Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (590) 21 мая 2007 г. Экономика

Страна накормленных энтузиастов

21.05.2007
Опасно даже незначительное падение уровня жизни

Ярослав РОМАНЧУК

В 2006г. белорусские семьи жили так, как будто страна уже перестала быть переходной и построила развитой социализм. Емкость потребительского рынка домашних хозяйств составила $14,5 млрд., увеличившись за год на 19,8%. Убедительным доказательством роста благосостояния является то, что в целом по стране 43% домашних хозяйств имеют автомобили (годом раньше таких было 40,9%, а в 2004г. - 37,9%). Рост доходов явно снизил порог финансовой осторожности семей - они стали тратить больше на то, что в советские времена считалось признаком зажиточности и благосостояния.

В минувшем году едва ли не все семьи обновили свой гардероб и не жалели денег на предметы личной гигиены. На строительство и покупку недвижимости тратили деньги 6,9% семей (в 2004г. - 4,5%). При падении популярности покупки инвалюты (17,9% семей в 2006г. по сравнению с 25% в 2004г.) резко выросла популярность банковских депозитов. Сегодня более половины домашних хозяйств имеет вклады (53,3%), в то время как в 2005г. их было 45%, а в 2004г. - всего 36,5%. В прошлом году люди увеличивали ежемесячные суммы вкладов на 41%. Рост зарплат и пенсий привел к интенсификации перераспределения доходов среди родственников. Такие траты в своих бюджетах в 2006г. имели 70% семей. Семейная взаимопомощь обходилась семьям в $23,5 - на 28,4% больше, чем в 2005г.; 70% семей утверждает, что помогает родственникам, а в получении денежных доходов от них признаются лишь 47,7%. Остальные 22,3% получают помощь в натуральном выражении.

Граждане заметно лучше стали питаться, больше тратить на здравоохранение и связь. Государство, безусловно, способствовало потребительскому буму, продолжая существенно ограничивать рост расходов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Впервые за последние пять лет их доля в потребительских расходах снизилась до 8,8% (для сравнения: в 2003г., когда доходы были существенно ниже, доля расходов на ЖКУ составляла 11,1%). В 2006г. расходы на ЖКУ составили $28,7 в месяц - на 17,6% больше, чем в 2005г., при значительно более высоких темпах роста зарплаты и других денежных доходов. Даже удвоение этой суммы не позволит домашним хозяйствам полностью покрывать затраты на производство ЖКУ. Поэтому при адаптации экономки страны к новой энергетической и торговой реальности эта статья расходов является одной из самых рискованных.

Сегодня груз перекрестного субсидирования ЖКУ в размере $1-1,5 млрд. продолжают нести предприятия. В 2006г. при льготных ценах на газ и прекрасном нефтяном раскладе платить за население было не так накладно, но в 2007г. ситуация резко изменилась. Правительство вынуждено будет либо высокими тарифами на газ, электро- и тепловую энергию «похоронить» немалую часть бизнеса, либо существенно скорректировать потребительский энтузиазм семей.

ОТ ПУЗА

В 2006г. среднее домашнее хозяйство страны тратило на продукты питания $131,2 в месяц (на 16,3% больше, чем в 2005г.; для сравнения: в 2004г. семья покупала продуктов питания только на $87). Стали больше покупать более качественные мясные и молочные продукты, рыбу и различные продовольственные изыски. В итоге сегодняшнее продуктовое изобилие и немыслимые по меркам 90-х гг. официальные зарплаты воспринимаются как безоговорочные завоевания белорусского социализма.

Продовольственному бизнесу от этого всего живется весьма неплохо. Емкость рынка продуктов питания за прошедший год увеличилась на 15,9%, а по сравнению с 2004г. - на 50,3%. В этом году население, по прогнозам, на еду потратит более $6 млрд., но при открытой конкуренции в этом сегменте население могло бы экономить на покупке такого же объема продовольствия до 30%. В структуре потребительских расходов продукты питания составляют 40,2%, в то время как в США этот показатель - менее 9%, а в странах ЕС - менее 15%.

Рост доходов позволяет все большему числу белорусов посещать кафе и рестораны. В 2006г. таких семей было 47,6% (в 2005г. - 48,2%, в 2004г. - 45,7%). Судя по деньгам, которые они там тратят, питание вне дома все еще входит в категорию «роскошь». В 2006г. доля расходов на эти цели составила 2,1% потребительских расходов, что примерно соответствует уровню предыдущих лет. Тем не менее тратить на питание вне дома стали заметно больше: в 2006г. - $14,5 в месяц, или на 20,8% больше, чем годом раньше. Если судить только по расходам домашних хозяйств, в 2006г. рынок питания вне дома превысил $300 млн., а с учетом туристов, коммерческих организаций и корректировки на теневой оборот он явно более $500 млн. и остается сильно недокапитализированным и недоразвитым.

Беларусь по-прежнему «не просыхает»: 82,2% семей тратили почти $10 в месяц на алкоголь (на 18% больше, чем в 2005г.). По мере роста доходов люди предпочитают покупать спиртное в магазинах, но с учетом самогоноварения емкость внутреннего рынка спиртных напитков в стране явно превышает $500 млн. в год.

