Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Элитные вешалки от J-ME - элитная вешалка .
armadini.com
№22 (592) 04 июня 2007 г. Автостоп

«Вывести на рынок абсолютно неизвестный автомобиль - это очень большой риск»

04.06.2007
 

Ольга МИКША

В начале мая был анонсирован новый амбициозный проект по организации в Беларуси сборки легкового автомобиля - на этот раз малолитражкиHafei Brio. Председатель наблюдательного совета компании «Юнисон», которая будет собирать автомобиль, Алексей Ваганов сообщил, что китайская сторона намеревается вложить в проект $50-70 млн., а белорусская - производить не менее 3 тыс. штук в месяц.

Олег Мамедов, исполнительный директор компании «Юнион Моторс», которая обеспечит продажи, сообщил, что белорусский Brio будет дешевле китайского (с учетом таможенных платежей тот продается от $7,2 тыс.), на внутреннем рынке планируется продавать около 600 штук в год, а остальные - в Россию.

Перспективы нового производства корреспондент «БелГазеты» обсудила с директором по маркетингу компании «Атлант М. Китайские автомобили» (Россия) Юрием ЛИХУТА.

- Насколько реальна реализация этих планов?

- Рано или поздно нам придется прийти к цивилизованным покупкам автомобилей - через салон, по кредитным или другим программам, и в этом случае машина, подобная Brio, может послужить неплохой заменой бэушным иномаркам. Однако при этом надо соблюсти ряд условий.

Во-первых, эта машина должна иметь гарантию, аналогичную европейской: минимум два года без ограничения пробега. Во-вторых, покупатель в салонах продаж должен получать европейский уровень сервиса. Не так, как это было в Советском Союзе, когда продавались автомобили с площадок, из-за сетки. И третий момент: учитывая, что это китайская марка, очень важно сделать значительные вложения в продвижение бренда.

В России журналисты провели такой эксперимент: пригнали автомобиль на стоянку - авто с неизвестным значком, но довольно качественное. Все спрашивают: что это за машина такая красивая? Они отвечают, что это японская машина, стоит $25 тыс. Все, кто их окружил, восторгаются: о, какая классная цена, какая хорошая машина. А наутро журналисты признаются, что на самом деле машина китайская. И все, кто вчера восхищался, сразу сказали: как китайская машина может так дорого стоить?

Поэтому стоит обратить внимание, что при озвученном уровне цены эта машина вряд ли будет конкурентоспособной на рынке. Ведь существует Dacia Logan, еще несколько автомобилей малого класса, которые выпускаются европейскими брендами и продаются по близким ценам. Если учесть, что гибкость покупателей в сегменте автомобилей до $10 тыс. составляет порядка $500-700, покупатель выберет известную марку.

С другой стороны, московская практика показывает, что в городах становится все теснее. Минск также рано или поздно придет к тому, что автолюбителям придется отказываться от больших машин для поездок по городу, и люди переориентируются на машины малого класса.

На прошлой неделе я видел в московской пробке Brio. В ней супружеская пара средних лет, и я понимаю, что, наверное, эта машина их устраивает - при 35-градусной жаре у них закрыты стекла, значит, у них есть кондиционер, они довольно вольготно чувствуют себя в плотном потоке автомобилей, потому что машина небольших габаритов, маневренная, и для езды по городу, на мой взгляд, это не самое плохое решение.

- В быту сильно предубеждение к качеству китайских товаров, тем более, если речь идет об автомобиле…

- Согласен. И именно поэтому надо очень много денег вкладывать в продвижение бренда, надо доказывать людям, что китайское - это не всегда плохо.

Модель Hafei - копия одной из моделей Mitsubishi, довольно распространенная практика у китайцев. А качество покупатель в состоянии оценить сам. Мы очень часто мыслим стереотипами: мол, если китайское, значит, плохое. Когда человек покупает такой сложный продукт, как автомобиль, нужно обдуманно подойти к этой покупке, и если обнаружатся существенные претензии, имеет смысл от нее отказаться. А если человек руководствуется только слухами, мне его жаль.

- А насколько экономически целесообразно организовывать в Беларуси сборку китайского автомобиля?

- Для меня это тоже большой вопрос. Местная сборка позволяет удешевить продукт в части таможенных платежей, что якобы делает его более доступным по цене. Но в отношении китайских продуктов это утопия. Рабочей силы дешевле китайской вы нигде не найдете. Они работают по 12 часов, и зарплата в $120 считается у них супердоходом.

Кроме того, у них большая экономия достигается на подмене механизированного труда ручным. Если на Западе стоит автоматическая линия, которая подает деталь к прессу и забирает ее после обработки, то в Китае возле пресса стоят четыре китайца, которые подают и забирают эту деталь.

