Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (590) 21 мая 2007 г. Экономика

Стерилизация без собственного желания

21.05.2007
платных медуслуг и медицинского страхования

Виктор ХОМЯРЧУК

Распространенная информация прокуратуры республики о приостановлении оказания платных медуслуг в госучреждениях здравоохранения вызвала большой интерес как у здоровых, так и у больных граждан. Неизвестно, описано ли это соответствующим экономическим законом, но история последних десятилетий показывает, что если что-то платное вдруг становится бесплатным, то здесь таится некий большой подвох.

По поводу платных услуг в рамках бесплатной медицины у несведущего человека возникает резонный вопрос: а почему, собственно, госбольницы и поликлиники, финансируемые налогоплательщиками, должны им же оказывать какие-либо услуги за деньги? Но этот вопрос, скорее, риторический. В ближайшие годы частная медицина составит конкуренцию государственной разве что по оформлению интерьеров и красоте девушек в рецепции. Врачи в частных медцентрах, в сущности, не работают, а подрабатывают, их основное место работы - в госмедицине. И покрывают эти центры не более 10% медуслуг по стране. Несколько лет назад было немало проектов инвестиций в строительство частных медучреждений, в т.ч. больниц, но после известных наездов на «Нордин» и «Экомедсервис» прыти у инвесторов поубавилось.

С другой стороны, возможности бесплатной медицины не безграничны, и никакое увеличение бюджетных расходов на здравоохранение ситуацию не улучшит. Рост стоимости оборудования и лекарств далеко опережает возможности бюджетного финансирования во всем мире, и это факт. Любая же административная оптимизация бюджетных расходов на медицину только увеличивает длину очередей.

То, что бесплатной медицины на всех не хватает уже сейчас, понимают все, кроме, пожалуй, тех государственных мужей, которые на протяжении уже второго десятка лет с этим фактом никак смириться не могут. Может, потому, что в силу своей должности они пользуются медуслугами самого высокого уровня бесплатно.

Тем не менее, объективно оценив ситуацию, правительство еще десять лет назад утвердило перечень платных медуслуг, оказываемых госорганизациями здравоохранения, в определенной степени перенаправив финансовые потоки из кармана врача в кассу медучреждения. В течение последующих пяти лет этот перечень расширялся и в конечном счете охватил более 50 позиций, которые тем не менее не затрагивали т.н. минимальные социальные стандарты в области здравоохранения, утвержденные тем же правительством. В прошлом году бюджетная обеспеченность расходов на здравоохранение в расчете на одного белоруса составила Br330 тыс. Сумма, вроде и немаленькая, но это с точки зрения здорового человека.

В понимании Минздрава платная медуслуга - это нечто за пределами гарантированного государством минимума. В пределах же этого минимума никто стоимость медуслуг в Минздраве не рассчитывал, - может быть, потому, что по Конституции эти услуги бесплатны. Бесплатны-то они для пациентов, но не для государства. Если отвлечься от игры в дефиниции, то любая медуслуга оплачивается - или бюджетом, или пациентом, или страховщиком. Потому что там, где появляется платная медицина, возникает и медицинское страхование. По существу, медицинское страхование является всего лишь наиболее щадящей формой оплаты медуслуг, адекватной реальной экономической ситуации. Поэтому прямая оплата пациентом медуслуг в мире не практикуется - страхование обходится дешевле. Оставим досужие разговоры об обязательном медицинском страховании - эта идея канцлера Бисмарка прижилась, пожалуй, лишь в Германии, да и там с этим делом нынче большие проблемы.

На разных этапах развития отечественного страхового рынка добровольное медицинское страхование обретало разные формы, порой даже самые уродливые. Последние, кстати, с благословения Минздрава. Речь идет о т.н. возвратном, или депозитном медицинском страховании, при котором взнос составлял до 80% от страховой суммы. Провалившийся страховой эксперимент Минздрава был первым и последним всплеском интереса этого ведомства к теме медицинского страхования. И это не случайно. Активизация страховой медицины стимулирует медучреждения к самостоятельному зарабатыванию денег, что и насторожило чиновников Минздрава: а вдруг урежут бюджетные ассигнования? С одной стороны, каждый человек, получивший медуслугу за деньги, как бы высвобождал свою «бюджетную обеспеченность» в пользу малоимущих граждан, и это вроде бы хорошо. С другой же - где гарантия того, что ретивый Минфин не подрежет финансирование, и на что тогда содержать аппарат?

Как ни странно, спрос на платные услуги рос, и главными потребителями последних были далеко не самые богатые граждане республики. В 2002г. даже появился разработанный по поручению правительства проект президентского указа о добровольном медицинском страховании. Примерно в то же время президент поставил задачу перехода государственных медучреждений на частичную самоокупаемость. Это значит, что как минимум каждая медуслуга, будь то укол в мягкое место или же сложное шунтирование сердечного клапана, должна иметь цену. И не факт, что эта цена в разных больницах будет одинакова. Появляется реальный механизм конкуренции между медучреждениями.

При чем здесь страхование? Да при том, что оплачивать эту услугу и оценивать ее качество будет или сам пациент, или страховая компания. А они не заинтересованы платить лишнее. Появление нового контролера в лице страховой компании Минздрав никак не устраивало. Это ведомство не занималось расчетом не то что цены, но даже себестоимости медуслуги. Да и не было у него желания оптимизировать расходование бюджетных средств хотя бы через механизм медицинского страхования.

И Минздрав пошел в наступление. Сначала были расторгнуты договоры государственных медучреждений со страховыми компаниями, потом в ход пошла тяжелая артиллерия - Конституционный суд признал постановления правительства о платных видах медпомощи противоречащими Основному закону. Но поскольку к тому времени эти документы предусмотрительно были отменены самим же правительством, дело было прекращено. На нет и суда нет. Даже Конституционного. Что-то в пресловутом перечне платных услуг осталось - типа косметологических услуг и стерилизации по желанию пациента.

К 2005г., казалось, был поставлен жирный крест как на медуслугах, оказываемых за плату, так и на добровольном медицинском страховании. Неожиданно для всех правительство утвердило концепцию развития добровольного медицинского страхования, многострадальный проект которой болтался по высоким кабинетам четыре года. Рыночная риторика концепции воплотилась несколько своеобразно: только при условии страхования в «Белгосстрахе» корпоративные клиенты могли относить взносы по медицинскому страхованию своих работников на себестоимость. И лишь в том случае, если медуслуги (согласно перечню) оказывались государственными медучреждениями.

Поскольку далеко не все пациенты нуждались в стерилизации по желанию, а желали получить любую услугу качественно и быстро и готовы были за это платить, очень скоро госмедицина подстроилась под новый порядок. Где легально, где полулегально, а где и совсем нелегально.

Вот, собственно, и закономерный исход - платные медуслуги приостановили по причине злоупотреблений, которые просто не могли не возникнуть. Надолго ли? Во всяком случае, никаких намерений решить этот вопрос на государственном уровне «социально-ориентированными рыночными методами» не просматривается. А это значит, что пациенты будут платить врачам «в черную», врачей будут «ловить на горячем», показательно судить и… Восторжествует порядок и справедливость! Но по существу ничего не изменится, разве что «черный» ценник вырастет.

Если услуга стоит денег и выстраивается очередь желающих эти деньги заплатить, лишь бы не мытариться в очередях (можно ведь и не дожить), всегда найдутся способы эти деньги оприходовать. А значит, найдется работа и для врачей, и для прокуратуры.
Добавить комментарий
Проверочный код