Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№16 (586) 23 апреля 2007 г. Личный вкус

Меломания с Верой вагнер

23.04.2007
БГ сыграл в бисер

Вера ВАГНЕР

35-летие группы «Аквариум» - праздник тихий, буддистский и естественный, как вращение колеса Сансары и непременный ежегодный приезд Бориса Борисовича с обязательным апрельским концертом в Минск. На торжественность мероприятия указывали разве что огромные корзины с живыми цветами, неброско расставленные по сцене, обильно воскуриваемые благовония и странные лица поклонников группы - вот-вот снизойдет Благодать! Что, еще не снизошла? Сейчас-сейчас, вот уже снисходит - ловите!

Салютовать и командовать парадом самой просветленной легенде русскоязычного рока не пристало - Борис Борисович раскрепощен, вкрадчив и загадочен, как дзенские коаны. Начав с пронзительно-спокойной «Время перейти эту реку вброд», он исполняет песни из последних двух альбомов группы («Zoom Zoom Zoom» и «Беспечный русский бродяга»), явно предпочитая медитативно-мантрические вещицы откровенно-разнузданному рок-н-роллу («Не качает ! - кричат в зале. - Аквариум» давай !»).

Музыканты тоже расслаблены - время от времени срываясь в непринужденный ирландский фолк, чтобы оттенить по-пиратски хулиганские песни-танцы в духе «Ну-ка, мечи стаканы на стол!». Какая-то благородная корсарская разудалость витала над всем - видимо, в честь этого Борис Борисович вывесил позади сцены огромного «Веселого Роджера». Значительную часть песен он исполнял, сидя на стуле - улыбчивый, светлый, с окладистой, пышной бородой, похудевший и как-то благородно утончившийся. Ни дать ни взять - суфийский мудрец!

Правда, потом разухабился - вскочил, затанцевал со стулом вальс, схватил в зубы подаренную поклонником гвоздику, смешно скакал по сцене с цветком в зубах, делал руками загадочные пассы и всеми возможными способами пытался благословить сразу всех находящихся в зале. Апогеем этой тихой феерии стало исполнение абсурдистской мантры «О смысле всего сущего» Борисом Борисовичем соло, без группы на сцене. «Человеческая жизнь имеет более одного аспекта. В городе Таганроге есть два Звездных Проспекта», - со значением пропел БГ, и зал вдруг, как один, затаил дыхание. Какая-то девочка буквально извивалась на стуле (точно такими же хитрыми змеями вились люди в начале 90-х во время телесеансов Кашпировского) - видимо, поймала особенный флюид. БГ продолжал петь о том, как по одному из этих проспектов маршируют белозубые…

«Космонавты! - закричал он, и на сцену откуда-то сверху свалился перкуссионист «Аквариума», ни дать ни взять - Гагарин. Зал выдохнул и начал что-то кричать хором. Борис Борисович же невозмутимо продолжал петь про козу: «День проходит и два проходит, веревка перетерлась, но коза не уходит… Ей совершенно некуда идти, она смотрит в небеса и шепчет: «Господи, прости!».

Все вскочили. Это был какой-то момент кромешной истины. Я так смутилась, что выбежала в холл. Там за столиком сидел человек неопределенного возраста и грустно пил водку.

«У меня к вам только один вопрос, - неожиданно сказал он.- Почему всё ТАК? Ну почему ТАК?» Немного успокоившись, он пояснил, почему находится не в зале: «Я всегда прихожу на концерт БГ в апреле. Вот и сейчас пришел. Посмотрел на него, с ним все хорошо, он замечательный такой. Увидел БГ - ну и вот, больше мне ничего не надо, сижу теперь, пью водку. Что еще делать?» Лучшего ответа на вопрос «Почему всё ТАК?» и придумать невозможно. В принципе, концерт «Аквариума» можно наблюдать как пять минут, так и два часа - уровень облучения какой-то космической благостностью будет одинаковым.

Вернувшись в зал, я заметила, что период ирландских джиг и буддистских мантр прошел - «Аквариум» зажигал, выдавая старые хиты, гитара звенела матерыми хард-роковыми риффами, в пространстве витали аллюзии на Deep Purple и King Crimson, Борис Борисович бесстыдно распевал песню «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», а содержимое зала каким-то удивительным образом скопилось около сцены и внимало Учителю, простирая руки в благословенную пустоту. Какая-то женщина бросилась на сцену дарить мэтру букет роз и подозрительно массивную книгу - охранник цветочки пропустил, а книгу отнял: нельзя, говорит, Борису Борисовичу книги дарить…

Финальным аккордом прозвучала «Небо становится ближе» - песня, которая с годами становится все серьезнее. Чего не скажешь о самом Борисе Борисовиче - его детская непосредственность в сочетании с удивительно подходящим возрастом (Гребенщиков, как и Дэвид Боуи с Миком Джаггером, принадлежит к редкому типу музыкантов, которым почтенный возраст на редкость к лицу) налагает на весь этот помпезный рок-контекст флер космической эфемерности. Судя по всему, нынешние концерты «Аквариума» - это уже не музыка, а какая-то идеальная версия игры в бисер.
Добавить комментарий
Проверочный код