Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№18 (588) 07 мая 2007 г. Личный вкус

CD-обзор

07.05.2007
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

№ 18 [588] от 07.05.07 - * «Ляпис Трубецкой», «Капитал»

«ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ», «КАПИТАЛ»

«Дети солнца», 2007


Разрушение стереотипов - вещь опасная: мы все знаем, чем обычно заканчиваются попытки известных артистов записать что-нибудь в духе «а теперь - шоу с раздеванием». В этом смысле «Капитал», являющийся лучшим альбомом в дискографии Лучшей Белорусской Группы (это не ярлык, это реальность), для внимательных слушателей откровением не окажется - поклонники, изначально воспринимавшие группу не как стебный псевдодворовый балаганчик, а довольно изящный музыкальный постмодерн, будут в восторге! Действительно, даже в самых массово востребованных альбомах «ляписы» были «ляписами» - опасный для любого постсоветского культурного контекста баланс между иронией и мертвенной серьезностью (с которой многие слушатели воспринимали эту иронию) им удавалось соблюдать идеально. В результате поклонники добротной дворовой лирики млели над песней о яблонях, а более проницательные слушатели мерзко хихикали над по-хорошему идиотической «Розочкой», в своей лирике приближающейся к почти хармсовскому абсурду. Подобный баланс наблюдался и в области классических «ляпис-баллад» - иных всерьез душили слезы от трагической песни про следователя и парнишку, прочим нравились по-настоящему пронзительные вещи вроде «Саня-Таня» и «Ласточки», лишенные аллюзий на блатную романтику.

Увы, некоторые особенности восприятия культурных реалий жителями бывшего Союза, незнакомыми с поп-артом, не позволяют артистам играть в постмодерн, используя цитаты из народной культуры. Падкие на любого рода лирику массы воспримут это как пресловутую народную культуру и никак иначе. Красочный пример - однозначно стебный персонаж Верка Сердючка. Если на Западе она могла бы метить в культовые трэш-дивы, достойные кинообъектива Педро Альмодовара, то в СНГ она однозначно воспринимается как качественная танцевальная «гоп-ца» формата сельской свадьбы. Судя по всему, обнаружив, что их стеб больше не воспринимается как стеб, «Ляписы» решили стать прямолинейными - это заметно уже в альбоме «Золотые яйцы». Прямолинейность как наиболее откровенный вид стеба - мера, возможно, вынужденная: раз уж в юродивых играть не получается. Игра в иванушек-дурачков, изобличающих идиотизм окружающей реальности, в нашей культуре возможна только с участием соответствующей атрибутики. Нацепив резиновые носы и смешно болтая на «трасянке», легко декларировать собственное трикстерство. Но в формате отсутствия ярмарочной ряженности проворачивать такие вещи невозможно - надо говорить от своего лица. И «Ляписы» не боятся говорить именно так - без полунамеков. Возможно, именно поэтому альбом скоро расхватают на цитаты («Не грусти, товарищ! Китайцы уже возле Луны!», «Все, ребята, харэ - отработали лавэ!» и т.п). Даже дурацкая «Котик» с ее предельно упрощенным текстом, являющим выжимку из ранних поп-стереотипов, используемых «ляписами» («Нет, нет, нет! Котик, не уходи! Сказочный рассвет ждет нас впереди!» ), выглядит как предельно жесткая сатира на неведомо что.

Каждая песня альбома посвящается определенному социо-историческому (или даже политическому) контексту - тут есть и песня о сексуальных меньшиньствах («Андрюша»), и ностальгичный привет советскому детству («Гойко Митич»), и изящный плевок в лицо масс-культуре («Золотая антилопа»), и заново переосмысленный гимн неосовковой эстетике богатых развлечений («Керчь-2»). Милая грустная песенка про новый год («Огоньки») во всеобщем контексте звучит как самая апокалиптическая композиция диска. Вообще весь альбом прекрасно апокалиптичен - возможно, отчасти поэтому его сравнивают с «Гражданской Обороной» - Летов в своем юродстве так же предельно прямолинеен.

В музыкальном же смысле альбом получился веселым, с антиглобалистскими мотивчиками, свойственными ска-музыке - однако, это не совсем ска. Скорей уж, раздолбаистый серф-панк (идеальный пример серф-панка - Ramones, привет которым звучит в композиции «Рамонки», позаимствованной с прошлого альбома). Инструментальная часть альбома навевает приятные ассоциации с Cake (невозмутимые партии духовых плюс бархатный тембр вокала и монотонный гитарный саунд) и Red Hot Chili Peppers (диск в музыкальном смысле очень перекликается с их последней работой Stadium Arcadium ). Ну и вообще, этот альбом запросто мог бы продюсировать сам Стив Альбини.
Добавить комментарий
Проверочный код