Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№18 (588) 07 мая 2007 г. Визави

Их песенка спета

07.05.2007
Отгромыхало очередное реалити-шоу

Антон КАШЛИКОВ

№ 18 [588] от 07.05.07 - В минувшую субботу на телеканале ОНТ завершилось грандиозное шоу «Две звезды». Победителям проекта торжественно вручили автомобили, а белорусский зритель наконец-то получил свою порцию реалити-шоу местного разлива. Пусть и сваренного по заграничной технологии. Права на шоу «Две звезды» (оригинальное название Stars on stage ) принадлежат шведской компании Rampfeber, концепция разработана MTV Mastiff. Об особенностях отечественных телешоу корреспондент «БелГазеты» беседовал с участником проекта «Две звезды», резидентом Comedy Club Евгением БУЛКОЙ и доктором филологических наук, театральным критиком Татьяной ОРЛОВОЙ.

Евгений БУЛКА: «ЭТО ПОРОЖДЕНИЕ НАРОДА»

- Каково было вам, ведущему развлекательной программы, участвовать в проекте «Две звезды»?

- Для меня как ведущего это было очень большим испытанием. Были моменты, когда реально дрожали руки. На репетиции ты выдаешь по звуку одно, а когда идет выступление - совсем другое. Для меня это было очень серьезно. Я не воспринимал это как игру. Все профессионалы, которые участвовали в шоу, воспринимали это исключительно как игру, наверное. Хотя Ирина Дорофеева, говорят, даже поплакивала. А участники-непрофессионалы подошли к этому с большим трепетом. Все страсти, которые зрители видели, были абсолютно не постановочными. Люди так чувствовали, и это было все взаправду.

- Одна из читательниц «Комсомолки» написала, что «поставила бы Евгения в одну графу с Мулявиным, Ярмоленко и Ободзинским». Как вы оцениваете свои вокальные данные?

- Это очень смешно, конечно. Профессионально я не пел никогда и вообще думал, что я плохо пою. Когда начинал петь, девушки говорили: давай лучше чай сделай или то, что умеешь… В общем, карьерой певца я вряд ли начну плотно заниматься.

- Насколько выросла ваша популярность после проекта «Две звезды»?

- Сейчас очень часто мне приходится отвечать на вопросы «А где Инна Афанасьева? Почему один пришел? А ты что, сегодня не с Инной?» Спрашивают в клубах, в такси, даже в магазине спрашивали. Мы с Инной были знакомы давно, по легендарному «Сузор’ю надзей», но общаться начали на «Две звезды». Причем от нашего общения я в восторге. Я даже не ожидал, что Инна такая классная. Поначалу я думал: «Блин, попадалово». Она же довольно сильная женщина, причем это проявляется во всем. А потом мы начали общаться…

У нас очень хорошие отношения практически со всеми парами. Мы для себя придумали такую схему, что здесь у нас соревнования не пар между собой, а соревнование пар и жюри: кто кого. И каждый раз, когда кто-то уходил из проекта, было ощущение, что наших бьют. Поэтому конкуренции какой-то не было…

- Но призовых автомобиля только два…

- Ну да, машины своей пока у меня нет. Открою секрет: и не будет. Было принято решение, за которое я очень благодарен нашим продюсерам из Comedy Club : в случае выигрыша машину передать на благотворительность…

- А как вам сами «Две звезды» в ряду последних проектов белорусского телевидения?

- Если сравнивать с тем же «Звездным цирком» или проектом «Танцуют все», то, по отзывам телезрителей, которые мне доводилось слышать, «Две звезды» намного лучше, популярнее. Все нормально. Потому что все говорят «Ой, какое гэ», но при этом все смотрят и в курсе событий. Что может быть более красноречивым аргументом в пользу существующей ситуации? Если люди ругают, но знают, что там происходит, значит, они смотрят. А смотрят - значит, постепенно… Тут такой взаимный процесс. Я смотрю, мне не нравится, но я смотрю. Я вношу какие-то коррективы, сам понимаю, что плохо. Давайте немножечко друг другу помогать. Мы делаем лучше, а вы чуть-чуть лояльнее относитесь к нам.

