Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (588) 07 мая 2007 г. Тема недели

Приватного аппетита

07.05.2007
Госконтроль отобедал в ресторане

Марина ГУЛЯЕВА

№ 18 [588] от 07.05.07 - «Многочисленные нарушения» выявил на минувшей неделе Комитет госконтроля в ходе проверки одного из «крупных», по словам пресс-службы КГК, ресторанов. В пресс-службе утверждают, что инспекция носит «текущий» характер: «В ближайшее время будут продолжены текущие проверки ресторанов и кафе».

Рестораторы, каждого из которых завтра может ждать этот будничный визит с самыми непредсказуемыми последствиями, тоже не оценивают ситуацию как экстраординарную. Не только потому, что «нас проверяют всю жизнь», а скорее потому, что убеждены: ситуация в отрасли останется без изменений. И с таких же позиций оценивают действительно «многочисленные нарушения» в уже проверенном ресторане: мол, что заказывали, то и получили.

По информации пресс-службы КГК, установлены факты продажи блюд с недовесом 15-40% от нормы выхода. В калькуляцию стоимости блюд включались ингредиенты, которые на самом деле не использовались: «Вместо тазобедренной части говядины по Br20,6 тыс. за 1 кг включена вырезка говяжья по 27,7 тыс., которая на производство не поступала. В результате цена блюда была завышена на 1,5 тыс., или на 25% к правильно сформированной цене».

КГК отмечает, что «высокая цена блюд, включенных в меню ресторана, вызвана высокой ценой исходного сырья. Овощные консервы, грибы, свежие фрукты закупались у индивидуальных предпринимателей по завышенным в несколько раз ценам. Например, в январе 2007г. были закуплены бананы по Br11,1 тыс. за 1 кг, тогда как в розничную сеть Минска бананы поступают по 2,9 тыс.»

В проверенном контролерами ресторане нарушалась финансовая отчетность: «Не подтверждено документально поступление на производство ресторана 11 наименований продуктов, использованных при изготовлении реализованной продукции на Br1,95 млн.». В баре ресторана за 2,5 месяца без приходных документов реализовано спиртных напитков на Br1,3 млн.

«Для изготовления реализуемой кулинарной продукции использовались изготовленные на производстве ресторана полуфабрикаты, овощи маринованные, колбаса вяленая и др., хранящиеся сверх установленных для них сроков годности, изготовленные из размороженного сырья и повторно замороженные, не имеющие соответствующей маркировки, идентифицировать которые невозможно… Всего использовано в производстве после истечения сроков годности 11 наименований сырья, в т.ч. 42 штуки свежей форели, более 8 кг цыплят, 50 кг мяса лосося, 2,5 кг мяса кабана и другие продукты».

Разумеется, когда речь заходит о качестве продукта, все рестораторы единодушно заявляют, что необходимые параметры должны соблюдаться. Но, как рассказал «БелГазете» управляющий одного из ресторанов Гомеля, «как представители санстанции могут предъявлять вообще какие-либо требования к моему заведению, если в туалеты их зданий лучше не заходить!»

Некоторые нарушения собеседники «БелГазеты» вообще не склонны оценивать как нарушения и говорят о них как о едва ли не вынужденном шаге. Что есть та самая «правильная» цена, которой не придерживался проштрафившийся ресторан и за отступление от которой карают все заведения (вспомним недавние рекомендации столичного управления потребительского рынка по повышению доступности услуг общепита)? «Правильно» или «неправильно» то, что ресторан закупал чай по ценам от Br38,4 тыс. до Br843,3 тыс. за кг, «в результате чего одна порция чая в ресторане стоила от Br3,3 тыс. до Br15,7 тыс.»? В мире существует огромное множество сортов чая, продающихся по значительно более высоким ценам, но, видимо, в этот ресторан захаживали клиенты, которые готовы были платить такую сумму за «порцию чая». А клиент как будто бы всегда прав. Или нет?

