Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№22 (592) 04 июня 2007 г. Радости жизни

Арт в трансе

04.06.2007
«Трансмедиале»

Константин ШИЯН

В столичном кинотеатре «Центральный» 31 мая и 1 июня проходил показ лучших работ Международного фестиваля цифрового искусства и культуры «Трансмедиале-2007». В Берлине в этом году ежегодный фестиваль был уже двадцатым по счету, в Беларуси - пока лишь третьим. Минчанам предоставили возможность просмотреть восемь лучших работ фестиваля, отобранных немецким жюри. На «сцiплую» белорусскую публику показ произвел двойственное впечатление…

В конкурсной программе 2007г. участвовали всего более тысячи работ. Белорусам, не искушенным в жанре авторских короткометражек, показали только самые популярные и раскрученные.

СПРАВКА «БелГазеты». «Трансмедиале» - ежегодный фестиваль цифрового искусства, открытый форум для общения артистов (от слова «арт») и широкой публики, интересующейся их творчеством. Двадцатый фестиваль «Трансмедиале» исследовал изменения искусства и общества под влиянием цифровой среды и новейших технологий, которые все больше и больше доминируют в нашей повседневной жизни. На каждый фестиваль съезжаются медиа-художники со всего мира, среди них есть и несколько российских участников. Белорусы пока представлены не были.

Развитию любительского и полупрофессионального видео очень способствовал американский сервис You Tube, позволяющий выкладывать на интернет-серверы компании любое видео, которое таким образом становится доступно аудитории портала размером в 1 млрд. You Tube стал предвестником новой концепции в искусстве и коммуникациях - Web 2.0 : каждый потребитель информации можно быть одновременно и ее создателем.


В первый день показа зрителей оказалось не так уж много: небольшой кинозал «Центрального» не был заполнен. Зато публика кардинальным образом отличалась от той, которую привыкли видеть на премьерах большого кино. Парни в больших очках и с пухлыми щеками, а также девушки в длинных платьях и с концертными скрипками ждали арт-хауса, чтобы не просто посмотреть, а еще потом не одну неделю рассказывать подружкам о том, «насколько это было здорово и нестандартно ». Перед началом показов в зале выступил куратор «Трансмедиале» Томас Мунц. Пятнадцатиминутная речь немца, подробно анонсировавшего каждый ролик и его автора, утомила гостей «Центрального» очень быстро: то тут то там начались перешептывания: «Зачем об этом всем рассказывать, если лучше сразу показать. Какой смысл?»

Показ экспериментального кино открылся сюжетом Александра Кроуверса «Короткая история-1». Зрителю представили распутье в лесу, на фоне которого шел текст, призывающий людей «правильно выбирать жизненную дорогу ». Затем пошла серия работ Блэса Пери, смысла которой, судя по шепотку в зале, многие не уловили. Далее - четырехминутная картина Матиаса Майера «Черный музей» показала абсурдность работы музейных работников, для которых полотна великих мастеров - просто черные квадраты, не имеющие никакой ценности. Музей сменило визуальное путешествие по тропинкам открытого ландшафта, передающее драматические переживания автора, суть которых опять-таки мало кто уловил.

В общем, какие-то ролики зрители смотрели затаив дыхание, под какие-то бурно обсуждали свои бытовые проблемы, проявляя полное равнодушие. Под пестрый микс «АВВА: РАГТАГ », состоящий из циклично повторяющихся структур, напоминавших помехи старых восьмибитных компьютеров, невдалеке от корреспондента «БелГазеты» разыгрался идейно-эстетический спор молодой пары. Девушка говорила, что «эта сцена символизирует современный мир», а ее далекий от арта бойфренд возражал: «Да ничего это все не значит. Просто захотелось снять какую-то чушь, в которой все будут искать смысл, хотя смысла в этом никакого нет. Вон смотри: никто ни черта не понимает, зато хлопать в ладоши будут все ». По окончании ролика действительно аплодировал весь зал.

Зрители толпились у выхода со смешанными чувствами: все, казалось, понимали, что побывать на «Трансмедиале» круто, но почему это круто, не знал никто. «Я просто шокирован », - признался своему приятелю парень, сидевший на последнем ряду. Уже на крыльце кинотеатра закуривший «Корону» мужчина вслух рассуждал о прелестях показа, а под конец резюмировал: «Наша публика просто не умеет внимать такому искусству. Вот на «Пираты» («Пираты Карибского моря-3». -К.Ш.) идут все, хотя смысла от такого кино никакого. А эти ленты не надо понимать, их надо прочувствовать. И приходить на них, будучи хотя бы немного знакомым с биографией автора и историей создания фильма. Такое искусство для минчан слишком парадоксально ». Короче, белорусы причастилась таинству видеоарта, но, похоже, так и не доросли до него.
Добавить комментарий
Проверочный код