Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№22 (592) 04 июня 2007 г. Экономика

Смятение Балаша

04.06.2007
 

Ярослав РОМАНЧУК

На прошлой неделе в Беларуси проходил очередной раунд консультаций МВФ и правительства. Эксперты фонда во главе с Балашом Хорватом из Европейского департамента МВФ изучали состояние белорусской экономики, встречались с высокопоставленными лицами администрации президента, Нацбанка, Минфина и Минэкономики.

ПАРАЛИЧ

В конце прошлой недели из Лондона вернулась делегация белорусского правительства. Она вела переговоры по страновому кредитному рейтингу. Естественно, фонд не может непосредственно повлиять на его качество, но мнение фонда в среде значимых инвесторов имеет большой вес. Власти могли бы предложить МВФ инициировать очередную программу мониторинга и вернуться в конструктивное русло сотрудничества. Ничего подобного не произошло.

Очевидно, ответственные за экономическую политику лица правительства до сих пор не поняли, что ресурс социалистической экономики истощается, что конец российскому ресурсному донорству не за горами. Они расспрашивали экспертов МВФ о том, как привлечь инвестиции, но при этом выражали абсолютную уверенность в незыблемости выбранного курса. Говорили о диверсификации внешнеторговых потоков, но так, чтобы наши товары иностранцы впускали без ограничений, а мы сохранили антиимпортную политику. Ответственные чиновники продолжают искать по миру нового спонсора белорусской модели, причем такого, который, отдав деньги и ресурсы, не будет спрашивать: «А как вы их потратили?»

Озадаченные эксперты фонда даже как-то растерялись. Страна быстро приближается к краю жесткого кризиса платежного баланса. Золотовалютные резервы никак не могут превысить объем хотя бы месячного импорта. Правительство на глазах погрязает в долгах, в т.ч. перед «Газпромом». Ресурсы отечественной банковской системы сильно ограничены. Складские запасы с начала года выросли более чем на 40%, или на Br1 трлн. Падает рентабельность продаж и реальная прибыль. Замедлились темпы прироста вкладов населения и реальных денежных доходов населения. При этом правительство не собирается снижать объемы госрасходов. Оно имеет лишь смутное представление о том, как сокращать налоговую нагрузку, и еще меньше желания создавать благоприятный деловой и инвестиционный климат.

Все эти тенденции заставили бы ответственных чиновников и политиков очень внимательно отнестись к переговорам с МВФ. Эти люди-то видели не один кризис не в одной стране. Конечно, МВФ не является истиной в последней инстанции, но понимание макроэкономических процессов у экспертов фонда, работавших в Беларуси, несомненно, выше, чем у среднестатистического министра или главы исполкома. Поэтому можно понять смятение Балаша Хорвата и его коллег. Вместо прагматики и объективного анализа ситуации они получили от чиновников очередную порцию пропагандистских лозунгов и заклинаний.

ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ…

Если бы глава государства направил всю свою харизму и силу характера на выполнение программы своего первого правительства, сегодня РБ могла бы быть если не в ЕС, то очень близко к нему. Точно были бы в ВТО и имели бы в десятки раз больше денег в банковской системе. ВВП на душу населения был бы как минимум $10 тыс., а экспорт уверенно удерживал свои позиции на рынке России, Украины и теснил поляков и литовцев в ЕС.

Но свое первое, самое рыночное в новейшей истории Беларуси правительство Александр Лукашенко заменил выходцами из Госплана и Госснаба. За право занимать должности и тешить свое тщеславие министры готовы были облечь в наукообразную форму любую экономическую ересь. Так пациент начал управлять действиями врачей. Он заказывал диагноз - они покорно его ставили. Потом многие их них после отставки или отсидки разводили руками: «Так мы же ничего не могли сделать».

Беларусь жестко провели через очередную волну конфискации средств вкладчиков, бесплатные кредиты Нацбанка для Минфина, множественность курсов и массовые схемы взаимозачетов за энергоресурсы. Все эти способы легли в основу накопления первичного капитала номенклатурно-предпринимательскими кланами. Президент договорился о списании $1 млрд. долга перед Россией, сумел выторговать для РБ чрезвычайно льготные цены на нефть и газ.

Начавшая было отходить от иждивенчества белорусская экономика вновь с головой в него окунулась. Российский дефолт укрепил иллюзию в правильности курса. Потом подоспел нефтяной бум и открылся белорусский оффшор по переработке нефти и экспорту нефтепродуктов в ЕС. Резко улучшилась конъюнктура на металлы, удобрения, продукты химии и стройматериалы. Кремль не препятствовал проникновению белорусских товаров на российских рынок. Синергия всех этих факторов убедила Лукашенко в том, что он поступил правильно, решив превратить Беларусь в БССР, но без трансферта политических полномочий в Кремль.

