Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (588) 07 мая 2007 г. Личный вкус

Тогда? Ещё? Уже!

07.05.2007
Глазомер

Татьяна БЕМБЕЛЬ

№ 18 [588] от 07.05.07 - Когда «тогда»? Где-то там, в середине 70-х - начале 80-х - точка схода глубокой («последняя четверть прошлого столетия» ) хронологической перспективы, открываемой выставкой «Уже… Еще… Тогда…» в галерее «Подземка». На первом, -надцатом и заднем планах этой туманной дали расположились декорации и мизансцены столь контрастные (от брежневского застоя до компьютерной революции, от perestroiki до появления казино в городе-герое Минске), что только идущая сквозь них - сюда, к оглянувшимся - конкретная человеческая жизнь сообщает ретроспективе оптическое единство. И эстетическое, поскольку повод оглянуться - история художников. Их молодость, начало творческого пути.

Выставка формата «ностальжи», открывшись 23 апреля, к сожалению, слишком быстро закрылась. Ее название придумал Владимир Цеслер - автор многих названий, слоганов, рекламных решений, знаменитый дизайнер и художник - один из шести участников, каждый из которых представлен одной работой и одной фотографией тех самых 70-х.

Кроме Цеслера это Александра Дятлова, Сергей Кирющенко, Анатолий Кузнецов, Ольга Сазыкина и Тамара Соколова, которой принадлежит идея проекта. Все - известные, бесспорные уже имена, но на выставку имело смысл идти тем, кто хотя бы немного ориентируется в расстановке фигур на шахматной доске белорусского искусства. Она, выставка - для тех, кто знает, причастен, помнит, любит и может объяснить тем, кто не знает, не причастен и т.д. Оттенок семейности, похоже, стал устойчивым отличительным признаком проектов галереи «Подземка». Этого духа приватности, интимности и клубности в противовес официозу не хватает в публичных формах художественной жизни города, как организму по весне не хватает витамина С.

Экспозиция дала повод вспомнить времена и имена прямо-таки легендарные для истории современного белорусского искусства. Времена, когда признанные сейчас художники были студентами и делали первые по-настоящему свои, не учебные работы. Когда их разбирали на комсомольских и партийных собраниях за то, что работали в мастерских под Rolling Stones и Led Zeppelin. Разбирали безрезультатно: они лишь громче включали еще и Эллингтона, Армстронга и Высоцкого, читали Рембо и Элюара, Гарсиа Маркеса и Мандельштама, видели своими учителями кто Пикассо, Матисса и Леже, кто Мондриана, Дали и Уорхола - вопреки почти (поклон тем педагогам, которых герои выставки вспоминают с благодарностью) всему, чему их учили в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Молодость, талант, прекрасный пафос противостояния «отцам», приключения и подвиги. Классика жанра. Артистическая молодежь 70-х. Они принадлежали своему времени и были его яркими не только представителями, но и выразителями.

И ранний Кирющенко, и ранний Кузнецов еще фигуративны: очертания бутылок (этот символически насыщенный, воссоздающий контекст артистической и студенческой жизни 70-х образ, прямо скажем, доминировал на выставке) на их холстах вполне узнаваемы. А вот Цеслер - совсем абстрактный, он и сегодня мог бы подписаться под замечательной оп-артовской композицией на тему музыки Мусоргского. Пойманный в стекло вздох Ольги Сазыкиной - удивительная работа в технологическом плане, но теперь, по прошествии многих лет, видно, что она предвосхитила в содержательном плане многие последующие проекты. Материал вторичен, идея первична: без этого стекло или керамика остаются всего лишь стеклом или керамикой, попросту ДПИ (декоративно-прикладным искусством, в артистическом просторечии - прикладухой). Подтверждение этой установки - дерзкие керамические опусы Тамары Соколовой и Александры Дятловой.

«Стали ли они другими? И может ли их послание из прошлого стать событием настоящего? Приобщить нас к опыту авторской самоидентификации и сократить расстояние между творческими исканиями разных времен: между теми, кто начинал тогда, и теми, кто начинает сегодня? Может ли возвращение к себе прошлым одних стать опытом, полезным в настоящем для других?» - сформулировала возникшие на выставке вопросы культуролог и философ Ольга Шпарага, скриптор проекта.

Вернуться к истокам, посмотреть на себя со стороны, и не только своими глазами, - классная идея. Это полезно делать всем, кто занимается творческой работой. Но это и опасно. Ведь тогда не только по поводу фотографий можно воскликнуть: эх, какая же я была тогда ! Испытание выдержит не всякий. Как часто приходится слышать: «Как же здорово он писал! А теперь что?» Но эти шестеро вполне выдерживают.
Добавить комментарий
Проверочный код