращение молодежи. Мало того, был период, когда «специалисты по половому воспитанию» раздавали детям презервативы. Мой сын в седьмом классе принес презерватив и спросил: «Папа, ты знаешь, что это такое?» Я у него спрашиваю: «А где ты это взял?» - «Нам дали в школе!» - «Что ты собираешься с ним делать?» - «Нам объяснили, что эта штучка всегда должна быть у мальчика в кармане». Это воспитание или развращение? Ранняя половая жизнь влечет за собой заболевания половой сферы, аборты, психические заболевания.

- Как сказали в Минобразования, книги «Половое воспитание, профилактика СПИДа среди младших школьников» давно нет в школьной программе…

- Однако она есть в библиотеках!

- Авторы другой книги, «Безопасное и ответственное поведение», которая есть в школьной программе и тоже критикуется, убеждены: если не говорить с детьми о сексе, причем правдиво и открыто, то это как раз и вызовет перечисленные вами негативные последствия…

- Об этом нужно говорить, но вывод должен быть иным: не так, что «вы должны знать, что такое безопасный секс, имейте с собой презервативы». Жизнь человеку дается один раз, и потому он должен иметь нормальную семью, созданную не по звериным законам, где все на уровне инстинктов, а по человеческим законам.

- В «Безопасном и ответственном поведении» детально говорится о негативных последствиях раннего секса, очень много о любви и уважении друг к другу, уже в первом классе на ролевой игре дети примеряют роли родителей и детей…

-
Может быть… Но, видимо, все как-то не так, если сегодня основная форма совместной жизни у молодежи - гражданский брак, сожительство, причем не всегда с постоянным партнером. По результатам исследования нашего Института криминалистики, около 30% мужчин воспитывают не своих детей, абсолютно не подозревая об этом. Как же семейная верность?

Эта практически устоявшаяся норма, что в семьях должно быть один-два ребенка. К концу века наша нация может исчезнуть! Правительство абсолютно недооценивает ситуацию с планированием семьи, не вдаваясь в глобальную подоплеку данных технологий, которые смело можно отнести к технологиям духовной войны.

- Разумное, ответственное планирование рождения ребенка, когда ты полностью отдаешь себе отчет, почему ты готов это сделать, - это плохо?

- Плохого ничего нет, если в семье есть понимание, что должно быть не менее трех детей. Если в семье один или два ребенка, этот род вымрет, причем через одно-два поколения.

- А как же банальная экономика содержания трех и более детей?

- Я знаю семьи, в которых десять-одиннадцать детей. Все они нормально одеты и абсолютно не голодают. Развитая сфера социальных технологий позволяет им достойно отдыхать и учиться в любом вузе.

- «Безопасное и ответственное поведение» действительно не дает рекомендаций, сколько нужно рожать детей. Его авторы полагают, что на основании комплексных знаний подросток должен сам сделать осознанный выбор. Вы отказываете ему в этом праве?

-
Он просто изначально должен получить понимание о нравственных ценностях и значимости семьи. Сколько средств государство тратит на борьбу с бандитизмом, воровством, и насколько тратило бы меньше, если бы со школьных лет прививались нравственные ценности? Нужно разработать программу духовно-нравственного воспитания нации и внедрять ее, возможно, с детского сада.

- Что должно быть в основе программы?

- Хотя бы десять заповедей христианства.

- За давней идеей церкви изменить, если не отказаться от полового воспитания в школах, по мнению противников этой позиции, стоят вполне прагматичные цели - юные неокрепшие души…

- Церковь решает главную задачу - помочь людям спасти их души. Церковь - за нравственность на основе все тех же десяти заповедей. Что в них плохого? Они для того, чтобы люди видели друг в друге человека, чтобы помогали друг другу в этом обществе, которое погрязло во зле. Я имею в виду не только наше общество - вообще население всей Земли. Зло торжествует везде.

- Секс - это зло?

- Чрезмерное внимание к нему. Я не ретроград. И не выступаю категорично против плотских удовольствий. Как там нас учили? В человеке все должно быть прекрасно - и душа, и тело. Но семья - это не только секс. Это не один и не два ребенка. Недаром же «семья» звучит, как «семь я».

…А у нас сегодня огромное число абортов. Как ни странно, максимальный рост рождаемости наблюдался после первой мировой войны, после второй мировой войны, когда ни о каком достатке говорить не приходилось. Сейчас ведется духовная война, но не танки воюют, а психологические технологии. Сегодня в год делается примерно 60 тыс. абортов. Минздрав говорит, что добился огромных успехов, поскольку это количество снижено до мировых цифр. Да, есть снижение, учитывая, что во времена перестройки делалось примерно 200 тыс. абортов. Тогда убивалась целая область, а сегодня не рождаются целые города в Беларуси. Поэтому нужно убеждать, что хотя бы первая беременность должна закончиться рождением ребенка.