- Белорусские зрители сравнивают отечественный телепродукт в первую очередь с российскими программами. Доводилось слышать отзывы, что получившийся результат - «неудачная калька с российских проектов»

- Разумеется, нам есть над чем работать. Это очевидно. Не та финансовая мощь, нельзя об этом забывать. Но это не калька. Это проект, права на который продаются по всему миру. Проект «Две звезды» был в Латвии, в Европе покатался, так что не Россия здесь первая и не мы здесь последние.

- А справедливы ли упреки в том, что среди жюри и участников проектов постоянно мелькают одни и те же лица? Например, Анатолий Ярмоленко, вылетев из шоу, тут же оказался среди членов жюри. В Беларуси не хватает звезд, которые могут вызвать интерес у зрителя?

- Согласно контракту, звезда, которая вылетела из проекта, имеет право быть в жюри. Никто другой не сможет лучше оценить, что происходит на сцене, чем человек, видевший шоу изнутри. Он же был среди нас, он в этом варился, и он может понять, что все не так просто… Он, наверное, был одним из самых объективных судей…

А звезд у нас мало. Все упирается даже не в таланты, а в деньги. У кого-то есть деньги, у кого-то талант, но вместе они не встречаются, вкладываются средства в жен, знакомых… Все очень просто. У нас нет отдельных продюсеров, которые работают над созданием звездных проектов. У нас есть человек, который хочет стать звездой. И человек, который пытается его раскрутить.

- Скажите честно: наши телевизионщики еще не научились делать шоу?

- Наши все-таки лепят из того, что могут. Ответить на этот вопрос мне будет трудно, потому что я не создаю пока собственные программы. Все упирается в масштабы страны, которые, соответственно, проецируются на масштабы возможностей. Нет у нас таких финансовых монстров, как в Москве, которые смогли бы спонсировать хорошее шоу. Сколько нашли - столько и сделали.

Есть еще один момент. Может быть, иногда не хватает специалистов-телевизионщиков. Сейчас хороший телевизионщик на весь золота. Для нас это просто еще новое явление. Не делали в Беларуси таких больших проектов. В России с 90-х гг. существует опыт создания больших шоу. У нас он только начинает накапливаться. По слухам, на белорусских каналах сейчас будет появляться все больше программ транснационального значения, которые будут приобретать на международных выставках развлекательных проектов.

- Почему мы используем дорогостоящий зарубежный продукт, вместо того чтобы создать свой?

- Зачем изобретать велосипед, если ты знаешь, как он действует? Может, проще купить схему и собрать по этой схеме? Вопрос уже, как ты соберешь. А свои продукты будут - рано или поздно. Это же неизбежный процесс. Ведь своим продуктом можно назвать все те музыкальные проекты, которые делает ОНТ - «Назад в СССР», концерт в Мирском замке. Мы же ни у кого эту схему не брали…

- Еще одна распространенная претензия: белорусский Comedy Club на порядок слабее московского…

- Почему люди никогда не пытаются зреть в корень? Сколько лет уже выходит московский Comedy ? Четвертый год. Белорусскому же только полгода. Московская авторская группа - это «Уральские пельмени», «Пятигорск», старые кадры из масляковского КВН прошлых поколений. Это люди, у которых стаж юмора в десятки раз превышает наш стаж. И тем не менее нам удается для белорусов шутить о Беларуси, а не о Южном Бутово.

Все, что происходит, - это порождение народа. Какой родитель будет ругать своего ребенка за то, что он плохо ходит в год и три месяца? Никакой. Это было бы сумасшествием. Мне кажется, мы ругаем все свое, но не пытаемся поддержать или помочь. Здесь нужно пользоваться принципом еврейских семей: «Мойша хороший, Мойша - мой сын, все остальные плохие». Нам нужно хвалить свое, чтобы оно стало лучше, но не перехваливать. Нам же проще ругать. Почему? Я не знаю.

- Какие-то программы белорусского ТВ вам нравятся как зрителю?

- С одной стороны, у меня нет телевизора. С другой - нет времени, чтобы его обстоятельно смотреть. Говорят, очень хороший проект «Времечко», репортером которого, кстати, я должен был стать, если бы не Comedy Club.

