Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (588) 07 мая 2007 г. Евростандарт

Трансатлантическая конкуренция

07.05.2007
Соединённые Штаты Европы проигрывают

Константин ФИРСОВ

№ 18 [588] от 07.05.07 - Одной из самых типичным ошибок в рассуждениях политиков является ссылка на некий единый «Запад». При ближайшем рассмотрении взаимоотношений между ЕС и США наблюдается очень много противоречий и даже открытых конфликтов. Судебные разборки по разным товарным группам в рамках ВТО, проблемы обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом, видение разрешения конфликтов на Ближнем Востоке, Афганистане и Ираке, конкуренция доллара и евро - США и ЕС выступают не как один, а как два полюса.

Запад распался на блоки. Их размер и состав зависят от конкретных вопросов. Черно-белой ситуации времен «холодной войны» давно уже нет. Есть мозаика взглядов, переплетение интересов, формирование временных коалиций и часто принятие решений, логику которых понимаешь только при анализе влияния мощных ТНК на процесс принятия решений. Часто концентрация лоббистской власти происходит по линии «большие старые члены ЕС - новые участники интеграционного проекта», «сторонники свободной торговли - протекционисты», «сторонники НАТО - желающие создавать параллельные военные структуры». Такие линии противостояний проходят по десяткам разных других проблем. У части членов ЕС по определенным вопросам появилась позиция, не совпадающая с американской. Трансатлантическое единство находится под угрозой, хотя ее интенсивность пока не стоит преувеличивать.

Без поддержки США проект евроинтеграции едва был бы таким успешным. В 60-70-е гг. ЦРУ, проанализировав деятельность ЕЭС, пришло к выводу, что этот интеграционный проект выгоден США. Именно этим можно объяснить политическую, финансовую и военную поддержку Америки.

Политики и эксперты чуть ли не по умолчанию считали, что Европа будет разделять ключевые ценности и приоритеты США. Реальность оказалась иной. Со временем разница между США и ЕС стала заметна невооруженным глазом. Ирак, Палестина, Иран, система ПРО, международный трибунал, генетически модифицированные продукты, Киотский протокол, поддержка фермеров, Китай, Тайвань, Куба, смертная казнь и целый сонм торговых споров - вот многополярный мир. Едва ли можно найти хотя бы одного лидера европейской страны, который бы искренне разделял взгляды США.

Американцы слабо понимают, что происходит в ЕС в плане институционального строительства и борьбы за централизацию, т.е. против национального государства. Надеясь на лучшее, они явно игнорируют недемократический характер некоторых структур ЕС. Недавно бывший еврокоммисар заявил: критерии, применимые к новым членам ЕС, нельзя применять к старым. Двойные стандарты ни разу не укрепляли ни одну страну (см. печальный опыт таких федераций, как Югославия и СССР).

Европейские федералисты ведут себя так, как будто создание Соединенных Штатов Европы - это элитный проект, требующий только терпения и технической проработки деталей. Реальность же совершенно иная. Понятия «европейский народ» не существует. Значит, не может быть опроса «европейского общественного мнения». Тем более абсурдно говорить об одном языке. Трудно себе представить, что такого рода вопросы можно будет решить при помощи утверждения простым большинством.

Еще больше претензий у американцев к ЕС в экономической и торговой политике. Авиация, инфраструктура, сельхозпродукция, товары легкой промышленности, ПО - каких только споров не вели США и ЕС. Из-за сильной социализации экономик стран ЕС-25 их ВВП на 45% меньше, чем в США. Регуляторный зуд ЕС настолько силен, что он может напугать любого, даже самого преданного партнера.

Сегодня каждая страна, вступающая в ЕС, должна адаптировать на национальном уровне около 30 тыс. документов объемом 75 тыс. стр. Каждый год добавляется 2,5 тыс. новых. Всего же законодательная база ЕС превышает 200 тыс. документов.

Страны еврозоны пока не могут похвастаться экономическими успехами. Германия никак не может выбиться за рамки трехпроцентного роста ВВП. Немецкие эксперты все чаще обвиняют в этом Европейский центробанк и политику единой процентной ставки. В среде международных финансовых учреждений спорят, кто первым выйдет из зоны евро, чтобы решить растущие экономические проблемы. При существующих темпах экономического развития американская экономика удваивается каждые 25 лет, а европейская - каждые 140 лет.

Роль и значение Европы в мире постоянно сокращается. Европейцев просто остановится все меньше. В 1900г. в Европе жило 25% населения Земли, к 1950г. доля населения континента в общемировом сократилась до 22%, к 1975г. - до 17%. При существующих демографических тенденциях потери новых членов ЕС будут более значимыми, чем старых. Откуда взять деньги на пенсии, здравоохранение и страховки при непомерно высоких налогах и жестком рынке труда, никто толком ни в Брюсселе, ни в европейских столицах не знает. Слишком многие европейские политики все еще пребывают в плену призрака утопических идей, сформулированных в далекие 30-е гг.

Раздвоение некогда единого полюса «Запад» на ЕС и США явно не добавит миру стабильности и конкурентоспособности. В результате те бесспорные достижения, которыми сегодня гордится ЕС - мир, безопасность и высокие социальные стандарты, - могут оказаться под угрозой.
Добавить комментарий
Проверочный код