Когда Александр Лукашенко отказался от услуг Михаила Чигиря и Станислава Богданкевича, он не знал, что ему так крупно повезет, что восстановление социализма совпадет с благосклонностью России и чрезвычайно благоприятной внешней конъюнктурой. Все эти факторы он с разной интенсивностью нещадно эксплуатировал все последние 13 лет.

Аналогичного благоприятного стечения внутренних и внешних обстоятельств, похоже, больше не будет. То, что сработало в ситуации 30-долларовой зарплаты, нищеты пенсионеров и усталости от гиперинфляции, сейчас не сработает. Принципиально иной является позиция России. Выросли мощные конкуренты на Украине, у наших западных и северных соседей. За последнюю декаду были в значительной степени добиты основные фонды. Да и население уже не купишь «чаркой и шкваркой». Люди привыкли к иномаркам, сотовым телефонам и отдыху на море.

Сегодня концы с концами в белорусской системе уже перестают сходиться. Лукашенко это чувствует. Его министры это знают, но по должности излучают оптимизм. Беларусь прошла большой круг длиной в 13 лет и вернулась к исходному пункту. Да, страна сегодня богаче, но ни одна проблема, о которой Чигирь и Богданкевич писали председателю МВФ в 1995г., не решена. С точки зрения структурных макроэкономических трансформаций, 1995-2007гг. - потерянное время. Примерно об этом в последние десять лет говорили нашим министрам эксперты МВФ. И они еще раз об этом напишут в страновом докладе в конце лета.

ДЕЛО БОГДАНКЕВИЧА И ЧИГИРЯ ЖИВЁТ

26 января 1995г. премьер-министр Михаил Чигирь и председатель правления Нацбанка Станислав Богданкевич направили тогдашнему председателю МВФ Мишелю Камдессю письмо и меморандум об экономической политике правительства в 1994-95гг. Конечно, глубина проблем того периода была гораздо больше, чем сегодня. Инфляция превышала двузначную величину в месяц. Дефицит бюджета приближался к 10% ВВП. « Втечение первой половины 1994г. увеличился дефицит торгового баланса по операциям с другими странами бывшего СССР, в основном с Россией, достигнув эквивалента $473 млн., в то время как в торговле с остальными странами мира положительное сальдо составляло $85 млн. ». Рос внешний долг, в первую очередь перед РФ, а объем золотовалютных резервов составлял всего $230 млн., что тогда было эквивалентно одному месяцу импорта.

Беларусь образца 1994-95гг. не рассчитывалась за текущие поставки газа. Чигирь и Богданкевич писали: «Экономика Беларуси находится в чрезвычайно сложной ситуации, которая обуславливает настоятельную необходимость принятия программы стабилизации и ускорения системных и структурных реформ на пути к рыночной экономике ». Они просили помощи у МВФ и международного сообщества. Кабинет министров и Нацбанк намеревались «существенно уменьшить роль государства и масштабы административного вмешательства в процесс ценообразования и распределения ресурсов, расширить использование рыночных механизмов, провести другие системные реформы (в том числе приватизацию, реформу сектора предприятий и обеспечить развитие частного сектора), а также структурные реформы бюджетной, денежно-кредитной и внешнеэкономической систем, и приспособить систему социальной защиты к потребностям периода перехода к рыночной экономике».

Первое правительство первого президента РБ планировало сосредоточить свои действия на: «а) либерализации цен и отказе от широкого применения дотаций; б) ужесточении денежно-кредитной политики путем ограничения кредитования и введения положительных реальных ставок; в) ужесточении фискальной политики путем сокращения расходов и повышения эффективности налоговой системы; г) нормализации внешнеэкономической деятельности, в т.ч. либерализации торговли, невмешательстве в деятельность валютных рынков и усилия по упорядочению внешних неплатежей; д) ускорении приватизации, демонополизации, либерализации экономической деятельности, укреплении финансовой дисциплины предприятий; е) защите наиболее уязвимых слоев населения с помощью адресных выплат и пособий ».

Еще в конце 1994г. был подготовлен график постепенного выхода на 100-процентную оплату населением ЖКУ и общественного транспорта. К концу 1995г. уровень оплаты населением данных тарифов должен был составить 80% от себестоимости их производства. Кабинет министров и Нацбанк планировали согласованные действия по переходу от централизованного распределения кредита к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы. Чигирь и Богданкевич предлагали ряд эффективных мер по налоговой реформе, приватизации, либерализации внешней торговли и установлению жесткой платежной дисциплины.
Добавить комментарий
Проверочный код