Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№16 (586) 23 апреля 2007 г. Радости жизни

Проще продать

23.04.2007
«Мог бы быть национальный проект»

Татьяна КАРЮХИНА

«Возникает хотя бы ощущение, что что-то делается для привлечения внимания к молодому белорусскому кино» , - сказал он спустя несколько лет после того, как его лента «О пропавших без вести» стала второй на кинофестивале «Серебряный Витязь» и первой в молодежной секции Берлинского кинофестиваля, картину в рамках «КиноАрта по-белорусски» увидел на широком экране белорусский зритель.

На него и его сокурсников - учеников Михаила Пташука - возлагали большие надежды: казалось, они, еще студентами замеченные мэтрами мирового кинематографа (Максим Субботин проходил практику у Кшиштофа Занусси), ворвутся и перевернут все белорусское кино. Но спустя несколько лет в Доме кино показывают их курсовые и дипломные работы (следующий показ как раз запланирован на будущую пятницу). «Хватит ли этого небольшого количества работ, чтобы показы картин молодых режиссеров стали традиционными?» - начала беседу с Максимом СУББОТИНЫМ корреспондент «БелГазеты».

- Работ реально может не хватить?

- Да их тогда уже с трудом хватало: отбор к первому показу был очень тщательным. Я не знаю, сколько кинематографических работ было в распоряжении Дома кино, но мне звонили, просили: «Нужны твои ленты, потому все, что нам приносят, не устраивает по качеству…» Наверняка у них были работы телевизионных режиссеров и выпускников или нынешних студентов.

- Вас не смущает, что это старые работы - дипломные и курсовые проекты «пташуковцев»?

-
Смущает, очень! Когда все спрашивают: «Почему вы показываете старые работы? Где новые?» - что тут скажешь? Потому что новых нет. Пока.

- По результатам зрительского голосования лучшая лента будет участвовать в фестивале Interfilm, поэтому как минимум странно выставлять на «КиноАрт» фильм «О пропавших без вести», уже засветившийся на Berlinale Talent Campus

- А я не затем выставлял свою работу в «КиноАрте по-белорусски», чтобы поучаствовать в Interfilm. Тем более что зрительские симпатии, насколько мне известно, все равно оказались на стороне картины «Цвет любви» Александра Канановича (по-моему, абсолютно справедливо). Просто, как у любого другого режиссера, у меня есть такая физиологическая потребность: чтобы зритель увидел мою работу на большом экране. Я и сам пришел еще раз ее посмотреть.

- Вы сокрушаетесь, что новых работ нет, однако говорят, что вы «стоите на заявке» и вот-вот должны запуститься…

- «Вот-вот» длится уже год. Я выполнил пока необходимый минимум действий, чтобы моя заявка оказалась на киностудии, жду, когда позвонят, но… Пока звонят только с просьбой снять рекламу, клип.

- Шансы, что вообще позвонят, есть?

- Вообще, я еще год назад был уверен, что они есть: я написал сценарий такой «тематической» короткометражной игровой ленты, которую можно было бы показывать ко Дню освобождения Беларуси и ко Дню Победы. Причем сценарий «к 9 мая» писал целенаправленно под одного российского актера - Алексея Чадова, который уже дал согласие на съемки в моей картине. Но когда я принес заявку на киностудию «Беларусьфильм» (тогда еще был другой главный редактор), мне сказали, что на следующий год короткометражных лент принципиально не запускают: «Материал хороший, интересный, поэтому только при условии, что вы допишите до полного метра, мы сможем эту заявку принять к рассмотрению». Теперь, думаю, эту заявку скорее в Москве где-нибудь продам, чем тут. Хотя странно - мог бы быть в хорошем смысле национальный проект.

- Вы говорите «продам»

- Ну да. Это тут заявку подают, там можно и продать.

- Вы представляете, за какие деньги?

- Предполагаю, хотя я не в том положении, чтобы торговаться: если ты получаешь добро на запуск в Москве, одного этого уже достаточно, чтобы работать и положить затем в портфолио картину, снятую на московской студии.

- В одном из интервью вы заметили, что за последние пару лет «в киноиндустрии страны ничего не изменилось…»

- Я по-прежнему так считаю: в индустрии (если мы ее понимаем как механизм) не изменилось ни-че-го. Ее нет, к сожалению. Белорусская киноиндустрия не поглотила даже наш курс - семь человек. Сменилось штатное руководство «Беларусьфильма», но результат его деятельности можно будет оценить по прошествии этого года, когда будут сняты плановые картины.

- Тем не менее две из этих картин дали снять молодым режиссерам…

- Да, хотя сценарии «проблемные».

- Что это значит?

- Что у режиссеров не было выбора, по какому материалу снимать. Пришел заказ от Минобороны с конкретным сценарием, в котором ни слова нельзя было поменять. Мол, хочешь быть режиссером, так снимай по этому материалу. Но по плохому сценарию хороший фильм снять нельзя, тут или пан, или пропал - экран покажет.

