Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№18 (588) 07 мая 2007 г. Личный вкус

CD-обзор

07.05.2007
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

№ 18 [588] от 07.05.07 - * «Ляпис Трубецкой», «Капитал»

«ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ», «КАПИТАЛ»

«Дети солнца», 2007


Разрушение стереотипов - вещь опасная: мы все знаем, чем обычно заканчиваются попытки известных артистов записать что-нибудь в духе «а теперь - шоу с раздеванием». В этом смысле «Капитал», являющийся лучшим альбомом в дискографии Лучшей Белорусской Группы (это не ярлык, это реальность), для внимательных слушателей откровением не окажется - поклонники, изначально воспринимавшие группу не как стебный псевдодворовый балаганчик, а довольно изящный музыкальный постмодерн, будут в восторге! Действительно, даже в самых массово востребованных альбомах «ляписы» были «ляписами» - опасный для любого постсоветского культурного контекста баланс между иронией и мертвенной серьезностью (с которой многие слушатели воспринимали эту иронию) им удавалось соблюдать идеально. В результате поклонники добротной дворовой лирики млели над песней о яблонях, а более проницательные слушатели мерзко хихикали над по-хорошему идиотической «Розочкой», в своей лирике приближающейся к почти хармсовскому абсурду. Подобный баланс наблюдался и в области классических «ляпис-баллад» - иных всерьез душили слезы от трагической песни про следователя и парнишку, прочим нравились по-настоящему пронзительные вещи вроде «Саня-Таня» и «Ласточки», лишенные аллюзий на блатную романтику.

Увы, некоторые особенности восприятия культурных реалий жителями бывшего Союза, незнакомыми с поп-артом, не позволяют артистам играть в постмодерн, используя цитаты из народной культуры. Падкие на любого рода лирику массы воспримут это как пресловутую народную культуру и никак иначе. Красочный пример - однозначно стебный персонаж Верка Сердючка. Если на Западе она могла бы метить в культовые трэш-дивы, достойные кинообъектива Педро Альмодовара, то в СНГ она однозначно воспринимается как качественная танцевальная «гоп-ца» формата сельской свадьбы. Судя по всему, обнаружив, что их стеб больше не воспринимается как стеб, «Ляписы» решили стать прямолинейными - это заметно уже в альбоме «Золотые яйцы». Прямолинейность как наиболее откровенный вид стеба - мера, возможно, вынужденная: раз уж в юродивых играть не получается. Игра в иванушек-дурачков, изобличающих идиотизм окружающей реальности, в нашей культуре возможна только с участием соответствующей атрибутики. Нацепив резиновые носы и смешно болтая на «трасянке», легко декларировать собственное трикстерство. Но в формате отсутствия ярмарочной ряженности проворачивать такие вещи невозможно - надо говорить от своего лица. И «Ляписы» не боятся говорить именно так - без полунамеков. Возможно, именно поэтому альбом скоро расхватают на цитаты («Не грусти, товарищ! Китайцы уже возле Луны!», «Все, ребята, харэ - отработали лавэ!» и т.п). Даже дурацкая «Котик» с ее предельно упрощенным текстом, являющим выжимку из ранних поп-стереотипов, используемых «ляписами» («Нет, нет, нет! Котик, не уходи! Сказочный рассвет ждет нас впереди!» ), выглядит как предельно жесткая сатира на неведомо что.

Каждая песня альбома посвящается определенному социо-историческому (или даже политическому) контексту - тут есть и песня о сексуальных меньшиньствах («Андрюша»), и ностальгичный привет советскому детству («Гойко Митич»), и изящный плевок в лицо масс-культуре («Золотая антилопа»), и заново переосмысленный гимн неосовковой эстетике богатых развлечений («Керчь-2»). Милая грустная песенка про новый год («Огоньки») во всеобщем контексте звучит как самая апокалиптическая композиция диска. Вообще весь альбом прекрасно апокалиптичен - возможно, отчасти поэтому его сравнивают с «Гражданской Обороной» - Летов в своем юродстве так же предельно прямолинеен.

В музыкальном же смысле альбом получился веселым, с антиглобалистскими мотивчиками, свойственными ска-музыке - однако, это не совсем ска. Скорей уж, раздолбаистый серф-панк (идеальный пример серф-панка - Ramones, привет которым звучит в композиции «Рамонки», позаимствованной с прошлого альбома). Инструментальная часть альбома навевает приятные ассоциации с Cake (невозмутимые партии духовых плюс бархатный тембр вокала и монотонный гитарный саунд) и Red Hot Chili Peppers (диск в музыкальном смысле очень перекликается с их последней работой Stadium Arcadium ). Ну и вообще, этот альбом запросто мог бы продюсировать сам Стив Альбини.
Добавить комментарий
Проверочный код