Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (588) 07 мая 2007 г. События. Оценки

Хлебнуть чёрного золота

07.05.2007
из Азербайджана

Сергей ЖБАНОВ

№ 18 [588] от 07.05.07 - Встретившись на минувшей неделе в Баку с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, Александр Лукашенко комплиментарно заметил, что «Азербайджан занимает первое место в мире по масштабам роста ВВП». По смыслу эти слова показались очень знакомыми. Почти 30 лет живет бессмертная фраза дорогого Леонида Ильича Брежнева «Широко шагает солнечный Азербайджан!». Так генсек отблагодарил Гейдара Алиева (папу Ильхама) за роскошный прием, устроенный в его честь в Баку.

Но теперь настали новые времена. Бывшие братские республики уже не участвуют в наивном социалистическом соревновании, а конкурируют по настоящим капиталистическим правилам. Встречи глав новоиспеченных независимых государств уже не согласовываются с Москвой. Они происходят, как заявил Александр Лукашенко, «не вопреки недоброжелателям, а во благо нашим народам.У нас очень хорошие отношения между народами. Ни один азербайджанец не скажет, что ему в Беларуси плохо». Впрочем, так же, как и русские или венесуэльцы, которые, как известно со слов белорусского президента, «не чужие нам люди».

И пусть анонимные «недоброжелатели», которых глава независимой Беларуси помянул трижды, знают, что белорусско-азербайджанское сотрудничество - «это не PR». Президент Азербайджана Ильхам Алиев тут же подтвердил заявление белорусского коллеги, заявив о полной политической поддержке проектов, связанных с добычей и поставками нефти в РБ. Кроме того, Алиев совершенно искренне сообщил о наличии у сторон общей политической воли к реализации проекта, предусматривающего «возможность поставок азербайджанской нефти в Беларусь, в т.ч. с участием имеющихся мощностей трубопровода Одесса-Броды».

В этом действительно можно не сомневаться, поскольку с апреля Азербайджан полностью прекратил транзитную транспортировку нефти через территорию России и не собирается ее возобновлять до конца года. По словам Алиева, приводимым «Интерфаксом», «страна заинтересована в увеличении экспорта нефти, поскольку уже сейчас наращивает экспорт углеводородов и уже в следующем году, добывая 50 млн. т нефти, войдет в число крупнейших стран-экспортеров нефти». В эти планы теоретически очень могут вписаться недогруженные мощности белорусских НПЗ. Однако схема, рассчитанная на трубопровод Одесса-Броды, все-таки может не сработать.

Чтобы прийти к подобному выводу, стоит прислушаться к мнению украинского премьер-министра Виктора Януковича, высказанному в ходе его последнего визита в Польшу. «Без Казахстана у проекта нефтепровода нет перспектив», - огорчил Янукович польских товарищей в интервью газете «Дзенник». Об Азербайджане он в тот момент не вспомнил. Зато не забыл про Россию: «Проблема заключается в том, что речь идет не только о Казахстане (о согласии на участие в проекте). Нужно договориться также с участниками других таких проектов, в т.ч. с Россией. Если удастся достичь такого понимания и будет политическая воля, решение будет принято», - пояснил свою точку зрения премьер Украины.

Позиция главы украинского правительства удивительным образом совпала с планами президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, готового участвовать в загрузке нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск, но только вместе с Россией, в то время как Азербайджан связывает свое участие в проекте «Одесса-Броды-Плоцк» с предоставлением ему возможности покупки доли в нефтеперерабатывающем комплексе Украины. И в мае президенты Украины, Польши, Азербайджана, Грузии и Казахстана собирались встретиться на саммите в Польше, чтобы обсудить участие этих стран в совместных энергетических проектах, включая нефтепровод Одесса-Броды.

СПРАВКА «БелГазеты». Протяженность нефтепровода Одесса-Броды составляет 674 км. Он рассчитан на прокачку 14 млн. т нефти. Его строительство завершено Украиной в 2002г. Проект был рассчитан на доставку каспийской нефти европейским потребителям, но из-за отсутствия поставщиков нефтепровод простаивал до 2004г. С этого времени по нему прокачивают российскую нефть в реверсивном направлении до нефтяного морского терминала «Южный», расположенного в районе порта Одесса. Согласно украинско-польским планам, до 2008г. должен быть подготовлен договор по достройке нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка. В настоящее время между Польшей и Казахстаном существует договоренность о создании рабочей группы для подготовки предложений относительно вариантов транспортировки казахской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды-Плоцк.

Нетрудно понять, что от договоренности, достигнутой президентами в ходе польского саммита, во многом будет зависеть и судьба белорусско-азербайджанского проекта. Пока же правительство Украины занимает осторожную позицию. Ее довольно обтекаемо сформулировал Янукович: «Сегодня каждое государство отстаивает свои интересы и потому хочет уменьшения зависимости. С другой стороны, другие страны пытаются сохранить свое влияние. Но не следует переходить определенных границ». Если не удастся убедить Россию в том, что она ничего не потеряет, став участником проекта «Одесса-Броды», то экономические потери Украины и Казахстана могут оказаться больше выигрыша, который не просчитан даже на бумаге. Беларусь, присоединившись к проекту, тоже может пострадать. Причем больше остальных стран-участниц, поскольку в отличие от них получает российскую нефть на льготных условиях.

Впрочем, о степени реальности участия Беларуси в проекте говорить пока преждевременно. Все политические договоренности, достигнутые во время встречи президентов Беларуси и Азербайджана также должны пройти технико-экономическую экспертизу. Как заявил Алиев, «если технически реализовать проекты удастся, и они будут экономически выгодны двум сторонам, то задуманное непременно будет реализовано в кратчайшие сроки». Если же в расчетах экспертов экономической эффективности не обнаружится, то и вариант доставки нефти железнодорожным транспортом может пригодиться на случай очередного кризиса в российско-белорусских отношениях.
Добавить комментарий
Проверочный код