Белорусы остаются консервативными и в потреблении табачных изделий. Запрет рекламы на ТВ, жесткие правила их продажи не влияют на количество курящих. В 2006г. табачные изделия покупали 48,8% домашних хозяйств, практически столько, сколько и в предыдущие годы (49% - в 2005г.). Ежемесячные затраты составили $9,1 - на 11% больше, чем в 2005г. Годовая емкость внутреннего рынка табачных изделий превысила $200 млн.

ПРИОДЕТЬСЯ И ПРИПУДРИТЬСЯ

В 2006г. 94,1% домашних хозяйств тратили деньги на одежду и 91,1% на обувь. Средняя семья тратила на одежду $21 (на 19,3% больше, чем в 2005г.) Не бог весть какие деньги, поэтому реально потраченные суммы нужно как минимум удвоить. Трудно себе представить обновку за $20 долларов, но это на 51% больше, чем в 2004г. В 2006г. с учетом всех потоков объем данного сегмента потребительского рынка впервые в истории страны превысил $1 млрд.

Имели поводы для радости и операторы обувного рынка: $11 в месяц на семью на обновление обуви - смешная сумма, тем не менее она 22,2% больше, чем в 2005г. В итоге емкость обувного рынка страны в 2006г. увеличилась до $490 млн. (на 22%).

Поев и приодевшись, граждане стали больше внимания уделять личной гигиене. Уже никого не удивишь духами и дезодорантами, в основном, правда, контрафактными - 95,1% семей тратили в месяц по $7,2 на чистоту и красоту тела (на 22% больше, чем в 2005г.) На такие деньги оригинальный продукт для каждого члена семьи не купишь, но на отечественный крем, зубную пасту и туалетную бумагу наверняка хватит. Очевидно, белорусы не видят большой потребности в существенном улучшении параметров личной гигиены, потому что доля затрат на эти нужды практически не меняется.

Полагаясь на бесплатную медицину, семьи лишь в крайних случаях прибегают к услугам платной медицины и покупке лекарств. На эти нужды семья тратила $9,2 в месяц (на 24,3% больше, чем в 2005). На болеутоляющее или простые антибиотики хватает, а остальное сами лечим. Емкость рынка товаров и услуг здравоохранения выросла на 25%. И это далеко не предел.

СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И НОРМА ЖИЗНИ

Поскольку почти половина населения едва ли готова пересесть на общественный транспорт, расходы на содержание личного транспорта все больше становятся неэластичными, т.е. при падении доходов большинство семей скорее откажется от других расходов, чем от поездок на автомобиле. Поэтому призывы правительства затянуть пояса и ограничить потребление вызовет раздражение в первую очередь у этой группы населения - это 1,6 млн. семей, или 3-3,3 млн. электората.

За 2006г. расходы на содержание личного транспорта превысили $500 млн. в год, увеличившись на 28,9%. Средняя семья тратила чуть более $26. При неизбежном росте цен на топливо и услуги по обслуживанию транспорта, семьи вынуждены будут тратить больше, тем более что подавляющее большинство автопарка - далеко не новые машины. Поэтому емкость этого сегмента рынка в $500 млн. будет уверенно расти и при удачном стечении обстоятельств к 2010г. может удвоиться.

Белорусы очень активно пользуются средствами связи: 92,4% семей тратили в месяц на эти услуги по $14,3 в месяц (на 41,6% больше, чем годом ранее; доля этих расходов выросла с 2,4% в 2004г. до 4% в 2006г.; с 2004г. емкость этого рынка удвоилась). При такой динамике проникновения Интернета и сотовой связи через три года объем продаж услуг связи может составить более $1 млрд. Однако из-за монополистической практики «Белтелекома» в предоставлении услуг и олигополии на рынке сотовой связи население явно переплачивает за эти услуги.

БЕЗ МОБИЛЫ - НА ПЕЛЬМЕНИ?

В ситуации, когда правительство не может внятно сформулировать свою политику на ближайшие два года, семьи не в состоянии адекватно скорректировать расходы. Очевидно, что расходы на общественный транспорт, ЖКУ, содержание личного транспорта, услуги здравоохранения, образования с высокой вероятностью будут расти. Сегодня трудно назвать некие абсолютные цифры - неизвестны ни параметры налоговой политики, ни параметры конкурентной среды, ни будущая торговая политика и качество делового климата. Однако существующая иждивенческо-номенклатурная модель не сможет поддерживать свою стабильность без повышения цен и тарифов на весьма чувствительные для населения товары и услуги.

Поскольку власти уже привили людям вкус к красивой жизни, зачастую за чужой счет, то даже незначительное падение уровня жизни может вызвать социальное и политическое недовольство. В начале 90-х люди выходили на площадь из-за продуктового, табачного и водочного дефицита. Сегодня переход на более дешевые продукты питания, нормирование автомобильных поездок и разговоров по сотовой связи, отказ от косметического ремонта квартиры и обновок одежды вкупе с существенно более высокими счетами за ЖКУ может спровоцировать явное недовольство в электоральной среде. Особенно при замораживании зарплат и пенсий и нынешнем качестве делового климата.

В первой половине 2007г. правительство пока не решилось существенно ухудшить материальное положение семей. Тенденции последних четырех лет по доходам и расходам пока сохраняются. Правительство может выиграть еще полгода за счет увеличения финансового бремени на предприятия, но в 2008г. белорусские семьи вынуждены будут начать адаптацию к новой экономической политике. Лакмусовая бумажка начала таких процессов - динамика вкладов и сбережений населения, а также затраты на ЖКУ.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код