Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№18 (588) 07 мая 2007 г. Личный вкус

Тогда? Ещё? Уже!

07.05.2007
Глазомер

Татьяна БЕМБЕЛЬ

№ 18 [588] от 07.05.07 - Когда «тогда»? Где-то там, в середине 70-х - начале 80-х - точка схода глубокой («последняя четверть прошлого столетия» ) хронологической перспективы, открываемой выставкой «Уже… Еще… Тогда…» в галерее «Подземка». На первом, -надцатом и заднем планах этой туманной дали расположились декорации и мизансцены столь контрастные (от брежневского застоя до компьютерной революции, от perestroiki до появления казино в городе-герое Минске), что только идущая сквозь них - сюда, к оглянувшимся - конкретная человеческая жизнь сообщает ретроспективе оптическое единство. И эстетическое, поскольку повод оглянуться - история художников. Их молодость, начало творческого пути.

Выставка формата «ностальжи», открывшись 23 апреля, к сожалению, слишком быстро закрылась. Ее название придумал Владимир Цеслер - автор многих названий, слоганов, рекламных решений, знаменитый дизайнер и художник - один из шести участников, каждый из которых представлен одной работой и одной фотографией тех самых 70-х.

Кроме Цеслера это Александра Дятлова, Сергей Кирющенко, Анатолий Кузнецов, Ольга Сазыкина и Тамара Соколова, которой принадлежит идея проекта. Все - известные, бесспорные уже имена, но на выставку имело смысл идти тем, кто хотя бы немного ориентируется в расстановке фигур на шахматной доске белорусского искусства. Она, выставка - для тех, кто знает, причастен, помнит, любит и может объяснить тем, кто не знает, не причастен и т.д. Оттенок семейности, похоже, стал устойчивым отличительным признаком проектов галереи «Подземка». Этого духа приватности, интимности и клубности в противовес официозу не хватает в публичных формах художественной жизни города, как организму по весне не хватает витамина С.

Экспозиция дала повод вспомнить времена и имена прямо-таки легендарные для истории современного белорусского искусства. Времена, когда признанные сейчас художники были студентами и делали первые по-настоящему свои, не учебные работы. Когда их разбирали на комсомольских и партийных собраниях за то, что работали в мастерских под Rolling Stones и Led Zeppelin. Разбирали безрезультатно: они лишь громче включали еще и Эллингтона, Армстронга и Высоцкого, читали Рембо и Элюара, Гарсиа Маркеса и Мандельштама, видели своими учителями кто Пикассо, Матисса и Леже, кто Мондриана, Дали и Уорхола - вопреки почти (поклон тем педагогам, которых герои выставки вспоминают с благодарностью) всему, чему их учили в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Молодость, талант, прекрасный пафос противостояния «отцам», приключения и подвиги. Классика жанра. Артистическая молодежь 70-х. Они принадлежали своему времени и были его яркими не только представителями, но и выразителями.

И ранний Кирющенко, и ранний Кузнецов еще фигуративны: очертания бутылок (этот символически насыщенный, воссоздающий контекст артистической и студенческой жизни 70-х образ, прямо скажем, доминировал на выставке) на их холстах вполне узнаваемы. А вот Цеслер - совсем абстрактный, он и сегодня мог бы подписаться под замечательной оп-артовской композицией на тему музыки Мусоргского. Пойманный в стекло вздох Ольги Сазыкиной - удивительная работа в технологическом плане, но теперь, по прошествии многих лет, видно, что она предвосхитила в содержательном плане многие последующие проекты. Материал вторичен, идея первична: без этого стекло или керамика остаются всего лишь стеклом или керамикой, попросту ДПИ (декоративно-прикладным искусством, в артистическом просторечии - прикладухой). Подтверждение этой установки - дерзкие керамические опусы Тамары Соколовой и Александры Дятловой.

«Стали ли они другими? И может ли их послание из прошлого стать событием настоящего? Приобщить нас к опыту авторской самоидентификации и сократить расстояние между творческими исканиями разных времен: между теми, кто начинал тогда, и теми, кто начинает сегодня? Может ли возвращение к себе прошлым одних стать опытом, полезным в настоящем для других?» - сформулировала возникшие на выставке вопросы культуролог и философ Ольга Шпарага, скриптор проекта.

Вернуться к истокам, посмотреть на себя со стороны, и не только своими глазами, - классная идея. Это полезно делать всем, кто занимается творческой работой. Но это и опасно. Ведь тогда не только по поводу фотографий можно воскликнуть: эх, какая же я была тогда ! Испытание выдержит не всякий. Как часто приходится слышать: «Как же здорово он писал! А теперь что?» Но эти шестеро вполне выдерживают.
Добавить комментарий
Проверочный код