Но сегодня наглядным примером результата полового воспитания служит количество абортов, сделанных школьницами. Если в начале 90-х таких абортов было около 20 в год, то в 2004г., т.е., после внедрения программы полового воспитания, в школах сделано более 6 тыс. абортов.

- Обоснованно ли возлагать за это всю ответственность на курс, который одной из своих целей ставит задачу как раз предотвратить безответственные половые связи и, следовательно, аборты? И потом, ведь, кроме международных организаций, ни одна госструктура половым воспитанием больше не занимается.

-Согласен, но тем не менее факт остается фактом: после появления программы полового воспитания количество абортов среди школьниц возросло в 300 раз! Эти программы не воспитывают ответственное отношение школьников друг к другу, они растлевают их! Основные принципы той самой Международной федерации планирования семьи - супружеская измена как естественное отношение между мужчиной и женщиной, гомосексуализм должен получить одобрение в обществе, секс для подростков и т.д.

К слову, в Финляндии аборты запрещены, пока женщина не родит четверых детей. И там, между прочим, тоже около 10 млн. человек. Вот как государство подходит к решению демографической проблемы.

- Государство просто вмешивается в личную жизнь…

-
Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. Это красиво звучит: личная жизнь, свобода… Государство должно вмешиваться в личную жизнь, чтобы сохранить нацию!

- Одна из причин малолетней преступности как раз в том, что рождаются «незапланированные» дети…

- Это не совсем так, и это не норма. Но, в любом случае, это только лишнее подтверждение того, что необходимо внедрение системы нравственных ценностей.

- Вам не кажется, что подобная система существовала во времена СССР, когда семья была «ячейкой общества»?

-
Коммунистическая идеология не идеальна, и примеры разных стран, где она присутствовала, подтверждают это в экономике, политике, культуре. Коммунисты в первую очередь были заинтересованы в воспроизводстве трудовых ресурсов. Это аморально, но сегодня мир полным ходом идет к другой крайности, когда человека превращают в биоробота - некое существо, которое довольствуется абсолютным мизером, живет инстинктами. Происходит отработка технологий управления сознанием человека.

Сегодня государство борется со следствием, абсолютно не принимая во внимание причину. В 70-х гг. в США была внедрена программа планирования семьи. За пять лет количество абортов возросло на 45%. И в 1996г. конгресс США принял программу «Обучение воздержанию».

- По результатам внедрения этой программы эффективность пропаганды средств контрацепции была выше…

- Человек - существо ленивое и эгоистичное, в основном он идет по пути наименьшего сопротивления. Чтобы заставить себя поступать иначе, нужно иметь систему ценностей. Надо говорить о любви в истинном понимании, а не о подмене ее сексом. Сегодня, когда говорят «я тебя люблю», имеют в виду прежде всего сексуальные отношения. Это извращенное понимание любви.

СПРАВКА «БелГазеты». Виктор Сущевич родился в 1960г. в Гродненской области. Окончил санитарно-гигиенический факультет Минского мединститута, работал врачом эпидемиологом, преподавателем в Белорусской медицинской академии последипломного образования, заведовал кафедрой эпидемиологии МГЭУ им. Сахарова, к.м.н., доцент.

Александр СИЗАНОВ: «ОНИ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ»

- Именно вам принадлежит идея создания курса для школьников «Безопасное и ответственное поведение». Почему он необходим?

-
Я давно интересуюсь проблемами семьи. Еще когда в 80-х гг. ввели курс «Этика и психология семейной жизни», я одним из первых организовал подготовку учителей к его чтению. А книга «Безопасное и ответственное поведение» была создана под эгидой ЮНЕСКО. Правда, они хотели, чтобы она была посвящена только СПИДу. Но я всегда выступал и выступаю против, ведь это слишком узко, нужен более широкий курс о проблемах здоровья, семьи. Наш курс нацелен на повышение значимости личности, ее самооценки, на уважение и внимание друг к другу.

Но эта книга в первую очередь для педагогов, причем психологов и социальных педагогов, а церковь почему-то считает, что для детей. В регионах страны я проводил специальные обучающие семинары с педагогами о том, как работать с книгой. Что касается СПИДа, то о нем в нашем курсе начинают говорить в 3-м классе, про мальчиков и девочек - во втором, а тема «Откуда я появился?» - в 1-м классе. Это абсолютно нормально, в пять-шесть лет нормально развивающийся в половом отношении ребенок должен знать, откуда он появился. Без сказок про аиста и капусту.

Думаете, с внедрением книги было просто? Нет. Приходилось доказывать ее необходимость. В числе противников, как ни странно, был Минздрав, его представители требовали обоснования: с какого класса можно говорить о презервативе? Эта тема дается в 7-м классе - в 14-15 лет уже пора говорить об этом. Мы опирались на развитие психики ребенка, его половое развитие, исходя из научных подходов.

