Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№22 (592) 04 июня 2007 г. Личный вкус

Умные книги

04.06.2007
 

Александр ГРИЦАНОВ

* Людмила Улицкая, «Даниэль Штайн, переводчик» * Райт Д., «Иезуиты»

ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ, «ДАНИЭЛЬ ШТАЙН, ПЕРЕВОДЧИК». - М.: «Эксмо», 2006

Эта книга могла бы вызвать дискуссии общегосударственного формата, будь она опубликована в СССР лет 20 назад: само ее содержание делает вполне возможным такой допуск. И это было бы намного продуктивнее, нежели тогдашний спор по поводу очерка Солженицына «Как нам обустроить Россию». Ибо последний - при условии осуществления хоть малой части предложенных в нем стратегий - привел бы к огромной крови, а книга Улицкой - не более чем повод поспорить между находящимися «в теме» людьми (иные близко не дочитают вещицу даже до середины).

Слово «роман» в этой публикации встречается лишь единожды - в редакционной аннотации. Жанровое самоназвание - коллаж: книга представляет собой ребусную конструкцию из дневников, писем, аудиозаписей - расшифровок интервью и лекций, не совсем аутентичных документов и, для полного смятения читателя, даже путеводителей. Все эти фрагменты выстроены в хронологическом порядке и перемежаются письмами автора своей подруге.

Главный персонаж произведения - Дитер Штайн, он же брат Даниэль, он же Оскар Руфайзен, спасший евреев из гетто городка Эмска. В юности он правоверный иудей, потом - переводчик в НКВД, гестапо и - заодно! - герой антифашистского подполья, еще позднее - ксёндз, именующий папу римского Иоанна Павла II Лолеком.

Идейно-метафизическая прокладка романа вызывает оторопь: как бы исподволь, нехотя поднимаются темы, вокруг которых были сломаны миллионы полемических копий и погибли десятки миллионов вполне конкретных живых людей. Проблема единства всех христианских конфессий: «Каждый народ имеет… свой собственный, национальный путь ко Христу… Церковь живет в своем этносе, и нельзя навязывать всем римскую интерпретацию». Вопрос об уникальности иудаизма, породившего христианство и ислам, - его сила «зиждется на двух принципах, один принцип - ограничительный… Устрашающее количество законов и запретов, ограничений и предписаний на все случаи жизни… Но зато всё… расписано, расставлено по местам, учтены все возможные, непредвиденные случаи… Второй принцип… полной и ни чем не ограниченной свободы мысли… Есть обсуждаемые вопросы и нет догматов». Оценка «еврейского вопроса» самой Улицкой: «Я ненавижу еврейский вопрос… Это самый гнусный вопрос нашей цивилизации. Он должен быть отменен как фиктивный, как несуществующий».

Прототип «Эмска» - белорусский городок Мир, где жизнь также вертится вокруг центрального бульвара, на котором стоят церковь, католический костел, синагога и фундамент мечети. Но российские турфирмы не спешат запускать в рекламные буклеты новый маршрут: по их оценкам, «привлекательность Белоруссии как туристического направления сейчас примерно равна привлекательности Северной Кореи. Однако по сумме баллов Беларусь выигрывает: если в корейскую деревню попасть практически невозможно, то для поездки в Минск (а чтобы попасть в местечко Мир, придется сначала добраться до столицы) нужно всего лишь доехать до Белорусского вокзала».

РАЙТ Д., «ИЕЗУИТЫ». - М.: «Эксмо», 2006

Объемное и пространное исследование одного из самых таинственных монашеских орденов в истории христианства. Может быть весьма интересным для белорусских читателей: полемики вокруг реальной духовно-просветительской роли иезуитских коллегиумов в истории нашего отечества не прекращаются до сей поры.

Специалисты по масштабным общественным проектам сочтут полезным ознакомиться с результатами иезуитского эксперимента в Парагвае: там был создан «город Солнца» почти коммунистического формата и отстроена первая и, пожалуй, пока последняя в мире внутренне непротиворечивая концепция прав человека. Поклонники образовательных технологий Ордена прочитают трагическую историю о том, как 16 ноября 1989 г. в Сальвадоре шестеро иезуитов из местного университета, их домохозяйка и ее дочь были убиты солдатами военно-фашистской хунты. Служители католичества отстаивали те же самые права человека, им это занятие не надоело почти за три с половиной века. Оппоненты религиозных ценностей с удовольствием узнают, почему «иезуитская мораль» - самая устрашающая: основана она на духовной мимикрии, позволяющей во имя достижения конечных целей оправдать почти любые средства. Подчинялись иезуиты только папе римскому. Его распоряжения были для них превыше любых законов.

Так что для исполнительных силовиков самых разных государств, готовых исполнять любой приказ сверху, тоже найдется в тексте немало любопытного, ибо хитрость и коварство этих «слуг Господних» до сих пор считаются непревзойденными.
Добавить комментарий
Проверочный код