Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№16 (586) 23 апреля 2007 г. Портмоне

Скоро ли полегчает?

23.04.2007
«Сегодня не проблема произвести - проблема продать»

Ярослав ПОДЪЯБЛОНСКИЙ

Белорусскому легпрому не повезло: ему довелось жить в эпоху глобализации. В отрасли так и не произошло полномасштабной приватизации, хотя стратегической она не является. Износ основных фондов - 83%; на внешних рынках наших производителей теснят дешевые товары из Азии, заполонившие континент после упразднения ВТО 1 января 2005г. ограничительных квот и наблюдавшегося в последние годы падения мировых цен на импортируемые одежду и текстиль на 20% и более. На внутреннем рынке ситуация тоже не внушает оптимизма.

СПРАВКА «БелГазеты». По данным Минстата, на 1 апреля 2007г. в легкой промышленности зафиксировано наибольшее среди всех отраслей соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства - 130,7% (на 1% больше, чем на 1 марта 2007г.). Запасы готовой продукции превышали среднемесячный объем производства по тканям шерстяным в 4,1 раза, по тканям льняным - в 4,5 раза, запасы чулочно-носочных изделий достигли 239,4% среднемесячного объема производства, обуви - 167,5%. По официальной статистике концерна «Беллегпром», за январь-февраль 2007г. общий объем экспорта составил $90,2 млн. (122,7% к январю-февралю 2006г.), в т.ч. в страны СНГ- $66,4 млн. (131,3 %), из него в РФ - $61,3 млн. (131,3 %), в страны дальнего зарубежья - $23,8 млн. (103,8 %). Объем импорта товаров легпрома за указанный период - $47 млн. (110,3% к январю-февралю 2006г.).

Причины проблем отрасли - в ее истории. Легкая промышленность Беларуси создавалась с прицелом на рынок всего бывшего СССР, оборудование рассчитывалось на массовый выпуск однородной продукции, поэтому после распада Советского Союза и постепенной либерализации мирового рынка текстиля и одежды выяснилось, что у отрасли практически не осталось конкурентных преимуществ. Сырье (за исключением льна) и фурнитура доставляются издалека, увеличивая издержки, оборудование изнашивается, кадры стареют, внешних инвестиций не предвидится. Есть, правда, рядом необъятный российский рынок одежды ($30-40 млрд. с приростом 20-27% в год, по разным оценкам), но и там конъюнктура складывается неблагоприятная: во-первых, объем импорта одежды из Европы и Азии в РФ постоянно растет; во-вторых, собственная легкая промышленность после пика падения в 2002г. начинает подавать признаки жизни; в-третьих, близится вступление России в ВТО, и тогда даже в РФ белорусам придется конкурировать со всем миром. Впрочем, в ВТО рано или поздно вступит и Беларусь - со всеми вытекающими последствиями.

С экспансией зарубежных производителей на внутреннем рынке РБ государство пытается бороться. В результате в торговых сетях цена марочного импортного товара может превышать европейскую в несколько раз, а вещевые рынки постоянно лихорадит по понятной причине: как заявил в феврале этого года замминистра экономики Андрей Тур, «из 189 тыс. индивидуальных предпринимателей примерно 180 тыс. торгуют на рынках, в то время как у нас «лежит» легкая промышленность, где 160 тыс. занятых». Однако, несмотря на все предпринимаемые правительством меры, склады отечественных предприятий не пустеют.

В условиях отсутствия внешних инвесторов в ближайшей перспективе рассчитывать можно только на государство. В феврале председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин сообщил БелТА, что в рамках комплексной программы технического перевооружения отрасли на 2006-10гг. в нее будет ежегодно инвестироваться около Br100 млрд. Руководитель концерна признал, что «сегодня не проблема произвести качественный товар, проблема его продать».Планы «Беллегпрома» предусматривают давно назревшие мероприятия: повышение конкурентоспособности за счет сокращения издержек, улучшения качества, расширения и обновления ассортимента, внедрения новых технологий, повышения эффективности использования основных производственных фондов и мощностей. Отрасль намерена заняться наконец маркетингом и товаропродвижением, в контексте чего Нарышкин рекомендовал «не бояться некоторого удорожания», поскольку «покупатель готов приобретать более дорогую, но качественную, выполненную из современных материалов продукцию, нежели дешевую, устаревшую по своим потребительским свойствам». Слова совершенно справедливые, хотя и идущие вразрез с ассортиментом отечественной госторговли.

Верхний ценовой сегмент для белорусского трикотажа уже закрыт, конкурировать в нижнем с аутсорсинговыми производителями из КНР, Малайзии или Бангладеш - занятие малопродуктивное. В среднем еще кое-какие шансы остаются, хотя такой путь требует серьезной модернизации и управления, и производства, и сбыта. Потребителю остается пожелать отрасли успеха в этом начинании и отправиться за покупками - в бутик или на вещевой рынок, в зависимости от доходов, с высокой вероятностью предположив, что купленная вещь будет импортной.
Добавить комментарий
Проверочный код