- Устроители «КиноАрта по-белорусски» утверждают, что хотели показать, «что в Беларуси есть не только «Глубокое течение». Нет ли опасности, что «создатели белорусского арт-хауса» снимут по заказным сценариям очередное «Течение»?

-
Мне кажется, такая опасность есть. Я не читал этих сценариев, но могу так предполагать со слов коллег, которых приглашают работать на подобные проекты и которые по разным причинам отказываются в них работать. Эти картины совсем никто не собирается продавать, по-прежнему оперируют такими понятиями, как «количество единиц в год», «план».

- Каковы перспективы снимать по своим сценариям, как хотите вы?

- По-своему собственному материалу за государственные деньги - вряд ли…

- На студии «Беларусьфильм» - вряд ли?

- Ну, чисто теоретически, можно снимать самому: сделать супернизкобюджетную картину - побегать в лесу. А что потом с ней делать? Весьма сомнительно, что я получу с ней прокатное удостоверение на территории страны. Можно поехать с ней в Москву или Питер, попытаться продать. Или проехать по фестивалям, если картина будет удачной. Но я вообще не представляю, что можно снять дешевле, чем за $50 тыс. Это такой минимум: по-хорошему, столько стоит нормальный музыкальный клип.

- На пресс-конференции, предварявшей первый показ работ белорусских режиссеров, организаторы с гордостью заявляли, что бюджет фильмов равнялся стоимости кинокамеры…

- Минуточку! Это же учебные картины, там действительно все делалось бесплатно. Но профессионал так работать не станет, это невозможно. Особенно тем, кто уже поработал с хорошей группой в нормальных производственных условиях. Что опять самому заниматься гримом, декорациями и всем остальным?

- Но тогда нужно, чтобы картина себя окупала…

- Конечно, поэтому на месте беларусьфильмовцев я нажал бы такую большую красную кнопку «стоп», рассадил бы всех по местам и начал разбираться, что нужно сделать, чтобы кино стало коммерческим. Возможно, нужно пригласить специалистов из России (там вообще не запускают проекты, не прошедшие бизнес-анализа: большие редакторские группы выверяют каждую строчку сценария).

Или делать пока исключительно совместные проекты. Ведь всем известно, что средний возраст посетителей кинотеатров - 20-30 лет. Значит, нужно выпускать молодежные драмы, мелодрамы, комедии.

- Ваш проект с Чадовым может привлечь молодежь?

- Конечно! По крайней мере, наличием артиста Чадова.

- Вы как-то сказали:«Белорусы - люди на болоте, я не могу об этом снимать…»

- Надоело культивировать в своих картинах тему болота: ах, мы такие бедные, несчастные, обреченные, ждем непонятно откуда помощи. Все-таки кино должно вселять в людей надежду и переполнять их чувством гордости за себя, а не заставлять жалеть себя. Мне вообще кажется, что наша культура, несмотря на два-три имени в литературе и пару имен в живописи, свелась к тому, что она, как и бульба, вся в земле. Полная беда с традициями. Ну надо же тогда воссоздавать все заново, искать новые темы и новую национальную идею.

- Вас звали работать в Россию, вы работали в Европе. Почему вернулись?

- Пока вернулся, потому что думаю, что здесь еще не все потеряно. Хотя, если честно, еще больше меня интересовал стабильный источник дохода: здесь я один из четырех-пяти режиссеров, которые снимают всю рекламу (хорошо ли, плохо ли, неважно: спрос есть), а там таких, как я, миллион.

- В начале марта вы как продюсер представили новый музыкальный проект Nasha. Почему вас потянуло в шоу-бизнес?

- А здесь от задумки до реализации проходит гораздо меньше времени, чем в кино: сегодня написали, завтра отрепетировали, послезавтра работаем. Я показывал наш материал в Москве - уйма положительных отзывов, и, что приятно, сразу переходят от слов к делу. Все идет к тому, чтобы сделать Nasha продуктом с коммерческим потенциалом, которым в современной формации можно было бы гордиться, и не стыдно было бы назвать «нашим».

К тому же, если кино - это сплошные нервы, то музыка - это такое удовольствие.

- Ваш проект рассчитан на российскую аудиторию?

- Честно говоря, да. У меня именно такой прицел. Варясь в собственном соку, мы ограничиваемся аудиторией в 10 млн. человек, из которых твоих потенциальных слушателей - 1,5-2 млн. Может, поэтому у нас никогда не было по-настоящему популярных групп и проектов.

- Что стало с другим вашим проектом - единственной в Беларуси электронной картотекой типажей и актеров?

- О, это классная вещь, но я устал предлагать ее киностудии «Беларусьфильм»: им это не нужно. Там до сих пор актеров выбирают, перебирая горы устаревших фотографий. Хотя до тех пор, пока картотека была размещена в Интернете, честное слово, каждый день звонили и заказывали тот или иной типаж. Наверное, проще программу переделать под автомобильную промышленность, модельный бизнес, под что угодно - и продать.
Добавить комментарий
Проверочный код