Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№20 (590) 21 мая 2007 г. Экономика

Будут хищать

21.05.2007
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

После того как концерн «Белнефтехим» во исполнение распоряжения правительства 14 мая поднял (второй раз с начала года) на 5% цены на нефтепродукты, население республики лишний раз убедилось в верности белорусского руководства своему слову.

Как и следовало ожидать, падение темпов развития экономики не стало самым большим несчастьем для Беларуси в 2007г. Темпы прироста ВВП за январь-апрель как раз-таки выглядят очень неплохо - 8,7%. Куда большую неприятность для обывателя представляет частота, с которой власти объявляют об очередном повышении «свободных» цен на бензин. Оба предположения, высказанные «БелГазетой» еще в декабре 2006г., оказались куда точнее прогнозов правительства и руководства концерна «Белнефтехим», божившегося, что в текущем году цены на нефтепродукты не вырастут более чем на 5%.

В начале года вице-премьер Андрей Кобяков сказал, как отрезал: «Рост внутренних цен на нефтепродукты в Беларуси, несмотря на изменение условий поставки российской нефти, в 2007г. не превысит прогнозного уровня инфляции - 6-8%». Ему вторил зампред «Белнефтехима» Михаил Осипенко: «На 5% планируем поднять цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, и, если не случится форс-мажорных обстоятельств до конца года, цены трогать не будем». Прошло четыре месяца как цены на бензин уже «тронули». Выходит, с ценами (а заодно и со всеми потребителями автомобильного топлива) обошлись, как c девушкой, на которой в случае чего обещали жениться.

Повышение цен произошло в соответствии с указом президента от 19 мая 1999г. «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)» и в связи с ростом цены на нефть после введения вывозной таможенной пошлины Россией с января т.г. Видимо, указ, датированный прошлым веком, и пресловутая российская пошлина и есть то самое «форс-мажорное» обстоятельство, на которое контора, монопольно устанавливающая рынку «свободные цены», будет ссылаться вечно, как на чуму, поразившую Европу в средневековье, перед тем как вновь вздуть цены.

Под этим соусом только в декабре 2006г. цены увеличились (в два приема) на 8,6%. И еще на 9,8% - с начала 2007г. В общей сложности за последние полгода темп прироста розничных цен составил почти 20%, и его скорость, согласно данным статистики, нарастает, в то время как средняя цена импортируемой нефти возросла по сравнению с прошлым годом на 15%. Но снизились и средние экспортные цены на белорусские нефтепродукты - на 2,5-3%. Вот правительство и покрывает убытки НПЗ за счет внутренних потребителей без оглядки на обещания. Бюджет же страны от увеличения экспортных пошлин остался только в выигрыше. Объем получаемых бюджетных доходов еще быстрее пошел в гору, после того как 1 марта акцизы на нефтепродукты были вновь повышены в 2,4 раза.

После этого дискуссию о путях реформирования белорусской экономики можно считать завершенной. Руководство страны решило не искушать себя структурными реформами и отдать предпочтение восстановлению оффшора или условий по бесперебойному функционированию временно прохудившегося старого аппарата по перегонке нефти. Разница лишь в том, что теперь (в отличие от прошлого года) правительство за счет налогоплательщиков ублажает российских поставщиков и отечественные НПЗ, регулярно повышая им размер премии за каждую тонну переработанной нефти.

Но к вершинам подлинного экономического иезуитства правительство подошло, когда первый вице-премьер Владимир Семашко объявил о том, что Беларусь борется за украинский рынок нефтепродуктов. За рынок страны, где потребители имеют возможность выбирать цены, поскольку те отличаются по областям и формируются естественным рыночным образом, т.е. не устанавливаются монопольно и централизованно. Благодаря этому на Украине за бензин марки А-92 потребитель платит в среднем $0,76 и $0,81 за А-95, а не $0,9 и $1,03, как в РБ.

Видимо, решив увеличить объем предложения нефтепродуктов на Украине настолько, чтобы у соседей бензин стоил бы еще меньше, нежели сегодня, Семашко совсем упустил из виду, что он выполняет обязанности первого вице-премьера белорусского, а не украинского правительства. И это правильно: за белорусский крепостной рынок, где потребитель съест все по ценам, установленным Совмином, бороться нет никакого смысла.

По словам Семашко, «логистика и минимальные транспортные затраты делают наши нефтепродукты конкурентоспособными на украинском рынке». Выходит, без акцизов белорусский бензин не так уж и дорог, что вполне естественно для страны, покупающей российскую нефть с учетом экспортной пошлины, которая почти на $150 за 1 т ниже, чем при импорте на Украину. Зато унифицированные белорусско-российские экспортные пошлины позволяют рассчитывать на дополнительный бюджетный доход при продаже белорусских нефтепродуктов через украинские бензоколонки. Эта схема позволяет бесстыдно продавать своим потребителям бензин всего лишь на 23,3% дешевле, чем в Швейцарии, где средняя зарплата в 14 раз выше, чем в Беларуси. При этом правительство не сильно рискует, справедливо полагая, что спрос на бензин практически не изменяется в зависимости от роста цен. Но кое-что в этом случае все-таки происходит.

Так, по данным исследования бизнес-школы университета Флориды, опубликованным в The Washington Profile, 60% опрошенных сообщили, что из-за роста цен на бензин они вынуждены ограничивать другие виды расходов; 26% интервьюируемых признали, что приходится экономить на питании; экономить или вообще отказываться от отопления (кондиционирования) квартир. И в тех компаниях, которые не компенсируют своим служащим повышение расходов на бензин, производительность труда на 12% ниже по сравнению с работниками гуманных компаний. Сотрудники подобных компаний на 20% реже склонны оставаться после работы, если это требуется для процветания их компании, на 25% реже согласны трудиться с «максимальным напряжением». Еще хуже реакция работников в том случае, если они видят, как их начальники приезжают на работу на новых дорогих автомобилях, потребляющих огромное количество бензина.

Эти выводы можно смело распространить и на белорусов, которые вряд ли живут богаче американцев. Разве что белорусские возможности для заправки бензином за казенный счет по-прежнему неизмеримо большие, чем в США.

Вот и прибавится работы государевым контролерам. Если богатому повышают цены на бензин, а бедного лишают льгот, то и те другие будут больше красть. Это закон.
Добавить комментарий
Проверочный код