Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (590) 21 мая 2007 г. Визави

Одно лицо

21.05.2007
у Беларуси и Ирины Дорофеевой

Ася КАЛИТИНА, Борис КАЛАШНИКОВ

На прошлой неделе в СМИ просочились слухи о новой pr -кампании «Ирина Дорофеева - лицо Беларуси», «разработанной и одобренной лично президентом после визита Александра Лукашенко в студию к певице в феврале этого года». Продюсер певицы Юрий Савош в интервью «БелГазете» подтвердил: программа мероприятий по популяризации Ирины Дорофеевой и страны в ее лице расписана на год вперед. План работы предполагает организацию концертных программ с балетом и группой, выпуск нескольких альбомов, сотрудничество с российскими и украинскими авторами, создание представительского сайта, брендовой продукции. Изображение и логотипы певицы появятся на биллбордах, сумках, шарфах, кепках, а также на упаковках безалкогольных напитков, коробках конфет, зефира, печенья. И «если все пойдет удачно», добавляет продюсер, «программа будет доработана на последующие пять лет». Каким станет впечатление Европы о Беларуси, когда она «приоткроет личико» ? Поможет ли Ирина Дорофеева улучшить кредит доверия к своей стране? На эти вопросы попытались ответить в беседе с корреспондентами «БелГазеты» продюсер певицы Юрий САВОШ и руководитель «Таварыства беларускай мовы» ТБМ Олег ТРУСОВ.

Юрий САВОШ: «К ЭТОМУ СТРЕМЯТСЯ ВСЕ ИСПОЛНИТЕЛИ»

- Как появилась программа «Ирина Дорофеева - лицо Беларуси»?

- Уже больше тринадцати лет мы ездим по стране с выступлениями. Объехали всю Беларусь: буквально на каждой площадке в каждом районе, даже в крупных деревнях, где были залы от 250 мест, давали концерты. По нашим подсчетам, около 1,5 млн. человек побывали на концертах Ирины Дорофеевой. Естественно, такая большая работа не осталась без внимания чиновников, у которых сформировалось мнение о нашем коллективе как о боевой творческой единице, которая работает для людей: ведь мы не замыкаемся на клубных выступлениях и телепроектах, а все время общаемся с народом.

А поскольку Ирина не единожды участвовала в международных конкурсах и фестивалях, с которых часто возвращалась с победой, президент тоже обратил внимание на наш коллектив. К нам поступила информация о том, что он хочет посетить нашу студию, чтобы поближе познакомиться с коллективом, узнать о наших планах, поговорить о перспективах и творческих возможностях. В феврале такая встреча состоялась.

- Вы обсуждали с президентом PR -кампанию? Говорят, он лично утвердил ее…

- Он рассказал нам о своем видении дальнейшей работы «Театра песни Ирины Дорофеевой» и основной упор сделал на том, что необходимо, чтобы в стране появились молодые силы, которые смогут достойно представлять Беларусь как на больших внутриреспубликанских мероприятиях, так за пределами родины.

- Под этими силами имелась в виду Ирина Дорофеева?

- Имелся в виду коллектив, который называется «Театр песни Ирины Дорофеевой», бренд, лицом которого уже много лет является певица, за тринадцать с лишним лет добившаяся заметных результатов как за рубежом, на многих музыкальных фестивалях и конкурсах, так и на родине. Естественно, что в продолжение этой работы по пути, проторенному Ириной, пойдут молодые исполнители - те, кому мы сегодня помогаем сделать первые шаги на сцене. Именно об этом шел разговор с президентом: что нужно, чтобы кто-то держал высокую планку, к которой бы стремились остальные. Тогда появилась идея сделать Ирину Дорофееву и ее театр лицом Беларуси. Под «лицом» имеется в виду не внешний облик певицы, Ирина станет скорее творческим лицом нашей страны.

- В одном из интервью вы упомянули об уже утвержденной программеPR -кампании «на трех листах»

- Она действительно есть. В разработке проекта участвовало много различных ведомств: и Минкульт, и Мининформации, и телекомпании. Когда концепция PR -кампании была изложена, ее отправили на согласование главе государства, который ее одобрил: президент предложил сначала реализовать PR -кампанию в течение года. А если все получится, то продлить ее еще на пять лет.