«Не надо считать потребителя темным, забитым, невежественным человеком, который несет свои деньги в финансовую пирамиду под названием «ресторан» и ничего не понимает. Если у вас неадекватные цены, у вас невкусно, то человек к вам просто не придет во второй раз. И в конце концов ресторан просто сдохнет. Любой ресторан в Минске рассчитывает на то, что потребитель вернется. Они не могут понять элементарной вещи: ресторан существует не потому, что выставил высокие или низкие цены, а потому, что туда ходят. Но большое преувеличение считать, что ресторанная отрасль в Беларуси суперрентабельна. Им всем почему-то кажется, что они найдут золотое дно, что мы покупаем за рубль, а продаем за десять. Но это глупость полная, так никто не работает! В Минске нет такого количества туристов и богатых людей, чтобы ставить запредельные цены», - прокомментировал ситуацию в интервью «БелГазете» владелец одного из минских ресторанов класса «премиум», пожелавший остаться неназванным.

Как утверждает еще один ресторатор, «если моя котлета за $30 или $100 продается, то кому от этого плохо? Если она слишком дорогая, то ее просто перестанут покупать, и я перестану ее продавать!»

Чиновники тоже не против котлеты. Но одинаковой для всех - и это главный лозунг отечественного общепита, сохранившийся еще с советских времен. Именно поэтому до сих пор существуют наценочные категории с цифрами, выше которых ресторан не может поднять цену.

«Почему я должен продавать порцию драников за Br3,5 тыс., как того требует моя наценочная категория? У меня не столовая и не дешевая закусочная, а заведение с определенной атмосферой и публикой, которая готова - подчеркиваю! - готова платить за мои драники столько, сколько я считаю нужным!»

Но в том же Гомеле, по словам администратора одного из ресторанов, чтобы установить наценку на блюдо выше 50%, его рецептуру необходимо в течение едва ли не двух месяцев согласовывать в управлении потребительского рынка.

Сами рестораторы не отрицают, что цены в общепите довольно высоки, и называют вполне объективные причины дороговизны: реально высокие цены на продукты практически по всем позициям, от мяса до фруктов, по сравнению с соседними странами. К тому же, рынок сырья в принципе трудно назвать рынком с позиций ассортимента и качества предложения, и в т.ч. поэтому по-настоящему дорогих заведений в Минске нет, и прогнозировать их появление, учитывая усердие контрольных органов, трудно.

Тем не менее рынок растет. Но темпы роста и состояние конкурентной среды характеризует как раз уровень цен. «Как только в Минске появится много кафе, баров и ресторанов (нынешнее их количество нельзя оценивать, как «много»), цены начнут падать».

А пока, убежденно заявил корреспонденту «БелГазеты» директор одного из столичных ресторанов, «владелец заведения формирует цену на продукт так, как считает нужным. Это и есть порядок. Я говорю не о соответствии законодательным нормам, а о том, как рестораны пытаются выживать в условиях госрегулироровния, оправдывая свои затраты. Это выживание любыми путями, на которые нас толкает государство, и есть реальный закон сегодняшнего белорусского ресторанного бизнеса».

Впрочем, как предлагает еще один наш собеседник, почему бы курирующим органам не открыть ресторан, идеальный в их представлении, «а мы бы пришли и поучились». Не дожидаясь этого исторического момента, ресторатор осмелился нарисовать светлое будущее отечественного ресторанного бизнеса.

«Рестораны будут находиться где-нибудь на окраинах города, чтобы была не очень высокая арендная плата. Никакого ремонта, не говоря уже о дизайнерских решениях: это ведь тоже дорого. Меню: очень недорого обойдутся квашеная капуста, картошка, конечно, но ее можно очень модно подать - не вырезая «глазки». И обязательно компот.

…Все дело в том, что рестораны сами по себе, и особенно те, которые тянутся к какому-то уровню, пытаясь удивлять кухней, являются источником раздражения и деструкции. Если вспомнить известную формулу: человек - это то, что он ест, то, наевшись вкусной итальянской пасты, он вряд ли будет принадлежать к большинству».


СПОНТАННОЕ ЗНАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В МИНСКЕ

57% - «Макдоналдс»

7% - «Лидо»

5% - «Макси-бис»

1% - «Росток»

30% - все остальные

ЧАСТОТА ПОСЕЩЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ НЕДЕЛИ

«Макдоналдс» - 2,65 раза

«Макси-бис» - 2,7 раза

«Лидо» - 2,16 раза

«Росток» - 2,17 раза

90% опрошенных посещали за последние четыре недели предприятия общественного питания. Два года назад этот показатель составлял 80%.

Источник: MASMY BY, 2007г.
Добавить комментарий
Проверочный код