Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (592) 04 июня 2007 г. Радости жизни

Арт в трансе

04.06.2007
«Трансмедиале»

Константин ШИЯН

В столичном кинотеатре «Центральный» 31 мая и 1 июня проходил показ лучших работ Международного фестиваля цифрового искусства и культуры «Трансмедиале-2007». В Берлине в этом году ежегодный фестиваль был уже двадцатым по счету, в Беларуси - пока лишь третьим. Минчанам предоставили возможность просмотреть восемь лучших работ фестиваля, отобранных немецким жюри. На «сцiплую» белорусскую публику показ произвел двойственное впечатление…

В конкурсной программе 2007г. участвовали всего более тысячи работ. Белорусам, не искушенным в жанре авторских короткометражек, показали только самые популярные и раскрученные.

СПРАВКА «БелГазеты». «Трансмедиале» - ежегодный фестиваль цифрового искусства, открытый форум для общения артистов (от слова «арт») и широкой публики, интересующейся их творчеством. Двадцатый фестиваль «Трансмедиале» исследовал изменения искусства и общества под влиянием цифровой среды и новейших технологий, которые все больше и больше доминируют в нашей повседневной жизни. На каждый фестиваль съезжаются медиа-художники со всего мира, среди них есть и несколько российских участников. Белорусы пока представлены не были.

Развитию любительского и полупрофессионального видео очень способствовал американский сервис You Tube, позволяющий выкладывать на интернет-серверы компании любое видео, которое таким образом становится доступно аудитории портала размером в 1 млрд. You Tube стал предвестником новой концепции в искусстве и коммуникациях - Web 2.0 : каждый потребитель информации можно быть одновременно и ее создателем.


В первый день показа зрителей оказалось не так уж много: небольшой кинозал «Центрального» не был заполнен. Зато публика кардинальным образом отличалась от той, которую привыкли видеть на премьерах большого кино. Парни в больших очках и с пухлыми щеками, а также девушки в длинных платьях и с концертными скрипками ждали арт-хауса, чтобы не просто посмотреть, а еще потом не одну неделю рассказывать подружкам о том, «насколько это было здорово и нестандартно ». Перед началом показов в зале выступил куратор «Трансмедиале» Томас Мунц. Пятнадцатиминутная речь немца, подробно анонсировавшего каждый ролик и его автора, утомила гостей «Центрального» очень быстро: то тут то там начались перешептывания: «Зачем об этом всем рассказывать, если лучше сразу показать. Какой смысл?»

Показ экспериментального кино открылся сюжетом Александра Кроуверса «Короткая история-1». Зрителю представили распутье в лесу, на фоне которого шел текст, призывающий людей «правильно выбирать жизненную дорогу ». Затем пошла серия работ Блэса Пери, смысла которой, судя по шепотку в зале, многие не уловили. Далее - четырехминутная картина Матиаса Майера «Черный музей» показала абсурдность работы музейных работников, для которых полотна великих мастеров - просто черные квадраты, не имеющие никакой ценности. Музей сменило визуальное путешествие по тропинкам открытого ландшафта, передающее драматические переживания автора, суть которых опять-таки мало кто уловил.

В общем, какие-то ролики зрители смотрели затаив дыхание, под какие-то бурно обсуждали свои бытовые проблемы, проявляя полное равнодушие. Под пестрый микс «АВВА: РАГТАГ », состоящий из циклично повторяющихся структур, напоминавших помехи старых восьмибитных компьютеров, невдалеке от корреспондента «БелГазеты» разыгрался идейно-эстетический спор молодой пары. Девушка говорила, что «эта сцена символизирует современный мир», а ее далекий от арта бойфренд возражал: «Да ничего это все не значит. Просто захотелось снять какую-то чушь, в которой все будут искать смысл, хотя смысла в этом никакого нет. Вон смотри: никто ни черта не понимает, зато хлопать в ладоши будут все ». По окончании ролика действительно аплодировал весь зал.

Зрители толпились у выхода со смешанными чувствами: все, казалось, понимали, что побывать на «Трансмедиале» круто, но почему это круто, не знал никто. «Я просто шокирован », - признался своему приятелю парень, сидевший на последнем ряду. Уже на крыльце кинотеатра закуривший «Корону» мужчина вслух рассуждал о прелестях показа, а под конец резюмировал: «Наша публика просто не умеет внимать такому искусству. Вот на «Пираты» («Пираты Карибского моря-3». -К.Ш.) идут все, хотя смысла от такого кино никакого. А эти ленты не надо понимать, их надо прочувствовать. И приходить на них, будучи хотя бы немного знакомым с биографией автора и историей создания фильма. Такое искусство для минчан слишком парадоксально ». Короче, белорусы причастилась таинству видеоарта, но, похоже, так и не доросли до него.
Добавить комментарий
Проверочный код