- Какие мероприятия включает в себя программа на этот год?

- Начальным этапом PR -кампании будет большая постановочная работа, которую мы надеемся показать на международном уровне, - это концерт, который пройдет 24 июня у стен Мирского замка. Называется он «Купалье Ирины Дорофеевой: фестиваль стихий».

- PR -кампания выйдет за рамки Беларуси или останется программой по популяризации певицы внутри страны?

- Безусловно, она выйдет за пределы Беларуси. Мы намереваемся сделать запись концерта «Купалье Ирины Дорофеевой: фестиваль стихий» на CD, эта программа будет иметь свою видеоверсию на DVD -дисках. Сейчас ведем переговоры с деятелями эстрадного искусства ближнего зарубежья и с агентствами, которые будут сотрудничать с нами на протяжении длительного времени. В первую очередь это люди, которые уже с нами работали: известный композитор Ким Брейбург (он запишет на нашей студии новую песню, которая будет исполняться дуэтом с Русланом Алехно), украинский автор Александр Пономарев, серб Желька Эксимович, написавший очень много песен для балканских и европейских исполнителей. К слову, эти песни были хорошо приняты на «Евровидении».

- Вы осознаете ответственность, которую накладывает название PR -кампании на «лицо Беларуси» ?

- Конечно. Но мне кажется, что все, что мы делали ранее, до утверждения программы «Ирина Дорофеева - лицо Беларуси», укладывается в эту концепцию. Единственное, что сейчас на нас возлагают больше надежд - мы не опустим планку, будем и впредь демонстрировать европейский уровень. Но, к нашему счастью, мы неоднократно бывали в Европе и всегда были замечены: у нас раньше были предложения о сотрудничестве, но они, как правило, сводились к тому, что нам нужно бросить Минск, приехать и жить там. Сейчас у нас появилась возможность этого не делать и при этом часто бывать за рубежом и работать на том же уровне, на котором работают исполнители в России, на Украине, в Польше, в странах Балтии.

- Вы не опасаетесь упреков в нескромности: мол, избрали себя лицом?

- А разве мы себя избрали? Нам предложили им стать. А вообще, к этому стремятся все исполнители. Другое дело, что у кого-то больше для этого возможностей (я имею в виду творческих), а у кого-то меньше.

- Как сама Ирина восприняла новость?

- (телефонную трубку берет Ирина Дорофеева). Позитивно. Ведь раньше всегда получалось так, что когда мы готовили что-то сногсшибательное, нам всегда не хватало дополнительного PR внутри своей страны: вроде бы съездил куда-то, добился признания, но все это почему-то остается незамеченным в рамках твоей страны. Хотелось бы, чтобы все, что мы делали на протяжении этих тринадцати лет, стало заметным и явным. Это дало бы и нам, и всей белорусской эстраде новые возможности.

- За рубежом образ Ирины Дорофеевой будут ассоциировать со страной. По каким чертам - внешним или чертам характера - певица может олицетворять Беларусь?

- Она мягкая, нескандальная, совершенно искренне любит свой народ и свой язык: Ирина с удовольствием поет песни на белорусском языке.

- Когда Россия решила изменить свой облик на внешней арене, она наняла известнейшие PR -агентства. Вы считаете возможным продвижение страны без привлечения специалистов из-за рубежа?

- Время покажет, насколько это возможно. Пока мы попытаемся сделать все своими силами. За исключением выступлений Ирины за пределами республики: тут мы, к сожалению, беспомощны, потому что все рынки защищены, человеку извне проскочить туда невозможно, и нам так или иначе придется сотрудничать с иностранными концертными агентствами.

- Пока Беларусь не имеет суверенного кредитного рейтинга. PR -кампания страны в лице Ирины предполагает мероприятия, которые могут улучшить образ страны в глазах инвесторов?

- Об этой PR -кампании пока еще мало кто знает, она только на старте, но там, где мы провели переговоры о сотрудничестве, инвесторы откликнулись с огромным удовольствием: в частности, Россия и Украина готовы работать и денег за это не просят.