РПЦ обвиняла нас, что, мол, там не написано о том, что нужно воздерживаться. Но тогда это должна быть совсем другая книга. Мы же рассчитывали на то, что подросток осознанно подойдет к этому вопросу. Ведь 20% девочек до 18 лет начинают вести интимную жизнь - как раз 9-10 класс.

А мы не хотим им ничего говорить. И как результат, суждение одной ученицы 8-го класса: «Если заниматься сексом стоя, то не забеременеешь». Что там говорить, если педагоги краснели при слове «секс»… Им самим эти знания не давали ни в школе, ни в вузе. Вы же помните известную фразу: «Секса в Советском Союзе нет!»

-
Если «Безопасное и ответственное поведение» уберут из школы, какими будут последствия?

- Высокий показатель абортов. Мы же говорим сегодня о демографической безопасности - вот с чего она начинается!

- Книга не дает жестких установок: с какого возраста вести половую жизнь, о рождении детей и т.д. Подросток должен сделать выбор сам?

-
Лично я придерживаюсь концепции формирования жизненных навыков. Подготовленный подросток должен сам сделать выбор. Предполагается, что этот выбор будет в пользу разумного поведения. В занятиях нет морализаторства, которого чрезмерно много было в советской школе. Нравственности не было, а морализировали постоянно. И несмотря на то, что постоянно говорилось о том, что нельзя начинать раннюю половую жизнь, в реальности это происходило сплошь и рядом. Когда я учился в школе, родили две девочки - в 8-м и 9-м классе.

- Белорусские сексологи сегодня говорят о подмене понятий в отношении секса и любви, о доступности первого и ненужности второго…

- Мы же говорим о разумном половом просвещении. Конечно, если оно неконтролируемо, когда ребенок может включить телевизор с «тарелкой» в любое время, и родители ему не запрещают - последствия будут иными.

- Курс «Безопасное и ответственное поведение» взял на себя очень много из тех воспитательных задач, которыми вообще-то должны заниматься родители…

-
Современные родители не будут этого делать, им некогда. Конечно, личный пример родителей чрезвычайно важен - это самый эффективный и дешевый путь показать, какими должны быть взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

- Курс преподается в течение девяти лет - какова эффективность?

- Мониторинг никто не проводил. Я сам преподавал курс в школе и спустя 15 лет, как-то встретив своих учеников, спросил: развелся ли кто-нибудь за 15 лет? Только один человек. Разве это не показатель?

- Как воспринимали дети курс?

- С удовольствием. Они создали «научно-исследовательский институт семьи», который анкетировал как взрослых, так и самих детей, изучал установки на семейную жизнь, на рождение ребенка. Дети не пропускали занятий. Когда я читал лекции студентам, явка была стопроцентной. После курса подростки начинают более внимательно, серьезно и ответственно относиться друг к другу.

- Активно выступают против полового воспитания и в России, причем представители науки, известные писатели…

- Знаете, как легко развенчать какую-то идею? Найти трех-четырех академиков и их негативное мнение выдать за общую оценку.

- Еще в 2005г. одна из белорусских газет в статье, посвященной половому воспитанию, цитирует представителя церкви, который заявляет, что «с этими людьми бесполезно вступать в дискуссию. Все куплено с помощью иностранных грантов. Объяснять им вред растления детей - то же самое, что вступать в диспут с сексуальным маньяком, вместо того, чтобы обезвредить его…»

- Да, я все это читал… Они все время используют эти слова - «растление», «война», «маньяки», создавая какой-то жуткий ореол.

- С какой целью?

-
Во-первых, чтобы о себе заявить. Во-вторых, как-то реализоваться на этой почве. Не исключено, что у человека, который это сказал, у самого были какие-то проблемы. А коммерции у нас нет. Я не продавал в школах презервативы и женские прокладки!

- Ну вы, может быть, нет…

- Учителя и психологи тоже этим не занимались. В России были миссионеры, которые продавали этот товар, но это не имело никакого отношения к половому просвещению.

- Церковь называет существующее сегодня в школах половое воспитание растлением…

- Хорошее дело всегда можно загубить. Как можно говорить о половом воспитании без рассказа об отношениях между мужчиной и женщиной, как это происходит и что может получиться? Как работают наши оппоненты? Вырвут из контекста фразу и преподносят ее как разврат. Но, самое главное, они против психологии, против личности. А в нашем курсе на первом месте личность с ее правом осознанного выбора. Церкви же не нужна личность с ее пониманием своих прав. На первом месте должен быть Бог.

Церковь должна работать на своем поле и не диктовать условия для всех. Есть у церкви прихожане, пусть она работает с ними! У нас по Конституции церковь отделена от государства, и пусть она не вмешивается в светскую жизнь.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Сизанов родился в 1949г. на Дальнем Востоке. Окончил спортивный факультет пединститута в Благовещенске, психологический факультет Московского пединститута, там же защитил кандидатскую диссертацию. Преподавал в Минском пединституте, работал в Минобразования. Заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы. Автор более десяти книг и ста публикаций.
Добавить комментарий
Проверочный код