Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (590) 21 мая 2007 г. Экономика

Повысили ценник

21.05.2007
а покупателей нет

Отдел экономики

Согласно указу президента N213 «О некоторых вопросах передачи земельных участков в частную собственность граждан РБ» за приватизацию земли придется платить не по нормативной, а по кадастровой стоимости. Однако реального стимула получения таким образом земли в собственность у граждан не появилось.

Указ устанавливает, что после его принятия земельные участки передаются из государственной в частную собственность граждан РБ по кадастровой стоимости. Исключения составляют участки, которые передаются по льготной цене и по результатам аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Как сообщает пресс-служба президента, принцип передачи земельных участков в частную собственность граждан Беларуси по кадастровой стоимости является справедливым и экономически обоснованным, поскольку государство будет получать компенсацию за улучшение земель (строительство дорог, инженерной инфраструктуры и др.). «Передача земельных участков в частную собственность граждан по кадастровой стоимости будет способствовать развитию населенных пунктов, эффективному использованию земель, искоренению спекуляции земельными участками», - подчеркивается в сообщении.

До принятия этого документа, в соответствии с действующим земельным кодексом, при приобретении земельных участков в частную собственность белорусские граждане платили за землю из расчета льготной или нормативной цены. В частности, льготная цена применялась для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для строительства или обслуживания жилого дома. Также по льготной цене до 1 января 2000г. земельные участки выкупали граждане, получившие их во владение и пользование до 16 июня 1993г.

Нормативная цена применялась в остальных случаях, когда земельные участки приобретались гражданами в частную собственность. Однако нормативные цены на земельные участки не отражали их реальной стоимости. Как отмечается в сообщении пресс-службы, «они не учитывали в должной мере месторасположения земельного участка и наличия инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры». Поэтому с начала года передача земельных участков из государственной в частную собственность по нормативным ценам прекратилась, а с принятием указа N213 в расчетах будет применяться кадастровая стоимость земель.

НОРМА ПО КАДАСТРУ

Для кадастровой оценки земель Госкомитету по имуществу (тогда еще Госкомзему) потребовалось почти три года - с 2003г. по 2005г. За это время были оценены земли населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства. Результаты кадастровой оценки земель, утвержденные в установленном порядке, в разы отличались от действующих нормативных цен.

К примеру, в Минске нормативная цена земельных участков составляет $209 за сотку, а кадастровая стоимость - в среднем $2357. При этом кадастровая стоимость изменяется в зависимости от месторасположения участка и наличия развитой инфраструктуры - от $1067 до $6930 за сотку. Например, в районе ул.Рафиева, Голодеда сотка столичной земли по кадастру будет стоить около $1300, ул. Маяковского - $3600, ул. Волгоградской - $6900.

В сельских населенных пунктах нормативная цена земельных участков изменяется в зависимости от типа почв и вида земель от $1,2 до $477 за одну сотку, а кадастровая стоимость колеблется от $1 тыс. до $3907. Например, в Минском районе, в поселке Боровляны сотка земли будет стоить $710-2500, а в деревне Юзуфово - $130-390.

Таким образом, теперь при выкупе в частную собственность стандартного участка в 15 соток в Боровлянах хозяин, который владеет им, к примеру по праву пожизненного наследуемого владения, вынужден будет заплатить государству от $10,65 тыс. до $37,5 тыс.

Между тем эксперты рынка недвижимости отмечают, что никакой экономической целесообразности для подобных трат у белорусских граждан в настоящее время нет: сделки по купле-продаже участков без строений с 2007г. запрещены, а для сделок по купле-продаже загородных домов владеть землей на правах частной собственности совсем необязательно.

ДОРОГОЕ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Благодаря принятым в прошлом году нескольким президентским указам, регламентирующим права и обязанности владельцев земельных участков, ныне такой сегмент рынка недвижимости, как земельные участки, находится в стадии стагнации со скорой перспективой практически полного исчезновения. Согласно п. 1.6 указа N58, с 2007г. продать земельный участок без готового (или в установленном порядке законсервированного) строения стало нельзя. Более того, за длительное неосвоение участка, взятого в свое время под строительство жилого дома, земля у нерадивого хозяина будет изыматься по предписанию суда. В результате весь прошлый год владельцы пустующих участков и долгостроев старались успеть выгодно продать свою недвижимость, а те, кто не успел, вынуждены доводить до конца начатые дома или продавать законсервированные объекты. При этом новые участки сельсоветы практически не выделяют. А значит, в ближайшем будущем на рынок могут поступить лишь те участки, которые были изъяты по нормам 58-го указа, однако они будут реализовываться с аукционов.

Между тем прошлогодние изменения в законодательстве стимулировали застройку пустующих участков: осознав угрозу потери дорогостоящей земли, люди действительно стали строиться. Но, рассчитывая на то, что применение более высокой кадастровой цены в расчетах за приобретение права частной собственности на землю позволит наполнить бюджет, разработчики указа N213 ошиблись.

Новые законы никак не повлияли на возможности граждан распоряжаться своим имуществом. В частности, ст. 55 земельного кодекса говорит о том, что при продаже объекта недвижимости (в нашем случае - загородного дома) и, соответственно, при переходе права собственности на него к новому владельцу к нему же одновременно переходят права на земельный участок, на котором этот дом расположен. «К примеру, я живу за городом и владею участком на правах пожизненного наследуемого владения. В такой ситуации мне просто незачем выкупать у государства права собственности на участок, на котором стоит мой дом, - заявил «БелГазете» эксперт, пожелавший остаться неназванным. - Купить или продать его можно и без этого». Смысл в выкупе права частной собственности на землю появился бы, если бы в стране земельные отношения регулировал рынок и участки были в обороте.

Если исходить из действующего законодательства и здравого смысла, нововведение не заставит граждан выкупать землю в собственность для использования земельных участков в качестве залога. Кадастровая оценка действительно повышает ценность земли, что позволяет заемщику рассчитывать на большую сумму, однако и в этом случае обладать частной собственностью на участок необязательно. В Беларуси предпринимаются меры по развитию ипотеки, и некоторые банки получили разрешение принимать в залог земельные участки. При этом, как пояснили «БелГазете», все строения, расположенные на таком участке, также должны оформляться в залог. В этой связи логично предположить, что частному домовладельцу проще передать банку в качестве залога собственный дом, а участок оформить в залог с согласия владельца, органа местной власти. Ведь если гражданин решился заложить дом - самое ценное, что у него есть, вряд ли у него найдутся лишние деньги, чтобы перед этим выкупить право собственности на участок.

СПРАВКА «БелГазеты». Действующее законодательство определяет пять прав на землю - право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, временного пользования и аренды. В конце 2006г. парламент принял в первом чтении новую редакцию Кодекса о земле, где планируется сократить количество прав до двух - собственности и аренды, а право пожизненного наследуемого владения может предоставляться только гражданам Беларуси, проживающим в сельской местности, для строительства жилого дома и обслуживания приусадебного участка.
Добавить комментарий
Проверочный код