СПРАВКА «БелГазеты». Юрий Савош родился в 1960г. в Минске. Поступил в Белорусский радиотехнический институт, потом перевелся в Московский электротехнический институт связи. Работал в оркестре Минобороны. Был директором ансамбля «Верасы». Работал директором вокальной группы «Камерата» при Белгосфилармонии и в Государственном концертном оркестре Беларуси. С 1993г. продюсер «Театра песни Ирины Дорофеевой». Женат. Имеет четверых детей.

Беседовала Ася КАЛИТИНА

Олег ТРУСОВ: «ДУМАЮ, ОЧЕНЬ СКОРО ВАМ НЕ ЗАХОЧЕТСЯ ЖИТЬ»

- Как вам новость о том, что PR -кампания «Ирина Дорофеева - лицо Беларуси» одобрена лично президентом?

- Если не говорить конкретно про человека, саму идею я поддерживаю. Потому что лучше уж наша женщина, чем заграничная. Пора уже, как говорят, заменить «замызганных француженок» настоящими белорусскими женщинами. Ведь одно дело - успех наших моделей за рубежом, а другое - их лица в нашей рекламе. До этого мы видели каких хочешь женщин, из каких угодно стран, но только не белорусок.

- Какие женщины могут считаться лицом Беларуси?

- В начале ХХ в. таковой была Элоиза Пашкевич (Тетка). Она была очень красивой женщиной, ее изображения печатали в начале книги. Другой такой женщиной была Магдалена Радзивилл. Я и теперь бы печатал их на всех биллбордах. Из тех, кто ближе к нам по времени, я назвал бы Стефанию Станюту. Она имеет полное право считаться одной из самых красивых женщин Беларуси. На сегодняшний день это, конечно, Зинаида Бондаренко. Я бы вместо Дорофеевой ту же Зинаиду Бондаренко всюду печатал, и было бы не хуже.

Я не знаю, какую там красоту нашли в облике Дорофеевой. Как мужчина я от нее не в восторге. Что такое красота? Когда человек красив своим умом, это во всем проявляется - в глазах, в улыбке. Иначе это сексапильность, но не красота. Одно дело - девушка на страницах эротического журнала, совсем другой вариант - на открытии музейной экспозиции. Но сам факт, что официально вернулись к белорускам, - это хорошо, и давно следовало так сделать.

- Как вам творчество Дорофеевой?

- По большему счету, я могу сказать, что знаком с ним. Но и творчеством ее не сильно восхищаюсь. Да, среднего уровня певица, хотя образование у нее профессиональное. Дорофеева, Смолова - всем этим девушкам не хватает в первую очередь белорусскости. Особенно Смоловой. Они не понимают, что, если ты хочешь стать известной, ты в первую очередь должна петь на белорусском языке. И проповедовать Беларусь.

Вот Колдун мне очень понравился. Приехав, он дал патриотическое интервью, сказал, что «я Беларусь на Россию не променяю». Его брат заявил, что по-белорусски будет петь на «Славянском базаре». Эти парни, в отличие от Алехно, уже начали понимать, что они все-таки певцы Республики Беларусь, а не какой-то там российской области.

Девушки же, в особенности Смолова, не понимают. Ну Дорофеева немножко больше понимает. У нее и белорусских песен больше. Но, конечно, она не дотягивает. Я читал ее многие интервью - непонятно, чья она певица.

В любом случае, есть актриса Светлана Зеленковская, которую где только не печатали, даже в эротических журналах. Она фактически уже заняла то место - «лицо Беларуси» - без всякого президента. Она более красивая, чем Дорофеева или Смолова. И по интеллекту им далеко до нее.

- Это не странно, что именно поп-певица «назначается» символом страны?

- Символ не назначается. Никто Стефанию Станюту символом БССР не назначал. Никто не делал это с Магдаленой Радзивилл, Зинаидой Бондаренко или Элоизой Пашкевич. Так сложилось. Невозможно назначить символ. Другое дело, что сейчас у нашей власти наблюдается некое похмелье после всех этих интеграций с Россией, когда стало очевидно, что дело дрянь, и никакого «брака» не будет. Теперь они начинают потихоньку возвращаться к своим истокам. По своему пониманию, примитивно, но возвращаться.

