Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№16 (586) 23 апреля 2007 г. Личный вкус

Умные книги

23.04.2007
 

Александр ГРИЦАНОВ

* София Старкина, «Велимир Хлебников» * Елена Морозова, «Маркиз де Сад»

СОФИЯ СТАРКИНА, «ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ». - М.: «Молодая гвардия» (ЖЗЛ), 2007

Появление этой книги в серии изданий, посвященных наиболее достойным представителям рода человеческого, вполне оправдано. Поэт, философ, историк, математик, лингвист и орнитолог Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) ушел из жизни в возрасте «истинного поэта ». При этом он лучше многих иных понимал, что «кровавая купель» революции неизбежна: еще в 1912г. он дважды пророчил в печати «падение государства» в 1917г.

Это первая достаточно полная биография Хлебникова. Даже московские специалисты, давно предпочитающие участливой критике сокрушительный наезд, критиковали текст лишь по мелочам: некоторые факты из жизни приведены без ссылок на источники, уточнялось авторство остроумного замечания о поэте и т.п.

Тяжело читать подробные описания быта мыслителя, опередившего свое время на полсотни лет, но имевшего несчастье родиться в России: угол в комнате то знакомых, то родственников, то поклонников, кровать из досок, голый матрас, табурет вместо стола, клочки со стихами, разбросанные по полу. На ногах - развалившиеся башмаки или опорки на босу ногу, на плечах - старенький тулупчик, подарок Маяковского.

В таком виде Хлебников подписывал манифесты футуристов, носилрукописи стихов в наволочке, создавал Правительство Земного Шара, открывал законы чисел и времени, служил русским дервишем в составе Персидской Красной Армии (в 1921г. существовал план создания Красного Ирана).

Однажды зимой супруги Брики, повстречав Хлебникова, замерзавшего в летнем пальто, повезли его покупать шубу. Он выбрал старомодную, на вате, со скунсовым воротником-шалью. Лиля дала ему еще три рубля на шапку и отправилась по своим делам, а он на абсолютно все предоставленные ему деньги накупил в японском магазине разноцветных бумажных салфеток и принес ей в подарок.

Хлебников считал, что в связи с ускорением темпа жизни и повышением насыщенности знания в недалеком будущем наука станет привилегией только интеллектуальных элит, получающих в свое ведение самые надежные источники, каналы трансляции и средства хранения информации. Он предвосхитил основные постулаты философии постмодерна, учений о ноосфере и глобализации.

И был оптимистом: «Когда умирают люди - поют песни».

ЕЛЕНА МОРОЗОВА, «МАРКИЗ ДЕ САД». - М.: «Молодая гвардия» (ЖЗЛ), 2007

Самое примечательное в факте выхода этой книги - ее публикация в ряду жизнеописаний замечательных людей. Российские культурные прорабы, сбитые с толку чекистско-олигархической общественной моделью, сооружаемой Владимиром Путиным, явно спутали потенциальный рейтинг биографии с вкладом данной персоны в культуру. Де Сад (1740-1814), конечно, примечателен, но явно не той ангельской мерой, коей призваны отличаться фигуранты серии, а скорее собственной сатанинской прелестью.

Понимая суть отмеченной нравственной коллизии, автор открыла книгу главой «Жизнь несчастливого человека». В ней сделана попытка ответить на вопрос: предложил ли маркиз новаторскую систему этико-философских координат и сопряженный с ней качественно иной язык науки о человеке либо просто скрупулезно зафиксировал симптомы собственной душевной болезни?

Де Сад прожил трагическую жизнь, включавшую участие в Семилетней войне, 27 лет тюремных заключений, побеги, разорение и клинику для душевнобольных, где и закончилась его жизнь. Столь же неоднозначны были и его характеристики культурным официозом: XVIII в. считал его непристойным автором гнусных порнографических романов «эталонов безобразия», XIX в. отнес его сочинения к области заслуживающих внимания литературных курьезов, XX в. отвел ему едва ли не самое достойное место в литературе Просвещения.

Де Сад интересен и нам - откровенно жесткими формулировками тех жизненных стратегий, которые наиболее актуальны на постсоветском пространстве: «Жалкие смертные, вы воображаете, что способны справиться со страстями, которыми наделила вас природа!» или «Ни одна страсть, несомненно, не сравнится по силе со стремлением повелевать».

Комментируя гениальные пророчества маркиза о технологиях властвования посредством электронных СМИ, французский философ Ролан Барт писал: «Сад, опережая Фрейда и вместе с тем переворачивая его, превращает сперму в субститут слова… Субъект действия - это не тот, кто обладает властью или удовольствием; это тот, кто удерживает управление сценой или управление фразой». Знаем-знаем, сами не раз созерцали…
Добавить комментарий
Проверочный код