СПРАВКА «БелГазеты». Евгений Булка родился в 1983г. в Бобруйске, который называет «малой столицей Вселенной, цитаделью народов». В 2001г. выпустил сборник стихов «Такая странная юность». В 2006г. окончил факультет журналистики БГУ. На телевидении - с 2003г. С 2006г. - резидент Comedy Club. Участник проекта «Две звезды».

Татьяна ОРЛОВА: «У НАС ВСЁ ИДЕТ К ГОРОДУ ПУХОВИЧИ»

- Мы сегодня очень много развлекаемся даже в серьезных информационных передачах, которые тоже стараемся делать с элементом игры и развлечения, и у нас даже не остается времени, чтобы подумать. А для чего людям нужно развлечение? Наверное, для того, чтобы отдохнуть от какой-то работы, чтобы расслабиться, чтобы почувствовать себя более свободным. И тут надо думать об адресе: для кого развлечение? Для молодежи или для людей старшего возраста?

Наше телевидение не учитывает, что страна постарела, что пенсионеров и людей старшего возраста огромное количество. В развлекательных программах телевидение ориентируется на молодежь, и часто на молодежь растущую, с подростковыми мозгами, которые еще не сформировались. Нужно очень хорошо обдумывать, какое развлечение им предлагать.

Любое развлечение - это, конечно, юмор. Без юмора любое искусство существовать не может. Но в этих развлекательных передачах меня очень сильно огорчает то, что у нас юмор ниже пояса. Когда говорится только о сексуальных проблемах, когда все заостряется на снятии штанов - все это называется пошлостью…

- Вы имеете в виду Comedy Club ?

- Да. Я смотрю очень много передач. Comedy Club я совершенно не могу смотреть из-за бесконечных оскорблений, которые там имеют место. И, к сожалению, эти оскорбления появляются и в программе «Две звезды». Может быть, потому, что Вадим Галыгин - человек из Comedy Club, может быть, потому, что стиль Comedy Club начинает распространяться на все развлечения. Конечно, нужно учитывать, на кого рассчитаны эти передачи…

Мне, например, очень интересны программы «Последний герой», «Большие гонки», «Фабрика звезд». Меня привлекает уровень юмора в КВН. Это интеллектуальный, будем говорить, элитарный уровень. На кого рассчитан юмор Comedy Club ? Он рассчитан на ту часть населения, которой расслабляться и отвлекаться не надо - они и так ничем не занимаются.

- Может, таких людей очень много? ВедьComedy Club действительно популярен…

- Он популярен в силу того, что уровень искусства у нас снизился до массовой культуры. И как можно приглашать людей - т.н. звезд шоу-бизнеса - и начинать со сцены поливать их грязью?

- Они ведь знают, что будет, когда идут туда…

- Меня не удивляет, что они приходят - это же вопросы шоу-бизнеса и масскульта, а развлечение - это более широкое понятие. По большому счету, все искусство, которое мы воспринимаем, - для нас развлечение. Для создателей искусства - это творчество, серьезная работа.

- Сначала падает культурный уровень зрителей, и поэтому телевидение вынуждено под него подстраиваться? Или все наоборот?

- Это вопрос нашего образования, вопрос профессионализма. Чем выше этот уровень, тем меньше всякой ерунды мы предлагаем читателю и зрителю. Особенно опасно пользоваться таким тяжелым каналом информации, как ТВ. Ведь, что ни говори, от телевизора идет воспитание. И Comedy Club смотрят не только люди в возрасте 18-21 года, смотрят и дети. Дети хихикают, дети привыкают к этому. Вот и получается т.н. популярность.

Я, например, не вижу смысла в SMS -голосовании, потому что я ему не верю. Я почти уверена, что оно подтасовывается…

- Понравился ли вам последний проект ОНТ «Две звезды»?

- Я видела российскую программу «Две звезды». Там же такие дуэты! Долина - Мартиросян, Вайкуле - Жигунов, Серега - Жириновский, Боярский - Заворотнюк, Валерия - Пригожин… Что меня в наших «Двух звездах» не устроило? Каждый второй у нас «звезда». А что такое «звезда»? Это что-то таинственное и загадочное. А мы сегодня про наших звезд все знаем: где и с кем они спят, что они носят, что у них болит, что они едят, какая у них собака. Где ореол таинственности? И кого мы считаем звездами?