Сначала Лукашенко высказался, чтобы не было этих «француженок». Хоть это и вульгарно, но, в принципе, правильно. Каждая страна должна пропагандировать и поддерживать своих женщин.

Власть начала проявлять внимание, но делает это все как-то по-колхозному, не понимая, что нельзя назначить кого-то лицом страны, символом. Можно, конечно, портретов напечатать и повесить повсюду, но люди этого могут не воспринять, и девушка, выбранная «лицом страны», может стать всеобщим посмешищем. Тут вообще человека можно довести до психологического стресса. Только представьте себе, что ваше лицо без вашего разрешения висит на всех заборах. Думаю, очень скоро вам не захочется жить.

- В первой половине ХХ в. символами Беларуси считались поэты. Теперь поэтов вытеснили поп-звезды?

- Нет. Они начинают достигать уровня поэтов. В советское время белорусской эстрады не было, пока не появились «Песняры». Ее просто не было. Была советская эстрада, был Утесов, Бюль-Бюль оглы. Наших певцов было очень мало. Евдокимов разве что. А певиц союзного уровня и вовсе не было. Была среди «Песняров» одна женщина, но она недолго продержалась, уже не помню ее фамилию.

Только во время независимой Беларуси появилась собственная шоу-продукция. Начали появляться певицы, которых знают даже за пределами Беларуси. Агурбаш, например. Кстати, она довольно фотогеничная. И если уж выбирать между Агурбаш и Дорофеевой, то, мне кажется, Анжелика лучше раскручена, больше сделала для Беларуси и песни про «Пагоню» пела. И сейчас она остается патриоткой Беларуси: где только можно подчеркивает, что паспорт не поменяет - была белоруской, белоруской и останется. От Дорофеевой такого я не слышал.

- Почему при том внимании к звездам спорта, которое есть в Беларуси, решили выбирать «лицо страны» среди артисток?

- Это связано, наверное, с внешностью. Лица артистов все-таки более фотогеничные. Задача спортсмена не быть красивым, а достигать результатов и побеждать. Ну и пока среди наших спортсменок найти фотогеничную девушку труднее, чем среди артисток. Часто в спорт идут не очень красивые девушки. Каждый реализовывается исходя из того, что бог ему дал. Если бог не дал красоты, значит, дал силу, и она ядро толкает.

- Если говорить о мужчинах-символах - кто может им стать?

- Если брать поэтов, девушкам очень нравится Андрей Ходанович, они аж пищат на его выступлениях. Тот же Владимир Орлов - многие девушки пишут ему записки, мол, «давайте встретимся». С мужчинами проще. Мужчины у нас более раскручены. Мулявин был символом Беларуси во времена моей молодости. Усы мулявинские носили по всему Союзу. И прически, как у «Песняров». Женщины только сейчас, во время независимой Беларуси, начали себя проявлять.

- Достаточно ли Беларусь делает для того, чтобы формировать позитивный образ страны за рубежом?

- Она очень успешно формирует свой негативный имидж. Это можно даже в Книгу рекордов Гиннесса занести: такого негативного имиджа в Европе никто, кажется, такими темпами не создал. С другой стороны, лучше негативный, чем никакой. Пусть про нас говорят плохое, чем вообще не говорят. Это закон PR. И, в принципе, тут нашей власти можно выставить 10 баллов по 10-балльной системе. Потому что поменять минус на плюс очень легко. Благодаря власти, все знают, что есть Беларусь, что Беларусь - это не Россия. Правда, имидж в основном негативный. Но он есть! Власть этого, может, и сама не хотела, но так получилось. За это ей спасибо.

СПРАВКА «БелГазеты». Олег Трусов родился в 1954г. в Могилевской области. Окончил исторический факультет БГУ. Кандидат исторических наук, доцент. Автор более 150 научных публикаций. Депутат Верховного Совета (1990-96гг.). Женат, имеет дочь и внучку.

Беседовал Борис КАЛАШНИКОВ
Добавить комментарий
Проверочный код