Думаю, в большей степени этот проект обоснован позицией государства, которое намерено создать в Беларуси производство легковых автомобилей. Кстати, Россия, где уже немало автопроизводителей организовали сборку, жестко защищает свой рынок. Например, одна очень крупная китайская компания проявила потенциальный интерес к размещению производства в РФ, но предварительно попросила немецкую консалтинговую компанию оценить выгодность этого предложения. После полугодового исследования немцы сказали, что это выгодно для развития автопрома РФ, поскольку там довольно жесткие условия по локализации сборки, использования местных комплектующих, и в случае невыполнения этих обязательств все льготы для иностранца резко отменяются. Тем более что был уже прецедент с Ford, когда им задним числом выставили оплату всех льгот, которые они получили при организации производства в Ленинградской области.

- А насколько реальны планы по сбыту Hafei Brio в России?

- Опять же, это вопрос компетенции тех бизнесменов, которые рассчитывают выйти на российский рынок, вопрос наличия у них административного ресурса, который позволит им сделать подобные шаги.

Впрочем, есть практика Украины и России по обмену квотами на поставку Daewoo и «Жигулей». Но этому предшествовал длительный процесс переговоров, в результате которого сейчас автомобили Daewoo украинской сборки занимают первые места в продажах. Но эти вопросы решаются на очень высоком уровне.

Я вижу положительный опыт в том, что компания «Юнисон» пытается делать автомобили в РБ. Это первые, пусть небольшие шаги по развитию промышленности в Беларуси. Не хотелось бы, чтобы это стало просто уходом от налогов, получением кредитов и высоких доходов.

- Но ведь все предыдущие проекты компании - сборка Ford, автобусов «Люблин», иранских легковушек Samand по разным причинам тормозились…

- Возможно, компания переоценивала свои возможности, недостаточно внимания уделяла маркетинговым исследованиям. Такие ведущие концерны, как Volkswagen, Toyota, Mitsubishi, начинают задумываться о производстве, когда подготовят рынок, когда продажи импортируемой продукции превышают отметку 10-15 тыс. единиц в год. А попытка вывести на рынок абсолютно неизвестный автомобиль и сразу организовать производство - это очень высокорисковый бизнес. Он требует очень больших вложений в раскрутку бренда, инвестиции в основные фонды.

- В прошлом году белорусские автодилеры отметили значительный рост продаж новых автомобилей, однако в абсолютных цифрах, например, лидеров продаж продано чуть более 400 и 500 соответственно. Hafei Brio планируется продавать в Беларуси около 600 в год. Может ли китайский автомобиль белорусской сборки заместить собой уже раскрученные иномарки?

- Стимулировать продажи можно по-разному. Например, через повышение таможенных пошлин. А можно рыночными методами - когда вкладываются большие средства в продвижение продукта, и эффект наступает через два-четыре года. Когда люди попробовали автомобиль, увидели наличие огромной сервисной сети, когда они знают, что в автомобиле есть основные опции и им незачем переплачивать за давно раскрученный бренд. Людям нужно это объяснить - это непростой и весьма дорогостоящий процесс. Обратите внимание: практически все марки, которые на сегодняшний день пользуются высокой популярностью на нашем рынке, частично обязаны тем бэушным машинам, которые были в свое время пригнаны из Германии и Франции. Люди пробовали ездить и понимали, что машина надежна, не так сложна в обслуживании. Но на это ушло почти десять лет.

- И дилерские салоны возникали, двигаясь за народным выбором…

- Это естественно. Несмотря на то, что многие говорят о стратегическом планировании, в условиях бурно развивающегося рынка трудно строить планы на длительный срок. Например, как сейчас на Украине, когда власть меняется каждые две недели - это очень сильно влияет на покупательский спрос. Поэтому методы маркетинговых исследований, которые применяются на Западе, по отношению к нашим рынкам подлежат определенной адаптации. Но любой бизнесмен хочет получить быстрый доход, если видит автомобиль, на который существует спрос.

В случае с китайскими автомобилями это довольно высокий риск, хотя стратегически это верное решение. Посмотрите на корейские машины. Я сам помню рекламу, которая была в ходу десять лет назад: Hyundai Sonata с двухлитровым двигателем, оборудованным кучей всяких опций за $12,1 тыс. Тогда эта машина стоила столько же, сколько Volkswagen Golf практически пустой. Sonata была мощнее, комфортабельнее, но корейская. Зато если вы сегодня зайдете в салон Hyundai и удивитесь ценам, вам гордо ответят: это же Hyundai ! На становление бренда ушло десять лет.

Китайцам не удастся избежать повторения этой истории.
Добавить комментарий
Проверочный код