Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№16 (586) 23 апреля 2007 г. Портмоне

Как нам реорганизовать легпром?

23.04.2007
 

Отдел экономики

Что говорят

Иван АЙПЛАТОВ, дизайнер. Я знаю, как работают российские предприятия, и чтобы понять, что мешает нашим предприятиям работать так же, надо побывать на них и посмотреть, как они работают. Но очевидно, что лучше развиваются негосударственные предприятия, такие как, например, «Мiлавiца». Те, где есть собственник, который следит за предприятием, за тем, чтобы оно процветало. О качестве дизайна тоже можно говорить. Я не сотрудничал плотно с нашими предприятиями, поэтому не знаю точно схемы их работы. Но то, что я вижу, - это отсутствие хороших технологичных тканей, хотя в частных предприятиях они уже активно используются. Если взять Брестскую область, там легпром развивается несколько лучше, чем по всей Беларуси, потому что все предприятия в частных руках. Удастся ли сделать единый молодежный бренд, трудно сказать. Мне кажется, что это выглядит как-то странно.

Андрей ПАРФИЛОВ, директор Института независимой экспертизы. Для технического перевооружения отрасли нужны инвестиции. Условия для их привлечения создаются не только государством, но и инициатором инвестиционного проекта, т.е. руководителем или владельцем предприятия. От последнего зависят такие факторы инвестиционной привлекательности, как степень технологической оснащенности, квалификация и мотивация персонала, финансовое состояние предприятия, доля рынка и т.п. Ведь есть в легпроме нормальные, эффективные предприятия, и главный секрет их успеха - эффективный менеджмент. У руководителей должно быть понимание основных тенденций развития отрасли. Надо выработать стратегию развития конкретного предприятия, понять, какой управленческий ресурс задействовать при ее реализации, после чего приступать к разработке бизнес-плана, в котором можно просчитать несколько вариантов технологического перевооружения и источников его финансирования - до тех пор, пока не получится эффективная рабочая схема. Ведь есть целый ряд источников внешнего финансирования технической модернизации: банки, государство, иностранные инвесторы. Эффективный собственник, будь то государство или стратегический инвестор, заинтересован инвестировать в техническое перевооружение предприятия для наращивания конкурентных преимуществ.

Надо уже сейчас прогнозировать, каким будет рынок через год-два, пытаться занять на этом рынке некие позиции, осуществлять техническое перевооружение, сокращая издержки за счет новых технологий, думать об эффективном менеджменте - обучать «топов», возить их за рубеж, в т.ч. в Китай. В преддверии вступления в ВТО менеджмент национальной индустрии обязан стать на порядок эффективнее и ответственнее. В последнее время руководство страны ставит задачи, связанные с эффективностью: должны быть деньги на расчетном счете, должна быть прибыль. В краткосрочной перспективе можно, конечно, скажем, ограничить и упорядочить импорт - на некоторое время сработает. Однако в условиях глобализации рано или поздно придется конкурировать на равных. Поэтому альтернатив повышению эффективности управления отраслью и модернизации за счет инвестиций нет. Мы, кстати, активно содействуем такому пути развития: 18-20 апреля участвовали в ХХ отраслевой выставке-ярмаке «БелТексЛегпром», а 26-27 апреля ИНЭП при поддержке «Беллегпрома» проводит I отраслевую международную конференцию, где специалисты отрасли, их коллеги из России и Украины и внешние консультанты смогут поделиться опытом работы в современных условиях.

Жанна ГРИНЮК, директор Центра системных бизнес-технологий Satio. Проблема N1 - менеджмент. После распада СССР были потрясения, связанные с объемом производства и вторжением на постсоветское пространство дешевой китайской продукции. И эти сигналы не были восприняты адекватно: мол, низкое качество, народ разберется. Сегодняшние вызовы возникают уже на уровне не слабых сигналов, а мощных конкурентных движений в отечественной экономике. Внедряются глобальные бренды, которые изменяют архитектуру белорусского рынка вслед за архитектурой легпрома всего мира. Наш менеджмент неадекватно оценивает эти вызовы, и повышение компетенции в этом направлении необходимо, особенно в высшем управленческом звене. Нужен элементарный анализ, понимание угроз, направления движения отрасли, принятие решений для каждого предприятия в отдельности. Мысль о том, что легпромом можно руководить из некоего центра, пагубна. Каждое предприятие должно адаптироваться самостоятельно.

Вторая проблема - инновационные продукты. Речь идет как о сфере fashion, так и о технологических инновациях. Это сфера конструктивной одежды и конструктивного белья с различными типами нитей и добавок, серьезные инновационные технологии, которые разрабатываются на научной основе и активно внедряются в производство за рубежом. Здесь мы отстаем катастрофически.

Третье направление - маркетинг и брендинг. За последние годы не было создано ни одного яркого нового бренда. Была попытка реанимации старых отечественных брендов, можно говорить о разной степени успешности этих попыток, но без ребрендинга (а это не только реклама, но и изменение стратегии компании) далеко не уйти. У нас промышленность работает на целевой массовый сегмент. Сейчас же речь идет о сегментации аудитории не только по возрасту и по материальному состоянию, но и по стилю, ситуации. Создание новых стилей - городской, кантри - великолепная возможность для легпрома. Но эти возможности не используются.

Дарья ПОПОВА, маркетолог ИНЭП. Основная проблема отрасли - кризис перепроизводства и сбыта. Складские запасы очень велики, своевременно сбывать их нет возможности, остановить производство нельзя. Что можно сделать реально? В первую очередь нужно оценить рынок, не просто произвести сегментирование, но выделить наиболее прибыльные для данного товара сегменты, с учетом его специфических потребительских свойств, выявить потребительские нужды в этом сегменте и переориентироваться на работу в них. Что делать с уже произведенным товаром? Это вопрос товаропроводящей сети: есть она или нет, насколько эффективна экономически, какова ее структура, какие элементы в ней задействованы - розничные торговые точки, дилеры или оптовые покупатели, и т.п. После оценки системы сбыта происходит ее корректировка. Т.е. к проблеме нужно подойти с двух сторон - анализ производства и анализ сбыта.

АЛЛА, индивидуальный предприниматель. Я торгую на рынке китайским трикотажем фабричного производства. Рассуждать о продукции нашего легпрома могу исключительно как рядовой потребитель, потому что в своей профессиональной деятельности с ним не связываюсь. Как покупатель могу сказать, что качество белорусского трикотажа в последние годы очень ухудшилось. Еще недавно я с большим уважением относилась к трикотажу фабрики «Алеся». Такие модели были у них красивые, а по качеству уж конечно опережали китайский или турецкий товар. Теперь они отстали от всякой моды. Зайдите в любой государственный универмаг, подойдите к кронштейнам, на которых висит белорусский трикотаж. Они настолько заполнены вешалками с товарами, что нужно приложить огромные усилия, чтобы достать какой-то предмет одежды. Продавцы стоят и равнодушно взирают…
Добавить комментарий
Проверочный код