- Может, у нас просто звезд крайне мало?

- У нас звезды есть, но мы их плохо отбираем. Главный недостаток проекта «Две звезды» в том, что не смогли подобрать интересных людей, которым было бы что сказать. Знаете такую группу «Детидетей»? Почему нельзя было Анну Хитрик пригласить? А Настя Шпаковская с группой Naka ? Там есть на что посмотреть, да они бы еще и придумали что-нибудь интересное, и сюжетик был бы, и девочек раскрутили бы как звезд…

У нас огромное количество прекрасно поющих театральных актеров. Из театральных актеров взяли Давыдько и Арланову. Давыдько меня не разочаровал, я считаю, он достойно выступил в этой программе. Арланова - девушка красивая, но средних талантов. Ее хорошо показывать, но актриса она слабая, и это сразу проявилось рядом с сильно поющим Колдуном.

Взяли модельную девушку Сережникову, поставили ее рядом с Ярмоленко. Ярмоленко - зубр. Что рядом может показать Сережникова? Какая бы она хорошая ни была, как бы красиво ни переставляла ножки, все равно она не могла с ним рядом петь и не попала ни в одну ноту.

Меня очень огорчила пара Хлестов - Раскина. Имея хороший голос, Алексей проявил себя не с лучшей стороны, он не терпит никаких замечаний в свой адрес.

- Но кто-то же из участников «Двух звезд» вам понравился?

- Я болела за выпускника журфака Женю Булку. Я была огорчена, когда он ушел в Comedy Club, ведь он хорошо вел утренние передачи, и вообще у него яркая индивидуальность. Теперь он начал работать только своим лицом, а это очень мало. А в проекте «Две звезды» он очень хорошо себя проявил, и от номера к номеру был виден рост.

Меня порадовал телеведущий Аверков, у него хороший, почти профессиональный голос. Но тут надо обращать внимание не столько на голос, сколько на элементы актерства. То, что изо всех сил делал Крыжановский. Голос у него нулевой, но он играл. Для себя я открыла певицу Жанет. Раньше она казалась мне одной из девушек, которые сегодня приходят, а завтра их забывают.

Инну Афанасьеву я помню, когда она только начинала. Она была тогда смелой, но совершенно провинциальной девушкой, аж стыдно было смотреть, как выглядит. А сегодня это леди. И она научилась себя грамотно вести.

- Пришелся ли вам по вкусу художественный уровень шоу, уровень постановки?

- Все, что я говорю, это и есть уровень вкуса. Нет у нас хороших режиссеров, видимо, редакторы не очень тщательно поработали, что-то все-таки надо было вычищать. Смысл «Двух звезд» был в том, чтобы показать зрителям неожиданные проявления известных людей. Ведь в нашем шоу-бизнесе это сплошь и рядом: у нее хорошая фигура, она разделась до трусиков, вышла, и все смотрят только на эти трусики, совершенно не слушая, что она поет. Да и что там слушать, когда «фанера» идет? А здесь же было любопытно живое исполнение, взаимодействие интересных людей. И очень плохо, что сделали этот бар в «Двух звездах», где бедным ведущим было совершенно нечего спрашивать. И пошел поток откровенного хамства.

- Создатели белорусских шоу гордятся тем, что они работают на местном материале, показывают зрителям своих героев…

- Это всегда осетрина второй свежести. Это невольное опускание. Есть американский проект, есть российский проект, есть белорусский проект, есть проект города Пуховичи. И у нас все идет к городу Пуховичи.

СПРАВКА «БелГазеты». Татьяна Орлова родилась в Москве, «в самом центре, на Чистых прудах». Окончила факультет журналистики БГУ. Работала в газетах «Советская Белоруссия», «Знамя юности» и др., научным редактором по вопросам литературы и искусства в издательстве «Белорусская Советская Энциклопедия». Профессор БГУ, доктор филологических наук. Театральный критик.
Добавить комментарий
Проверочный код